Презентация, доклад по русскому языку Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетания (8 класс, 2 урока)

Содержание

Мозговой штурмУкажите термин по его определению: это специальное или непредвиденное (следствие речевой небрежности) сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.Приведите примеры, иллюстрирующие следующие речевые приёмы:1)употребление однокоренных слов (например, в пословицах) 2)

Слайд 1Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Слайд 2Мозговой штурм
Укажите термин по его определению: это специальное или непредвиденное (следствие

речевой небрежности) сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.
Приведите примеры, иллюстрирующие следующие речевые приёмы:

1)употребление однокоренных слов (например, в пословицах)
2) употребление форм слова
3) повторение смысла
4) повторение звуков

 Приведите пример речевой небрежности (ошибки), приведшей к неоправданному повтору слов
Мозговой штурмУкажите термин по его определению: это специальное или непредвиденное (следствие речевой небрежности) сочетание или повторение одних

Слайд 3Проверим
Тавтология
1)употребление однокоренных слов: Время дорого вовремя.
2) употребление форм слова:

Дружба дружбой, а служба службой.
3) повторение смысла: Он нас учил всерьёз, не в шутку.
4) повторение звуков: Широка моя Ока.
Речевая небрежность (речевая ошибка): Надо танец станцевать …. Закат – это закатывание солнца.
Проверим Тавтология 1)употребление однокоренных слов: Время дорого вовремя.2) употребление форм слова: Дружба дружбой, а служба службой.3) повторение

Слайд 41. Раздел науки о языке, который изучает строй связной речи.
2-3. Единица

синтаксиса.
1. Раздел науки о языке, который изучает строй связной речи.2-3. Единица синтаксиса.

Слайд 51. Раздел науки о языке, который изучает строй связной речи.
2-3. Единица

синтаксиса.
1. Раздел науки о языке, который изучает строй связной речи.2-3. Единица синтаксиса.

Слайд 6СЛОВОСОЧЕТАНИЕ как единица синтаксиса и его виды.
Русский язык
8 класс

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  как единица синтаксиса и его виды.Русский язык8 класс

Слайд 7Составь кластер
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


Стр. 35

Составь кластерСЛОВОСОЧЕТАНИЕСтр. 35

Слайд 9Словосочетание (со + чета-»2»)
ГЛАВНОЕ
ЗАВИСИМОЕ
СВЯЗЬ
СМЫСЛОВАЯ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ
СТУПАЙ

К МОРЮ

Куда?




ВОПРОС

ПРЕДЛОГ

ОКОНЧАНИЕ

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ИГРАТЬ В ФУТБОЛ

во что?

С Л С


ОСНОВА (подлежащее + сказуемое)
Стал он кликать золотую рыбку.



ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Что ты, баба, белены объелась?

Словосочетание (со + чета-»2»)ГЛАВНОЕЗАВИСИМОЕ СВЯЗЬСМЫСЛОВАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ    СТУПАЙ К  МОРЮ Куда?ВОПРОСПРЕДЛОГОКОНЧАНИЕПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ИГРАТЬ

Слайд 10Выполните упр. 54

Выполните упр. 54

Слайд 12Внимание
Задание ГИА

Внимание Задание ГИА

Слайд 13Синтаксическая связь слов в словосочетании.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
Связь,

при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.
Синтаксическая связь слов в словосочетании.Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.Связь, при которой одно слово зависит от

Слайд 14Способы подчинительной связи



согласование
управление
примыкание
зависимое слово ставится в той же форме, что и

главное: летнее солнце, моя родина, третий дом

зависимое слово ставится в определённом падеже, какого требует главное слово:
верить в успех, радоваться победе

зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонационно:
Хотел сказать, Очень легко

Способы подчинительной связисогласованиеуправлениепримыканиезависимое слово ставится в той же форме, что и главное: летнее солнце, моя родина, третий

Слайд 15ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
СОГЛАСОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРИМЫКАНИЕ
Верные друзья
Верных друзей
Верными друзьями
управлять с энтузиазмом
тихо говорить
говорить улыбаясь
цвета беж
предложить

войти

счастливая жизнь
первый урок
мой приятель

вести машину
ехавший на коне
колесо телеги
готов ко всему
управляя компанией

стоять рядом

прил.

числ.

мест.

нар.

дееприч.

кр.прил

инф.

В.п

П.п

Р.п

Д.п

Т.п


смысл


падеж


Род,число, падеж

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСОГЛАСОВАНИЕУПРАВЛЕНИЕПРИМЫКАНИЕВерные друзьяВерных друзейВерными друзьямиуправлять с энтузиазмомтихо  говоритьговорить улыбаясьцвета бежпредложить войтисчастливая жизньпервый урокмой приятельвести машинуехавший на

Слайд 16Потренируемся!
Запишите словосочетания, группируя их по способам подчинительной связи.
Вл..дение речью,

уча(?)ствовать в походе, из..бразить на картине, легко справиться, добросовес(?)ные тружен..ики, интел..игентные люди, уверен..ость в победе, непокол..бимая вера, рас..уждать последовательно, поступить рас(?)чётливо, жить играючи, пом..гать по-соседски, меткое выр..жение, вера в будущее, трудиться добросовес(?)но, рас(?)чётный счёт, рас(?)чётливость хозяина, современ(?)ое мировоз(?)рение.
Потренируемся!Запишите словосочетания, группируя их по способам подчинительной связи.  Вл..дение речью, уча(?)ствовать в походе, из..бразить на картине,

Слайд 17Проверим свои знания!
Согласование: добросовестные труженики, интеллигентные люди, непоколебимая вера, меткое выражение,

расчётный счёт, современное мировоззрение.

Управление: владение речью, участвовать в походе, изобразить на картине, уверенность в победе, вера в будущее, расчётливость хозяина.

Примыкание: легко справиться, рассуждать последовательно, поступить расчётливо, трудиться добросовестно, жить играючи, помогать по-соседски,

Проверим свои знания!Согласование: добросовестные труженики, интеллигентные люди, непоколебимая вера, меткое выражение, расчётный счёт, современное мировоззрение.Управление: владение речью,

Слайд 18Тренировочные задания
Составьте из данных слов подчинительные словосочетания и запишите их в

форме именительного падежа.
(Открывающийся) перспективы; (наш) надежды; (оптимальный) р..шение; (первый) победа; (из..бр..зительный) искус(?)тво; (один) напр..вление, (вольнолюбивый) мечты; (стал..литейный) промышлен(?)ость.

Какой способ подчинительной связи вы использовали? Какую морфему целесообразно выделить в словах в подтверждение сделанного вами вывода?
Тренировочные заданияСоставьте из данных слов подчинительные словосочетания и запишите их в форме именительного падежа.

Слайд 19Тренировочные задания
Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

Снега днём сл..пили глаза н..ст..рпимой б..лизной а ночью з..леновато г..рели.
(В.Солоухин.)

? Выделите словосочетания, в которых слова соединены способом примыкания.

Тренировочные заданияСпишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.     Снега днём

Слайд 20Тренировочные задания
С данными глаголами составьте подчинительные словосочетания. Запишите их, обозначив главное

слово и ставя вопрос к зависимому. Укажите способ и средства подчинительной связи

Образец. Думать о полёте (управление)

о чём?

Сост..влять, пр..глашать, рас(?)казывать, осв..тить (что?), посв..тить (чему?), вос(?)тановить, пр..под..вать.

посвятить
посвящение


свят

посветить
осветить


свет

Тренировочные заданияС данными глаголами составьте подчинительные словосочетания. Запишите их, обозначив главное слово и ставя вопрос к зависимому.

Слайд 21Урок закончен!

Урок закончен!

Слайд 22Домашнее задание
П.9-11 + С. – УЧИТЬ
Упр.64, 65

Домашнее заданиеП.9-11 + С. – УЧИТЬУпр.64, 65

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть