Презентация, доклад по русскому языку Словосочетание (5 класс)

Содержание

 Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу   и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога   или только по смыслу  Словосочетание более точно,чем слово ,называют предмет(ср.:лед-гладкий лед),характеризует действие(кататься-кататься на коньках),признак (гладкий- очень гладкий)

Слайд 1Словосочетания

Словосочетания

Слайд 2 Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу   и грамматически, то есть

с помощью окончания или окончания и предлога   или только по смыслу  

Словосочетание более точно,чем слово ,называют предмет(ср.:лед-гладкий лед),характеризует действие(кататься-кататься на коньках),признак (гладкий- очень гладкий)

 Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу   и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания

Слайд 3Задание 1
1.Журнал – красочный журнал, журнал для детей.


2. Путешествовать – путешествовать по морю ,путешествовать долго.
3. Читать- читать рассказ, читать быстро.
4. Здание – деревянное здание, здание
из кирпича.

5.Синий – очень синий,синий от мороза.

1. Сравните по значению слова и словочетания каждой группы. Сделайте выводы.

2. Выпишите 3 словосочетания.

Задание 1   1.Журнал – красочный журнал, журнал для детей.   2. Путешествовать – путешествовать

Слайд 4 Задание 2. Учащимся другого класса было дано задание выписать словосочетания из

предложений. При выполнении задания были допущены ошибки. Найдите их.

1. Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.
а) тёплый ветер;
б) пролетает над полями;
в) пролетает и поднимает;
г) пролетает ветер;
д) поднимает пыль;
е) цветочную пыль.


2. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.
а) весенние ветерки;
б) пахнули травой;
в) ветерки пахнули;
г) травой и гнёздами;
д) свежей травой;
е) птичьими гнёздами;
ж) весенними гнёздами.

3. Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.
а) дорога к станции;
б) вилась к станции;
в) вилась и спускалась;
г) вилась в ложбинки;
д) дорога вилась;
е) вилась по тропинке;
ж) в сырые ложбинки;
з) в ложбинки.

Ответ: 1 – в, г. 2 – в, г, ж. 3 – в, д, з.

Задание 2.  Учащимся другого класса было дано задание выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания

Слайд 5Задание 3. Найдите в приведенных примерах словосочетания.
   Гром и стук,   распахнулась

дверь,   за водой,   умные глаза,  не двигаться,  мохнатая лапа,   громко мяукать,   крепко и спокойно. 
Задание 3. Найдите в приведенных примерах словосочетания.     Гром и стук,   распахнулась дверь,   за водой,   умные

Слайд 6Задание 4. Из данных слов составьте и запишите словосочетания
Дождь (звонкий,

сильный, кратковременный, проливной, монотонный, тёплый, осенний, грибной).

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, чистый, грязный, обильный, серебристый, голубой, колючий)

Задание 4. Из данных слов составьте и запишите словосочетания Дождь (звонкий, сильный, кратковременный, проливной, монотонный, тёплый, осенний,

Слайд 7Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.   Главное — это слово, от

которого ставится вопрос к зависимому. Например, в словосочетании красивый цветок главное слово – цветок, зависимое – красивый;
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.   Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому.

Слайд 8Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого

слова или окончания или предлога. Например:
Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания или предлога. Например:

Слайд 9Неизменяемые слова (наречия)связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу.

Например:
Неизменяемые слова (наречия)связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу. Например:

Слайд 10Задание 5. Составьте и запишите словосочетания, вставляя попущенные буквы. Как связаны

слова в словосочетании? Образец записи



Образец записи

Задание 5. Составьте и запишите словосочетания, вставляя попущенные буквы. Как связаны слова в словосочетании? Образец записи

Слайд 11Задание 6. Укажите, как связаны слова в словосочетании 
широко раскрыть:      

                 
1)            только по смыслу,
2)            по смыслу и грамматически
(с помощью окончания),
3)            по смыслу и грамматически
(с помощью окончания и предлога).
Задание 6. Укажите, как связаны слова в словосочетании   широко раскрыть:              

Слайд 12Задание 7 . Укажите, как связаны слова в словосочетании 
 пойти на станцию:  

                        1)    по смыслу и грамматически
(с помощью окончания и предлога), 2)    по смыслу и грамматически
(с помощью окончания), 3)    только по смыслу.
Задание 7 . Укажите, как связаны слова в словосочетании   пойти на станцию:            

Слайд 13Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
Сочетание подлежащего и сказуемого, так как

это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов: Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий;

Слайд 14Задание 8. Какие примеры не являются словосочетаниями?
1.Красивый тюль
2. Пробежаться по росе


Прилетели грачи
Читать книгу
Пошел дождь
Открывать окно
Наступила весна
Задание 8. Какие примеры не являются словосочетаниями? 1.Красивый тюль2. Пробежаться по росе Прилетели грачи Читать книгу Пошел

Слайд 15В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания

делятся на три группы:

1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желаниепонять, езда верхом;
2. Глагольными называются словосочетания,
в которых главное слово выражено глаголом
: выйти на улицу, говорить правду, умножить
 на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:  1.

Слайд 16Задание 9. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав

каждого словосочетания и его вид.

Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвращаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол; прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящийся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро.

Задание 9. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.

Слайд 17План синтаксического разбора словосочетания.
Указать главное и зависимое слово. Поставить вопрос

от главного слова к зависимому.
Указать, какой частью речи выражено главное и зависимое слово.
Назвать средства грамматической связи слов в словосочетании.
План синтаксического разбора словосочетания. Указать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому. Указать,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть