Презентация, доклад по русскому языку Слово, словосочетание и предложение (6 класс)

Содержание

СловоНазывает предмет, действие, признак.Например: стол, бежать, осенний

Слайд 1Слово, словосочетание и предложение
6 класс

Слово, словосочетание и предложение6 класс

Слайд 2Слово
Называет предмет, действие, признак.
Например: стол, бежать, осенний

СловоНазывает предмет, действие, признак.Например: стол, бежать, осенний

Слайд 3Словосочетание
Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет (дождь –холодный дождь), характеризует

действие (играть–играть в футбол), признак (весёлый– очень весёлый, более весёлый)
СловосочетаниеСловосочетание более точно, чем слово, называет предмет (дождь –холодный дождь), характеризует действие (играть–играть в футбол), признак (весёлый–

Слайд 4Сравните слова и словосочетания. Что шире по значению?
Дом
Большой дом
Дом друзей
Кирпичный дом
Тёплый дом

Сравните слова и словосочетания. Что шире по значению?ДомБольшой домДом друзейКирпичный домТёплый дом

Слайд 5Словосочетание
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к

зависимому ставится вопрос.
СловосочетаниеСловосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому ставится вопрос.

Слайд 6Словосочетание
какой?

яркий шарф


на чём?

кататься на коньках

Словосочетание       какой?яркий шарф

Слайд 7Не являются словосочетаниями:
Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). Например: Наступила осень.
Однородные члены

предложения. Например: Весело и радостно шумят листочки на деревьях.
Сочетание служебных слов со знаменательными. Например: тоже нарисую, какой чудесный, около дома.
Сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных. Например: буду петь, более красивый, наиболее сильный, пусть напишет, давайте подумаем.
Фразеологизмы. Например: повесить нос, кривить душой, не размыкать уст.
Не являются словосочетаниями:Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). Например: Наступила осень.Однородные члены предложения. Например: Весело и радостно шумят

Слайд 8 Задание: выпишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова. Обозначьте

главное и зависимое слово в словосочетаниях, поставьте вопрос, определите, какое это словосочетание

Старый зв..здочёт, маги и ч..родеи, л..тучая мышь, внезапное по..вление, др..жать от холода, разг..дать замысел, вдоль дороги, присоед..ниться к игре, поп..дание в цель, в д..лёкий путь, гр..хотание грома, в..днеется вдали, р..нять ложки, встретить п..чтальона, идут гуси, др..знить гусей.

Задание: выпишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова. Обозначьте главное и зависимое слово

Слайд 9Предложение
Предложение – главное средство выражения мысли. Предложение имеет грамматическую основу и

интонацию законченности.
На карту падал свет широкого серебряного месяца.
Кот открыл глаза, посмотрел на мальчика, потом выгнул спину и требовательно мяукнул.
ПредложениеПредложение – главное средство выражения мысли. Предложение имеет грамматическую основу и интонацию законченности.На карту падал свет широкого

Слайд 10В зависимости от цели высказывания
Предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.
Повествовательные предложения

– это предложения, содержащие сообщение, рассказ о чём-то. Например: Наконец закончились дожди.
В вопросительных предложениях заключён вопрос. Например: Куда положили карандаш?
Побудительные предложения побуждают к действию. Например: Расскажи нам, пожалуйста, сказку.

В зависимости от цели высказыванияПредложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.Повествовательные предложения – это предложения, содержащие сообщение, рассказ

Слайд 11По интонации
Предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. В конце восклицательного предложения

ставится восклицательный знак. Например:
Дельфины выпрыгивали из воды, резвились и играли, а потом снова исчезали в глубине.
Как хорош лес осенью!
По интонацииПредложения делятся на восклицательные и невосклицательные. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак. Например:Дельфины выпрыгивали из

Слайд 12От количества грамматических основ
Предложения бывают простыми и сложными.
Части сложного предложения соединяются

в одно предложение двумя способами.
При помощи только интонации, без союзов. Такие предложения называются бессоюзными сложными предложениями (БСП).
Например:
Заиграла быстрая и громкая музыка, на арену выскочила белая лошадь.
2. При помощи интонации и союзов или союзных слов. Такие предложения называются союзными сложными предложениями. Например:
Хамелеон приспосабливается к окружающей среде, чтобы его не съели хищники.
От количества грамматических основПредложения бывают простыми и сложными.Части сложного предложения соединяются в одно предложение двумя способами.При помощи

Слайд 13Союзы и союзные слова

Союзы и союзные слова

Слайд 14Союзные слова
Союзные слова отличаются от союзов тем, что не только соединяют

части сложного предложения, но и сами являются членами предложения – главными или второстепенными.
Щенок узнал, кто сказал «мяу». (кто – подлежащее)
Друг поинтересовался, куда я еду летом. (куда – обстоятельство)
Союзные словаСоюзные слова отличаются от союзов тем, что не только соединяют части сложного предложения, но и сами

Слайд 15Сложносочинённые предложения (ССП)
Сложносочинёнными называются предложения, части которых грамматически не зависят друг

от друга. От одной части предложения к другой нельзя задать вопрос. Части сложносочинённых предложений соединяются сочинительными союзами.
Например:
Наступила ночь, и Буратино отправился на поле чудес.
Сложносочинённые предложения (ССП)Сложносочинёнными называются предложения, части которых грамматически не зависят друг от друга. От одной части предложения

Слайд 16Сложноподчинённые предложения (СПП)
Сложноподчинёнными называются сложные предложения, одна часть которых зависит от

другой не только по смыслу, но и грамматически. Независимая часть называется главной, а зависимая – придаточной. От главной части к придаточной можно задать вопрос. Части сложноподчинённых предложений связаны с помощью подчинительных союзов и союзных слов.
Например:
Буратино страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Сложноподчинённые предложения (СПП)Сложноподчинёнными называются сложные предложения, одна часть которых зависит от другой не только по смыслу, но

Слайд 17Задание: запишите предложение. Выпишите все словосочетания.
На зелёном лугу встретились весёлая бабочка

и печальная корова.
С противоположного берега реки на мальчика пристально смотрела белая олениха.
Задание: запишите предложение. Выпишите все словосочетания. На зелёном лугу встретились весёлая бабочка и печальная корова.С противоположного берега

Слайд 18Сделайте синтаксический разбор предложений (4)
Солнце закатилось, и ночь последовала за днём

почти без промежутка.
Жители острова Ре надевали на ослов брюки, чтобы комары не изводили животных своими укусами.

Сделайте синтаксический разбор предложений (4)Солнце закатилось, и ночь последовала за днём почти без промежутка.Жители острова Ре надевали

Слайд 19Задание: выразительно прочитайте текст, назовите главные члены предложения. Объясните постановку знаков

препинания. Начертите схему предложения.

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Туча небо кроет, Солнце не блестит,  Ветер в поле воет,  Дождик моросит…
А.Н. Плещеев

Задание: выразительно прочитайте текст, назовите главные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания. Начертите схему предложения.Осень наступила, Высохли

Слайд 20 Задание: спишите текст, найдя границы данных предложений и поставив нужный знак.

Подчеркните ГО. Подпишите, какими частями речи выражены все слова в данных предложениях. Устно охарактеризуйте предложения

Моросит ветер срывает с деревьев листья они падают в грязь низко над землей ползут грязные серые облака.

Задание: спишите текст, найдя границы данных предложений и поставив нужный знак. Подчеркните ГО. Подпишите, какими

Слайд 21Домашняя работа
Сделать синтаксический разбор предложений:
Всё вокруг посветлело, когда из-за туч появилась

луна.
Ветер утих, но в саду с деревьев ещё падали листья.
Дописать предложения:
Он почувствовал, что … .
… отправились, чтобы … .
Чтобы сын не опоздал, отец … .
Домашняя работаСделать синтаксический разбор предложений:Всё вокруг посветлело, когда из-за туч появилась луна.Ветер утих, но в саду с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть