Слайд 1«Степени сравнения имен прилагательных»
Слайд 2
Цели: - познакомить с новым понятием «степени сравнения
прилагательных;
Задачи: -научить употреблять степени сравнения;
-сформировать умения правильной постановки ударения;
-сформировать умения находить и различать
прилагательные разных степеней сравнения в тексте;
-сформировать умения пользоваться полученными
навыками при составлении собственных текстов;
Слайд 3
Степени сравнения прилагательных
Слайд 6
Какая это часть речи?
Что общего и в чем различие между ними?
Как
можно назвать эти прилагательные?
Слайд 7
Положительная
степень
Простая
сравнительная
степень
Простая
превосходная
степень
Степени сравнения прилагательных
Слайд 8
Положительная
степень
Сравнительная
степень
Превосходная
степень
Определение
Исходная форма прилагательного,
от которого создаются
другие формы,
выражающие
бoльшую / меньшую
или наибольшую / наименьшую
степени признака.
Слайд 9
Простая
сравнительная
степень
Определение
прилагательного указывает, что признак
проявляется в большей (река глубже) /
меньшей
степени (река короче) у данного предмета по
сравнению с другим предметом
Слайд 10
Простая сравнительная
степень
Способ образования
основа положительной степени
+
формообразующие суффиксы
-ее(-ей), -е, -ше/-же
(длиннее, короче)
Слайд 11
указывает на самую большую
/ малую степень проявления
признака (высочайшая гора)
или
на очень большую / малую
степень проявления признака
(добрейший человек).
Определение
Простая
превосходная
степень
Слайд 12
Способ образования
Простая
превосходная
степень
основа положительной
степени +
формообразующие суффиксы
-ейш- / -айш-
(после к, г, х,
вызывая чередование) ;
приставка наи- + основа положительной
Степени;
основа положительной
степени + слово всех
Слайд 13Чем отличаются данные прилагательные от
предыдущих?
Слайд 14Составная форма
превосходной степени
О
П
Р
Е
Д
Е
Л
Е
Н
И
Е
Слайд 15
С
П
О
С
О
Б
О
Б
Р
А
З
О
В
А
Н
И
я
элемент самый + положительная степень
элемент наиболее / наименее +
положи-
тельная степень
простая сравнительная степень + элемент
всего / всех
Слайд 16Составная форма сравни-
тельной степени
О
П
Р
Е
Д
Е
Л
Е
Н
И
Е
Слайд 17С
П
О
С
О
Б
О
Б
Р
А
З
О
В
А
Н
И
я
элемент более / менее +
положительная степень
Слайд 18С
П
О
С
О
Б
О
Б
Р
А
З
О
В
А
Н
И
я
Более красный / менее красный
Слайд 19
Синтаксическая функция
Простая и составная сравнительная степень
дополнение
Простая и составная превосходная степень
сказуемое
Слайд 20
Фиолетовый
Деревянный
Лисий
Человеческий
Бумажный
Образуйте разные
степени сравнения
от данных
прилагательных.
Слайд 21
Фиолетовый
Деревянный
Лисий
молодой
Бумажный
Более фиолетовый,
самый фиолетовый
Моложе,
самый молодой
Какой вывод можно сделать после
Данного упрожнения?
Не
Слайд 22
алгоритм
К какому разряду относится прилагательное?
качественное
относительное
притяжательное
есть ли –ее/ей-, -е-, -ше-?
да
нет
простая
сравнительная
степень
нет степеней сравнения
есть
ли слова: более/менее?
да
нет
составная
сравнительная
степень
есть ли –айш/ейш-?
да
нет
простая
превосходная
степень
составная
превосходная
степень
Слайд 23Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения.
Поставьте ударения.
Страшный –
Большой
Оловянный
Сложный
Китайский
Тугой
Хороший
Красивый –
Слайд 24Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения.
Поставьте ударения.
Страшный –
страшнее, самый страшный, страшнее всех
Большой-
Оловянный
Сложный
Китайский
Тугой
Хороший
Красивый –
Слайд 25Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения.
Поставьте ударения.
Страшный –
страшнее, самый страшный
Большой- больше, самый большой, больше всех
Оловянный
Сложный
Китайский
Тугой
Хороший
Красивый –
Слайд 26Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения.
Поставьте ударения.
Страшный
– страшнее, самый страшный, страшнее всех
Большой- больше, самый большой, больше всех
Оловянный- нет
Сложный - сложнее, более сложный, сложнейший, сложнее всех, самый сложный
Китайский
Тугой
Хороший
Красивый –
Слайд 27Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения.
Поставьте ударения.
Страшный
– страшнее, самый страшный, страшнее всех
Большой- больше, самый большой, больше всех
Оловянный- нет
Сложный - сложнее, более сложный, сложнейший, сложнее всех, самый сложный
Китайский - нет
Тугой
Хороший
Красивый –
Слайд 28Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения.
Поставьте ударения.
Страшный
– страшнее, самый страшный, страшнее всех
Большой- больше, самый большой, больше всех
Оловянный- нет
Сложный - сложнее, более сложный, сложнейший, сложнее всех, самый сложный
Китайский - нет
Тугой – туже, туже всех, самый тугой
Хороший
Красивый –
Слайд 29Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения.
Поставьте ударения.
Страшный
– страшнее, самый страшный, страшнее всех
Большой- больше, самый большой, больше всех
Оловянный- нет
Сложный - сложнее, более сложный, сложнейший, сложнее всех, самый сложный
Китайский - нет
Тугой – туже, туже всех, самый тугой
Хороший – лучше, самый лучший, лучше всех
Красивый –
Слайд 30Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения.
Поставьте ударения.
Страшный
– страшнее, самый страшный, страшнее всех
Большой- больше, самый большой, больше всех
Оловянный- нет
Сложный - сложнее, более сложный, сложнейший, сложнее всех, самый сложный
Китайский - нет
Тугой – туже, туже всех, самый тугой
Хороший – лучше, самый лучший, лучше всех
Красивый – краше, более красивый, красивее, самый красивый, красивее всех.
Слайд 31Перепишите текст. Найдите и отметьте формы степеней сравнения прилагательных.
Девочка взяла самую
большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
(Л.Н.Толстой)
Слайд 32Найдите и отметьте формы степеней сравнения прилагательных.
Девочка взяла самую большую
ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
(Л.Н.Толстой)
Слайд 33Найдите и отметьте формы степеней сравнения прилагательных
Девочка взяла самую большую ложку
и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
(Л.Н.Толстой)
Слайд 34Найдите и отметьте формы степеней сравнения прилагательных
Девочка взяла самую большую ложку
и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
(Л.Н.Толстой)
Слайд 35Найдите и отметьте формы степеней сравнения прилагательных
Девочка взяла самую большую ложку
и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
(Л.Н.Толстой)
Слайд 36Найдите и отметьте формы степеней сравнения прилагательных
Девочка взяла самую большую ложку
и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
(Л.Н.Толстой)
Слайд 37Найдите и отметьте формы степеней сравнения прилагательных
Девочка взяла самую большую ложку
и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
(Л.Н.Толстой)
Слайд 38Найдите и отметьте формы степеней сравнения прилагательных
Девочка взяла самую большую ложку
и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
(Л.Н.Толстой)
Определите синтаксическую роль
Данных прилагательных.
Слайд 39
Выберите иллюстрацию к отрывку из стихотворения и докажите, что она лучше
подходит. Используйте сравнительные степени прилагательных.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрянец и золото одетые леса…
А.С.Пушкин
Слайд 40
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрянец и золото одетые леса…
А.С.Пушкин
Слайд 41
Домашнее задание
Из прилагательных фиолетовый,
деревянный, лисий, человеческий,
бумажный и
степеней сравнения составить
7-8 предложений, указав их синтаксическую
функцию.