Слайд 2 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов
(из каких частей они состоят) и способы их образования.
Как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, словообразование в русском языкознании сложилось сравнительно недавно. Словообразование нужно отличать от формообразования слов (сравните: бумага – бумажник; бумага, бумаги).
Слайд 3МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА
Слова состоят из морфем. Морфемой называется наименьшая значимая часть
слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления данного слова с другими, содержащими аналогичные значимые части. В отличие от слова морфема не имеет самостоятельного существования.
Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова, называется морфемикой.
Слайд 4СОСТАВ СЛОВА
Слово состоит из основы и окончания.
В основу входят: приставка,
корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова. В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание (трав-а), а в неизменяемых – только основа (около, завтра, двигаясь, кашне, по-зимнему). Основа – это часть изменяемого слова без окончания (море – моря – морю). В основе слова заключено его лексическое значение.
Слайд 5ОСНОВА СЛОВА
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое
слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Слайд 6СОСТАВ СЛОВА
Окончание (флексия) – это изменяемая значимая часть слова, которая образует
форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово (трава – травы, зимний – зимнего, лечу – летит). Неизменяемые слова окончаний не имеют. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками (конь – коня – коню; орёл – орла – орлу).
Слайд 7СОСТАВ СЛОВА
Окончание выражает разные грамматические значения:
у существительных, числительных и личных
местоимений – падеж и число;
у прилагательных, причастий, некоторых местоимений – падеж, число, род;
у глаголов в настоящем и будущем времени – лицо и число, а в прошедшем и будущем времени – род и число.
Слайд 8СОСТАВ СЛОВА
Корень (корневая морфема) – это главная значимая часть слова, в
которой заключено общее значение всех однокоренных слов (водный – подводный – водяной – водник – водянистый). Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни (гора – гористый – горный – гореть). Слова с подобными корнями однокоренными не являются. В слове может быть один корень (водный) или два корня (водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище).
Слайд 9СОСТАВ СЛОВА
Помимо корня (корневой морфемы), в структуре слов содержатся аффиксальные морфемы,
или аффиксы. К аффиксам относятся все служебные морфемы слова: префиксальные (приставки, или префиксы), суффиксальные (суффиксы), интерфиксальные (интерфиксы), постфиксальные (постфиксы) и флексийные (флексии, или окончания).
Слайд 10СОСТАВ СЛОВА
Приставка (префикс) – это значимая часть слова, которая находится
перед корнем или другой приставкой и используется как для образования других слов (автор – соавтор, вне – извне), так и для образования некоторых форм одного и того же слова (делать – сделать).
Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, пере- и др.). Иноязычных приставок немного (анти-, архи-, интер-, дез-, экс- и др.).
Слайд 11СОСТАВ СЛОВА
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня
или другого суффикса и обычно служит для образования слов (летчик, грузин, писатель, трагик). Суффиксы могут служить для образования форм слов (знамя – знамени, почитать – почитывать). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи
(-ак-, -лец-, -иц- характерны для имен существительных; -енн-, -ш-, -вш- – для причастий; -ну-, -ыва-, -ева- – для глаголов).
Слайд 12СОСТАВ СЛОВА
Постфикс – это значимая часть слова, находящаяся после окончания или
суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова (белеть – белеться, катать – кататься; катался, каталась,
вернувшийся, вернусь, улыбаясь).
Слайд 13СОСТАВ СЛОВА
Соединительная гласная (интерфикс) – это служебная морфема, находящаяся между двумя
основами в структуре сложного слова и необходимая для соединения этих основ в одну целостную основу данного слова (голов-о-кружение, земл-е-трясение, пят-и-летний).
Интерфиксы используются лишь для образования новых слов, формообразовательная функция им совершенно не свойственна.
Слайд 14СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Новые слова в русском языке образуются на основе слов,
словосочетаний, реже – предложений, которые для нового слова являются исходными.
Различаются следующие характерные способы образования : морфологические и неморфологические.
Слайд 15МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Приставочный (префиксальный) способ
При этом способе приставка присоединяется к исходному, уже
готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово (удача – неудача, бабушка – прабабушка, ныне – доныне, моральный – аморальный, читать – вычитать, как – кое-как, где – нигде, худший – наихудший, даль – вдаль, даром – недаром, действие - бездействие).
Слайд 16МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Суффиксальный способ
При этом способе к основе исходного слова прибавляется суффикс.
Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи (туман – туман-н-ый, туман-н-ость; белый – бел-изн-а; внук – внучок; работать – работ-ник; преподавать – преподава-тель; храбрый – храбр-ец).
Слайд 17МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Приставочно-суффиксальный способ (суффиксально-префиксальный)
При этом способе одновременно к основе исходного слова
присоединяются приставка (префикс) и суффикс ( по-дорож-ник, при-мор-ск-ий, на-хлеб-ник, под-свеч-ник, под-стакан-ник, об-сахар-и-ть, в-тайн-е, во-втор-ых, не-счаст-н-ый, не-вин-н-ый, под-снеж-ник, на-став-ник).
Слайд 18МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Бессуффиксный способ
Способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание
(зеленый – зелень, сухой – сушь, синий – синь), либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (переносить – перенос, насыпать – насыпь, просекать – просека, загорать – загар, глубокий – глубь, гладкий – гладь, выходить – выход).
Слайд 19МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Сложение как способ образования слов
Способ заключается в соединении в одном
слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными словами называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные (интерфиксы).
Слайд 20СПОСОБЫ СЛОЖЕНИЯ
Сложение целых слов (диван-кровать, город-герой, телефон-автомат, сейчас).
Сложение основ слов с
целым словом без соединительных гласных (партбилет, турпоход, полдыни, автозавод, Ленинград, физкультура).
Сложение основ с соединительными гласными (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп).
Слайд 21СПОСОБЫ СЛОЖЕНИЯ
Сложение основы слова и целого слова с помощью соединительных гласных
(овощехранилище, железобетон, декоративно-прикладной, новостройка).
Сложение основ с одновременным присоединением суффикса (земледелие, пятилетка, трехэтажный).
Слияние слов (вечнозеленый, труднодоступный, вперёдсмотрящий).
Слайд 22СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ (АББРЕВИАЦИЯ)
Сложение слогов или частей слов (комсомол/Коммунистический Союз Молодёжи,
спецкор/специальный корреспондент).
Сложение названий начальных букв
(МГУ/Московский государственный университет, ЦК/Центральный Комитет, загс/запись актов гражданского состояния).
Слайд 23СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ (АББРЕВИАЦИЯ)
Смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со
слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Слова, образованные способом сложения, называются сложными, аббревиатура, сложносокращенными.
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов (вуз – вузовец, колхоз – колхозный, колхозник).
Слайд 24НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Переход слов одной части речи в другую, лексико-грамматический (рядовой случай
– рядовой из соседней части, первый год – первый ученик, лёжа на песке – читать лёжа вредно, медленным шагом – ехали шагом; ушёл, благодаря хозяйку за обед -
благодаря заботливому уходу).
Слайд 25Морфемный анализ слова (разбор слова по составу)
Определить слово как часть
речи.
У изменяемого слова найти окончание и определить его значение.
Указать основу слова.
Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором.
Слайд 26Словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор – это выяснение от чего и с помощью
чего образовано данное слово. При словообразовательном разборе слова устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок (префиксов) к данному слову в процессе образования слова. Это приведет к построению словообразовательной цепочки.
Слайд 27План словообразовательного разбора
Дать толкование лексического значения слова.
Сравнить состав данного слова с
однокоренными.
Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.
Слайд 28Различие между разбором слова по составу и словообразовательным разбором слова
Разбор слова
по составу
уч-и-тель-ств-о
вод-ян-ист-ый
по-весен-н-ему
что-нибудь
Словообразовательный анализ
учительство – учитель
водянистый – водяной
по-весеннему – весеннему
что-нибудь - что
Слайд 29ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
1. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1)
юбиляр, стряпуха, оргвыводы
2) дипломник, кое-куда, медвежий
3) баловство, свежесть, безголосый
4) пароходный, птичий, поддержка
2. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) внеклассный, побольше, разрыв
2) заморский, пресмешной, разбитый
3) соавтор, вызывающе, изголодаться
4) сверхприбыль, подыскать, навсегда
Слайд 30ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1)
надомник, втроём, мясорубка
2) бесстыдник, нарукавник, неумный
3) подбородок, размечтаться, справа
4) утомление, бескозырка, сослуживец
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) переговоры, дурь, вред
2) зелень, рассада, чертёжник
3) навар, нелегал, размен
4) вход, запрет, порка
Слайд 31ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
5. В каком ряду все слова образованы способом сложения?
1)
местком, небесно-голубой, контригра
2) профсоюз, спецкор, бомж
3) левобережный, морозостойкий, сверхзадача
4) бетономешалка, первомайский, адъютант
6. В каком ряду нет слова, образованного бессуффиксным способом?
1) следователь, дымок, накипь
2) накопитель, бездарь, тупица
3) вновь, пододеяльник, спецназ
4) раздача, россыпь, сенокос
Слайд 32ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
7. В каком ряду нет слова, образованного приставочным способом?
1)
свалка, откуда, подготовка
2) выпускник, надбровье, пощипывать
3) железнодорожный, вдвойне, ультразвук
4) перевод, небольшой, прикарманить
8. В каком ряду нет слова, образованного приставочно-суффиксальным способом?
1) передача, соразмерный, очернитель
2) загривок, контратака, вдуматься
3) переименование, дисгармония, сбережения
4) надомный, досрочный, разрыдаться
Слайд 33ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
9. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1)
новый — обновить — возобновить — возобновление
2) ум — разум — разумный — разумно
3) единый — соединить — соединимый — соединимость
4) краска — красить — окрасить — окрасочный — окраска
10. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода — водный — ... — подводник?
1) водник
2) водяной
3) подводница
4) подводный
Слайд 34ОТВЕТЫ К ИТОГОВЫМ ТЕСТАМ
Номер теста
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Номер правильного ответа
4
4
3
3
2
3
2
3
4
4
Слайд 36Презентацию подготовила преподаватель Выборгского политехнического колледжа «Александровский»
Немкова Ирина Геннадьевна
2012 год