Презентация, доклад по русскому языку Системные отношения в лексике:омонимы,паронимы

Содержание

Цели урока:1. Систематизировать знания об …2. Проанализировать особенности употребления …3. Развивать навыки …

Слайд 1Системные отношения в лексике: омонимы и паронимы.
Урок № 6 в 10

классе.
Учитель: Чоповская Марина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ № 1 им. А. С. Макаренко г. Орска
Системные отношения в лексике: омонимы и паронимы.Урок № 6 в 10 классе.Учитель: Чоповская Марина Алексеевна, учитель русского

Слайд 2Цели урока:
1. Систематизировать знания об …
2. Проанализировать особенности употребления …
3. Развивать

навыки …
и культуру …
Цели урока:1. Систематизировать знания об …2. Проанализировать особенности употребления …3. Развивать навыки …

Слайд 3Записать слово по лексическому значению.
1. Система взглядов на природу и общество

2. Движение вперед. 3. Похвала, приятные слова, лестный отзыв. 4. Музыкальное сопровождение текста. 5. Различный подход. 6. Участок между домом и дорогой, огороженный забором. 7. Человечный. 8. Исключительное право, предоставляемое кому-либо. 9. Выдающийся, огромный. 10. Опытное исследование.
Записать слово по лексическому значению. 1. Система взглядов на природу и общество  2. Движение вперед.

Слайд 4Проверь себя!
1. мировоззрение 2. прогресс 3. комплимент 4. аккомпанемент 5.дифференцированный 6.палисадник


7.гуманный 8.привилегия
9.колоссальный 10.эксперимент

Проверь себя!1. мировоззрение  2. прогресс  3. комплимент  4. аккомпанемент  5.дифференцированный  6.палисадник 7.гуманный

Слайд 5Проверка домашнего задания:
В чем состоит отличие между однозначными и многозначными словами?
Упражнение

4

Проверка домашнего задания:В чем состоит отличие между однозначными и многозначными словами?Упражнение 4

Слайд 6ключ
Какие значения имеет слово «ключ»?

ключКакие значения имеет слово «ключ»?

Слайд 7Это слово многозначное?
На чем основано явление многозначности?
В каких значениях это слово

будет выступать многозначным?
Как мы назовем другие значения слова ключ?
Что такое омонимы? Читаем правило из учебника.
Каковы причины появления омонимов в языке?

Это слово многозначное?На чем основано явление многозначности?В каких значениях это слово будет выступать многозначным?Как мы назовем другие

Слайд 8- Назовите виды омонимов. Работаем с учебником.
- Что такое омоформы (грамматические

омонимы)? Примеры.
- Дайте определение омографам (графическим омонимам)? Приведите примеры.
- Что такое омофоны (фонетические омонимы)? Приведите примеры.
 
- Назовите виды омонимов. Работаем с учебником.- Что такое омоформы (грамматические омонимы)? Примеры.- Дайте определение омографам (графическим

Слайд 10Пр…дать форму – пр…дать соратника, пр…творить в жизнь – пр…творить окно,

пр…ступить к работе – пр…ступить закон, пр…ходящие ценности – пр…ходящий вовремя, церковный пр…дел – пр…дел возможностей, пр…ступные замыслы –непр…ступная крепость, пр…ложенные усилия – непр…ложное правило.
Пр…дать форму – пр…дать соратника, пр…творить в жизнь – пр…творить окно, пр…ступить к работе – пр…ступить закон,

Слайд 11Будут ли омонимами слова в следующих выражениях:
сытый кот – сытный

обед?
Почему?
Чем являются такие слова?
- Что такое паронимы? Учебник параграф 5.
Будут ли омонимами слова в следующих выражениях: сытый кот – сытный обед?Почему?Чем являются такие слова?- Что такое

Слайд 12Паронимы (от греческого para – возле + onima = имя) разные

по значению и близкие по звучанию однокорневые слова, относящиеся к одной части речи, например: адресант – адресат, костный – костяной, единый – единственный, каменистый – каменный, искусный- искусственный.

Паронимы.

Паронимы (от греческого para – возле + onima = имя) разные по значению и близкие по звучанию

Слайд 13Способы образования паронимов
1. приставочные,
2. суффиксальные,
3. различающиеся конечными буквами.

Способы образования паронимов1. приставочные, 2. суффиксальные, 3. различающиеся конечными буквами.

Слайд 14Приставочные паронимы. Различай значения!
Уплатить — отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще

всего речь идет крупной сумме денег)
Оплатить -заплатить за что-нибудь
Одеть кого-либо Надеть на себя
Представить — предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо
Предоставить — отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

Приставочные паронимы. Различай значения!Уплатить — отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег)Оплатить -заплатить

Слайд 15Суффиксальные паронимы. Помни!
Красочный – отличающийся яркими красками.
Красящий – служащий для окрашивания

чего-нибудь, содержащий в себе краску (спец). 
Различайте слова!
Ветреный – 1. С ветром. Ветреный день. 2. перен. Легкомысленный, пустой. Легкомысленный человек.
Ветряной – приводимый в действие силой ветра. Ветряная мельница, ветряная оспа.
Масленые – запачканные, смазанные, пропитанные маслом. Масленые руки, масленые блины.
Масляное – из масла. Масляное пятно, масляная краска.

Суффиксальные паронимы. Помни!Красочный – отличающийся яркими красками.Красящий – служащий для окрашивания чего-нибудь, содержащий в себе краску (спец). Различайте

Слайд 16Различающиеся конечными буквами
Абонент — владелец абонемента (лицо или учреждение).
Абонемент — право пользования чем-либо

в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.
Невежа — грубый, невоспитанный, невежливый человек. Невежда — малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.
Адресат — тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).
Адресант — тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение)
Различающиеся конечными буквами Абонент — владелец абонемента (лицо или учреждение).Абонемент — право пользования чем-либо в течение определённого срока, а

Слайд 17Исправь ошибки!
1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
2. По фронтовой

дороге тянулись обозы с беглецами.
3. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием.
5. Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям.
6. Мы спрятали останки пищи в буфет.
7. Черты лица у него были невыразимыми.
8. В своих суждениях брат был резок и нестерпим.

Исправь ошибки!1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.2. По фронтовой дороге тянулись обозы с беглецами.3. Помещики

Слайд 18Лингвистическая задача.
В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?
а) Мы

решили засадить аллею двойным рядом лип.
б) Он вернулся домой со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долго.
в) Сотрудник вошёл в доверие и начал двойную игру.
г) Многие старинные купеческие фамилии были двойными.

Лингвистическая задача. В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?а) Мы решили засадить аллею двойным рядом

Слайд 19Задания в формате ЕГЭ 2015
В одном из приведённых ниже предложений

НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева,
набережная, каналы, дворцы.

Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были
установлены в 1807 году.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
Задания в формате ЕГЭ 2015 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку

Слайд 20Потренируемся
5-1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
На ней было простое, БУДНЕЕ платье
Но в монастырскую иглу ИГРИВЫЙ луч не проникал.
Татарин, разливавший ИГРИСТОЕ вино по рюмкам, с улыбкой удовольствия поглядывал на Степана Аркадьевича.
Она читала вслух Толстого, Тургенева, и … мы часто засыпали под тихий МЕЛОДИЧНЫЙ голос мамы.
4 апреля 1147 г. является датой первого УПОМИНАНИЯ о Москве в летописи.

БУДНИЧНОЕ

Потренируемся5-1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 21Потренируемся
5-2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В день, когда мне исполнилось восемь лет, родители подарили мне коньки, тёплые ботинки и АБОНЕМЕНТ на каток.
Иванов потянулся и ВЗДОХНУЛ в себя ледяной воздух улицы
АБСТРАКЦИЯ даёт возможность познать природу и общество глубже и полнее, чем простое чувствен­ное восприятие.
У Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели… в его успехах ЗЛОСТНЫЙ заговор.
Фронт мира во всем мире может стать и, безусловно, станет великой, ДЕЙСТВЕННОЙ силой.

ВДОХНУЛ

Потренируемся5-2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 22Потренируемся
5-3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Я вернулся из гостей, и после уютной квартиры, которую только что покинул, моя берлога показалась мне особенно НЕПРИГЛЯДНОЙ.
Это было прекрасное лицо, юное, ГОРДЕЛИВОЕ и открытое.
Технологи почему-то вдвое ЗАНИЗИЛИ количество отходящих газов.
Говорят, звёздный дождь ПРОРОЧИТ счастье …
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.

ГОРДОЕ

Потренируемся5-3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 23Потренируемся
5-4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
От знакомства я, конечно, ОТКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды — весьма распространённые объекты
Бабушка ОХВАТИЛА Надю руками и долго плакала.
Чувствовалось, что юноша получил от происходящего ни с чем не СРАВНИМОЕ удовольствие.
Он [Стефан Баторий] постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет, разговаривал с послами в шапке, а на приём послов демонстративно приглашал недруга Ивана IV князя Курбского.

УКЛОНИЛСЯ

Потренируемся5-4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 24Подведем итоги урока
- Согласны ли вы с тем, что лексика русского

языка – это целая система? Докажите данное утверждение.
Систе́ма — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
- Сведения о каких системных отношениях в лексике мы сегодня повторили?

Подведем итоги урока- Согласны ли вы с тем, что лексика русского языка – это целая система? Докажите

Слайд 25Рефлексия
- Выполнение каких упражнений на уроке вызвало большие трудности?

Рефлексия- Выполнение каких упражнений на уроке вызвало большие трудности?

Слайд 26Домашнее задание
Параграф 4,5 выучить определения, упражнения 13, 15,19.

Домашнее заданиеПараграф 4,5 выучить определения, упражнения 13, 15,19.

Слайд 27Вместо точек употреби одно из слов, указанных в скобках!
1. Прибывшие на

конференцию предъявляли свои… (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает… (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были… (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние… (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и… (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно… (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы… (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая… (пометы – заметки) в блокноте.
Вместо точек употреби одно из слов, указанных в скобках!1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои… (командировочные – командированные)

Слайд 28Смешение паронимов.
В вестибюле гостиницы

раздавали командированные удостоверения. Днем производилось совещание, на котором были приняты конструкторские решения: пустошь будет застроена, а пустырь вспахан. Опоздавшим вечером командировочным должны представить неоплатный обед.
Повар был человеком практическим. Апробировав борщ, он остался доволен: не зря глядел в источник познания – книгу о вкусной и здоровенной пище.
И вдруг исключили электричество. Сквозь обмороженные окна едва проникал потусклый свет. Напрягая последние усилия, повар дотянулся до набитой к стене полке и достал свечу, но та выскользнула из руки и припала в кастрюлю с борщом. Полковника не было на месте, и бедный повар, воспринимавший все близко к сердцу, судорожно осмысливал существо происходящего. В конце концов он решил поджечь керосиновую лампу и преподать гостям вместо борща эффективную закуску, приготовленную к воскресенскому торжеству – свадьбе девицы, коей прорицательница, которую не грыз червь сомнения, определила венок безбрачия.

Смешение паронимов.       В вестибюле гостиницы раздавали командированные удостоверения. Днем производилось совещание,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть