Презентация, доклад по русскому языку Средства выразительности(10 класс)

Содержание

Цели: *Повторить, расширить и обобщить знания по теме;*Развивать навыки владения изобразительно-выразительными средствами;*Вырабатывать навык выполнения задания высокой степени сложности В8 ЕГЭ в ходе выполнения практических упражнений.

Слайд 1 Тема урока:
Работа над изобразительными средствами выразительности
в процессе подготовки к

ЕГЭ.

Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы подготовиться к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции.

Тема урока:Работа над изобразительными средствами выразительности в процессе подготовки к ЕГЭ.Задача сегодняшнего урока состоит в том,

Слайд 2Цели:
*Повторить, расширить и обобщить знания по теме;
*Развивать навыки владения изобразительно-выразительными

средствами;
*Вырабатывать навык выполнения задания высокой степени сложности В8 ЕГЭ в ходе выполнения практических упражнений.


Цели: *Повторить, расширить и обобщить знания по теме;*Развивать навыки владения изобразительно-выразительными средствами;*Вырабатывать навык выполнения задания высокой степени

Слайд 3Повторение изученного

Повторение изученного

Слайд 4Вспоминаем определения

Задание :вспомнить и записать термины

по данному определению

сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.
слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Вспоминаем определения     Задание :вспомнить и записать термины по данному определениюсопоставление двух явлений, с

Слайд 5Вспоминаем определения

оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются

противоположные понятия.
стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.



Вспоминаем определения  оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.стилистическая фигура, состоящая в таком

Слайд 6Ответы к заданию
Сравнение
Метафора
Перифраза
Анафора
Антитеза
Градация
Инверсия

Ответы к заданию СравнениеМетафораПерифразаАнафораАнтитезаГрадация Инверсия

Слайд 8Задание: Соотнесите пример и определение

Задание: Соотнесите пример и определение

Слайд 9Ответы к заданию:
1-Д
2-Г
3-А
4-В
5-Б

Ответы к заданию: 1-Д 2-Г 3-А 4-В 5-Б

Слайд 10Тестовые задания
1. Какой троп используется в тексте?
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.(С.Есенин)


1)Ирония;
2)Литота;
3)Метафора;
4)Метонимия.
2. Какой троп используется в тексте?
Люблю я пышное природы увяданье…
(А. Пушкин)
1)Метафора;
2)Олицетворение;
3)Эпитет;
4)Оксюморон.
3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.Есенин)
1)Гипербола;2)Градация;3)Риторическоевосклицание;4)Сравнение.

Тестовые задания1. Какой троп используется в тексте?Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.(С.Есенин) 1)Ирония;2)Литота;3)Метафора;4)Метонимия.2. Какой троп используется в

Слайд 11
4. Какой троп использован в этих строках?Белеет парус одинокий в тумане

моря голубом.
1) Сравнение 2) инверсия 3) оксюморон
5. Укажите, какое из средств выразительности используются в отрывке: “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)
1)Метафора;
2)Олицетворение;
3)Сравнение;
4)Градация.

4. Какой троп использован в этих строках?Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.1) Сравнение

Слайд 12ответы
1) 3
2) 4

3) 2
4) 2
5) 2
ответы   1) 3   2) 4   3) 2   4) 2

Слайд 13Алгоритм рассуждения
1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности

(лексико-фразеологические, синтаксические, общие специальные: тропы и риторические фигуры; звукопись).
2. Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п.
3. Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.

Выполнение задания В8 из демоверсии

Алгоритм рассуждения1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности (лексико-фразеологические, синтаксические, общие специальные: тропы и

Слайд 14Работа с текстом.
1) Жизнь человек выбирает не сам

себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть куда понесет. (2) Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. (3) И лишь одно спросил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. (4) Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежным добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.
(5) Берегите матерей, люди! (6) Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может – говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет. (В. Астафьев).


Работа с текстом.    1) Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою,

Слайд 15Задание по тексту №1
В каком предложении (ях) текста наиболее полна отражена

основная мысль текста. Сформулируйте ее.
Какой (ие) тип (ы) речи представлен (ы)в тексте.
- Рассуждение и описание; - Рассуждение и повествование; - Рассуждение; - Повествование.

Задание по тексту №1В каком предложении (ях) текста наиболее полна отражена основная мысль текста. Сформулируйте ее.Какой (ие)

Слайд 16Задания по тексту №2
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который

вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Задания по тексту №2Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются

Слайд 17
Текст В.Астафьева адресован молодым людям. Автор предлагает задуматься над мнением опытного,

многое осмыслившего человека. Основную мысль текста автор выражает с помощью ______ (Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают _______ (“человек выбирает жизнь”, “возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми”). Описать собственную жизнь, а также отношение матери к своему ребенку автору удалось благодаря использованию _____ (предложения 2,4). Текст делается более понятным вследствие использования в нем ______ (“просить судьбу”, “доброе сердце”).
Список терминов:
Метафоры;
Сравнение;
Эпитет;
Ряды однородных членов;
Риторические восклицания;
Умолчание;
Градация;
Устойчивые выражения;
Синтаксический параллелизм;
Анафора.

Текст В.Астафьева адресован молодым людям. Автор предлагает задуматься над мнением опытного, многое осмыслившего человека. Основную мысль текста

Слайд 18Домашнее задание
Определить стилистические фигуры и тропы в предложенных строках.
Решение тесовых заданий

из книги КИМов (вариант 6-9),задание В8.
 

Домашнее заданиеОпределить стилистические фигуры и тропы в предложенных строках.Решение тесовых заданий из книги КИМов (вариант 6-9),задание В8. 

Слайд 19Что узнали нового и полезного на уроке?
Как оцениваете свою работу на

уроке?

Как вы считаете, что необходимо для
успешного
выполнения задания В8 на экзамене?

Итог урока

Что узнали нового и полезного на уроке?Как оцениваете свою работу на уроке?Как вы считаете, что необходимо для

Слайд 20Список литературы и Интернет-ресурсов

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинова А.П. Русский язык.

Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005г.
Лимонад Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школьная пресса, 2002г.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, айрис-пресс, 1998г.
Словарь литературоведческих терминов http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0
Материалы сайта ФИПИ
www.fipi.ru
6. Материалы ФЦИОР
www.eor.edu.ru




Список литературы и Интернет-ресурсовАрхарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинова А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и

Слайд 21
Спасибо за внимание!!!!!

Спасибо за внимание!!!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть