Презентация, доклад по русскому языку Способы образования слов

Содержание

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования. Как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, словообразование в русском языкознании сложилось сравнительно недавно. Словообразование нужно отличать

Слайд 1СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Слайд 2 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов

(из каких частей они состоят) и способы их образования.
Как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, словообразование в русском языкознании сложилось сравнительно недавно. Словообразование нужно отличать от формообразования слов (сравните: бумага – бумажник; бумага, бумаги).

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ	Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и

Слайд 3МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА
Слова состоят из морфем. Морфемой называется наименьшая значимая часть

слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления данного слова с другими, содержащими аналогичные значимые части. В отличие от слова морфема не имеет самостоятельного существования.
Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова, называется морфемикой.
МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВАСлова состоят из морфем. Морфемой называется наименьшая значимая часть слова, которая выделяется в его структуре

Слайд 4СОСТАВ СЛОВА
Слово состоит из основы и окончания.
В основу входят: приставка,

корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова. В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание (трав-а), а в неизменяемых – только основа (около, завтра, двигаясь, кашне, по-зимнему). Основа – это часть изменяемого слова без окончания (море – моря – морю). В основе слова заключено его лексическое значение.
СОСТАВ СЛОВАСлово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание

Слайд 5ОСНОВА СЛОВА
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое

слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
ОСНОВА СЛОВАПонятия производной, непроизводной, производящей основОснова слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова

Слайд 6СОСТАВ СЛОВА
Окончание (флексия) – это изменяемая значимая часть слова, которая образует

форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово (трава – травы, зимний – зимнего, лечу – летит). Неизменяемые слова окончаний не имеют. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками (конь – коня – коню; орёл – орла – орлу).
СОСТАВ СЛОВАОкончание (флексия) – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи

Слайд 7СОСТАВ СЛОВА
Окончание выражает разные грамматические значения:
у существительных, числительных и личных

местоимений – падеж и число;
у прилагательных, причастий, некоторых местоимений – падеж, число, род;
у глаголов в настоящем и будущем времени – лицо и число, а в прошедшем и будущем времени – род и число.
СОСТАВ СЛОВАОкончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений – падеж и число; у

Слайд 8СОСТАВ СЛОВА
Корень (корневая морфема) – это главная значимая часть слова, в

которой заключено общее значение всех однокоренных слов (водный – подводный – водяной – водник – водянистый). Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни (гора – гористый – горный – гореть). Слова с подобными корнями однокоренными не являются. В слове может быть один корень (водный) или два корня (водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище).
СОСТАВ СЛОВАКорень (корневая морфема) – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных

Слайд 9СОСТАВ СЛОВА
Помимо корня (корневой морфемы), в структуре слов содержатся аффиксальные морфемы,

или аффиксы. К аффиксам относятся все служебные морфемы слова: префиксальные (приставки, или префиксы), суффиксальные (суффиксы), интерфиксальные (интерфиксы), постфиксальные (постфиксы) и флексийные (флексии, или окончания).
СОСТАВ СЛОВАПомимо корня (корневой морфемы), в структуре слов содержатся аффиксальные морфемы, или аффиксы. К аффиксам относятся все

Слайд 10СОСТАВ СЛОВА
Приставка (префикс) – это значимая часть слова, которая находится

перед корнем или другой приставкой и используется как для образования других слов (автор – соавтор, вне – извне), так и для образования некоторых форм одного и того же слова (делать – сделать).
Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, пере- и др.). Иноязычных приставок немного (анти-, архи-, интер-, дез-, экс- и др.).
СОСТАВ  СЛОВАПриставка (префикс) – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или другой приставкой и

Слайд 11СОСТАВ СЛОВА
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня

или другого суффикса и обычно служит для образования слов (летчик, грузин, писатель, трагик). Суффиксы могут служить для образования форм слов (знамя – знамени, почитать – почитывать). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи
(-ак-, -лец-, -иц- характерны для имен существительных; -енн-, -ш-, -вш- – для причастий; -ну-, -ыва-, -ева- – для глаголов).
СОСТАВ СЛОВАСуффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня или другого суффикса и обычно служит

Слайд 12СОСТАВ СЛОВА
Постфикс – это значимая часть слова, находящаяся после окончания или

суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова (белеть – белеться, катать – кататься; катался, каталась,
вернувшийся, вернусь, улыбаясь).
СОСТАВ СЛОВАПостфикс – это значимая часть слова, находящаяся после окончания или суффиксов в глагольных формах и служащая

Слайд 13СОСТАВ СЛОВА
Соединительная гласная (интерфикс) – это служебная морфема, находящаяся между двумя

основами в структуре сложного слова и необходимая для соединения этих основ в одну целостную основу данного слова (голов-о-кружение, земл-е-трясение, пят-и-летний).
Интерфиксы используются лишь для образования новых слов, формообразовательная функция им совершенно не свойственна.
СОСТАВ СЛОВАСоединительная гласная (интерфикс) – это служебная морфема, находящаяся между двумя основами в структуре сложного слова и

Слайд 14СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Новые слова в русском языке образуются на основе слов,

словосочетаний, реже – предложений, которые для нового слова являются исходными.
Различаются следующие характерные способы образования : морфологические и неморфологические.
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВНовые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений, которые для

Слайд 15МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Приставочный (префиксальный) способ
При этом способе приставка присоединяется к исходному, уже

готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово (удача – неудача, бабушка – прабабушка, ныне – доныне, моральный – аморальный, читать – вычитать, как – кое-как, где – нигде, худший – наихудший, даль – вдаль, даром – недаром, действие - бездействие).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫПриставочный (префиксальный) способПри этом способе приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово

Слайд 16МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Суффиксальный способ
При этом способе к основе исходного слова прибавляется суффикс.


Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи (туман – туман-н-ый, туман-н-ость; белый – бел-изн-а; внук – внучок; работать – работ-ник; преподавать – преподава-тель; храбрый – храбр-ец).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫСуффиксальный способПри этом способе к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных

Слайд 17МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Приставочно-суффиксальный способ (суффиксально-префиксальный)
При этом способе одновременно к основе исходного слова

присоединяются приставка (префикс) и суффикс ( по-дорож-ник, при-мор-ск-ий, на-хлеб-ник, под-свеч-ник, под-стакан-ник, об-сахар-и-ть, в-тайн-е, во-втор-ых, не-счаст-н-ый, не-вин-н-ый, под-снеж-ник, на-став-ник).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫПриставочно-суффиксальный способ (суффиксально-префиксальный)При этом способе одновременно к основе исходного слова присоединяются приставка (префикс) и суффикс (

Слайд 18МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Бессуффиксный способ
Способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание

(зеленый – зелень, сухой – сушь, синий – синь), либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (переносить – перенос, насыпать – насыпь, просекать – просека, загорать – загар, глубокий – глубь, гладкий – гладь, выходить – выход).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫБессуффиксный способСпособ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень, сухой – сушь,

Слайд 19МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Сложение как способ образования слов
Способ заключается в соединении в одном

слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными словами называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные (интерфиксы).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫСложение как способ образования словСпособ заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения

Слайд 20СПОСОБЫ СЛОЖЕНИЯ
Сложение целых слов (диван-кровать, город-герой, телефон-автомат, сейчас).
Сложение основ слов с

целым словом без соединительных гласных (партбилет, турпоход, полдыни, автозавод, Ленинград, физкультура).
Сложение основ с соединительными гласными (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп).

СПОСОБЫ СЛОЖЕНИЯ	Сложение целых слов (диван-кровать, город-герой, телефон-автомат, сейчас).	Сложение основ слов с целым словом без соединительных гласных (партбилет,

Слайд 21СПОСОБЫ СЛОЖЕНИЯ
Сложение основы слова и целого слова с помощью соединительных гласных

(овощехранилище, железобетон, декоративно-прикладной, новостройка).
Сложение основ с одновременным присоединением суффикса (земледелие, пятилетка, трехэтажный).
Слияние слов (вечнозеленый, труднодоступный, вперёдсмотрящий).
СПОСОБЫ СЛОЖЕНИЯ	Сложение основы слова и целого слова с помощью соединительных гласных (овощехранилище, железобетон, декоративно-прикладной, новостройка).	Сложение основ с

Слайд 22СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ (АББРЕВИАЦИЯ)
Сложение слогов или частей слов (комсомол/Коммунистический Союз Молодёжи,

спецкор/специальный корреспондент).
Сложение названий начальных букв
(МГУ/Московский государственный университет, ЦК/Центральный Комитет, загс/запись актов гражданского состояния).

СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ (АББРЕВИАЦИЯ)	Сложение слогов или частей слов (комсомол/Коммунистический Союз Молодёжи, спецкор/специальный корреспондент).	Сложение названий начальных букв(МГУ/Московский государственный

Слайд 23СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ (АББРЕВИАЦИЯ)
Смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со

слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Слова, образованные способом сложения, называются сложными, аббревиатура, сложносокращенными.
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов (вуз – вузовец, колхоз – колхозный, колхозник).
СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ (АББРЕВИАЦИЯ)	Смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.):

Слайд 24НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Переход слов одной части речи в другую, лексико-грамматический (рядовой случай

– рядовой из соседней части, первый год – первый ученик, лёжа на песке – читать лёжа вредно, медленным шагом – ехали шагом; ушёл, благодаря хозяйку за обед - благодаря заботливому уходу).
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫПереход слов одной части речи в другую, лексико-грамматический (рядовой случай – рядовой из соседней части, первый

Слайд 25Морфемный анализ слова (разбор слова по составу)
Определить слово как часть

речи.
У изменяемого слова найти окончание и определить его значение.
Указать основу слова.
Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором.
Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) Определить слово как часть речи.У изменяемого слова найти окончание и

Слайд 26Словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор – это выяснение от чего и с помощью

чего образовано данное слово. При словообразовательном разборе слова устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок (префиксов) к данному слову в процессе образования слова. Это приведет к построению словообразовательной цепочки.
Словообразовательный разборСловообразовательный разбор – это выяснение от чего и с помощью чего образовано данное слово. При словообразовательном

Слайд 27План словообразовательного разбора
Дать толкование лексического значения слова.
Сравнить состав данного слова с

однокоренными.
Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.
План словообразовательного разбораДать толкование лексического значения слова.Сравнить состав данного слова с однокоренными.Выявить ту часть слова, с помощью

Слайд 28Различие между разбором слова по составу и словообразовательным разбором слова

Разбор слова

по составу


уч-и-тель-ств-о
вод-ян-ист-ый
по-весен-н-ему
что-нибудь


Словообразовательный анализ

учительство – учитель
водянистый – водяной
по-весеннему – весеннему
что-нибудь - что

Различие между разбором слова по составу и словообразовательным разбором словаРазбор слова по составууч-и-тель-ств-овод-ян-ист-ыйпо-весен-н-емучто-нибудьСловообразовательный анализучительство – учительводянистый –

Слайд 29ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
1. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1)

юбиляр, стряпуха, оргвыводы 2) дипломник, кое-куда, медвежий 3) баловство, свежесть, безголосый 4) пароходный, птичий, поддержка

2. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) внеклассный, побольше, разрыв 2) заморский, пресмешной, разбитый 3) соавтор, вызывающе, изголодаться 4) сверхприбыль, подыскать, навсегда
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ1. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 	1) юбиляр, стряпуха, оргвыводы  2) дипломник,

Слайд 30ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1)

надомник, втроём, мясорубка 2) бесстыдник, нарукавник, неумный 3) подбородок, размечтаться, справа 4) утомление, бескозырка, сослуживец

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) переговоры, дурь, вред 2) зелень, рассада, чертёжник 3) навар, нелегал, размен 4) вход, запрет, порка
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 	1) надомник, втроём, мясорубка  2) бесстыдник,

Слайд 31ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
5. В каком ряду все слова образованы способом сложения?
1)

местком, небесно-голубой, контригра 2) профсоюз, спецкор, бомж 3) левобережный, морозостойкий, сверхзадача 4) бетономешалка, первомайский, адъютант

6. В каком ряду нет слова, образованного бессуффиксным способом?
1) следователь, дымок, накипь 2) накопитель, бездарь, тупица 3) вновь, пододеяльник, спецназ 4) раздача, россыпь, сенокос
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ5. В каком ряду все слова образованы способом сложения? 	1) местком, небесно-голубой, контригра  2) профсоюз,

Слайд 32ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
7. В каком ряду нет слова, образованного приставочным способом?
1)

свалка, откуда, подготовка 2) выпускник, надбровье, пощипывать 3) железнодорожный, вдвойне, ультразвук 4) перевод, небольшой, прикарманить

8. В каком ряду нет слова, образованного приставочно-суффиксальным способом?
1) передача, соразмерный, очернитель 2) загривок, контратака, вдуматься 3) переименование, дисгармония, сбережения 4) надомный, досрочный, разрыдаться
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ7. В каком ряду нет слова, образованного приставочным способом? 	1) свалка, откуда, подготовка  2) выпускник,

Слайд 33ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
9. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1)

новый   —   обновить   —   возобновить   —   возобновление 2) ум   —   разум   —   разумный   —   разумно 3) единый   —   соединить   —   соединимый   —   соединимость 4) краска   —   красить   —   окрасить   —   окрасочный   —   окраска
10. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода   —   водный   —     ...     —   подводник?
1) водник 2) водяной 3) подводница 4) подводный
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ9. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов? 	1) новый   —   обновить  

Слайд 34ОТВЕТЫ К ИТОГОВЫМ ТЕСТАМ
Номер теста
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Номер правильного ответа
4
4
3
3
2
3
2
3
4
4

ОТВЕТЫ К ИТОГОВЫМ ТЕСТАМНомер теста12345678910Номер правильного ответа4433232344

Слайд 35Удачи на экзамене!

Удачи  на  экзамене!

Слайд 36Презентацию подготовила преподаватель Выборгского политехнического колледжа «Александровский»
Немкова Ирина Геннадьевна

2012 год

Презентацию подготовила преподаватель Выборгского политехнического колледжа «Александровский»Немкова Ирина Геннадьевна2012 год

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть