Слайд 1Системные отношения в лексике: омонимы и паронимы.
Урок № 6 в 10
классе.
Учитель: Чоповская Марина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ № 1 им. А. С. Макаренко г. Орска
Слайд 2Цели урока:
1. Систематизировать знания об …
2. Проанализировать особенности употребления …
3. Развивать
навыки …
и культуру …
Слайд 3Записать слово по лексическому значению.
1. Система взглядов на природу и общество
2. Движение вперед.
3. Похвала, приятные слова, лестный отзыв.
4. Музыкальное сопровождение текста.
5. Различный подход.
6. Участок между домом и дорогой, огороженный забором.
7. Человечный.
8. Исключительное право, предоставляемое кому-либо.
9. Выдающийся, огромный.
10. Опытное исследование.
Слайд 4Проверь себя!
1. мировоззрение
2. прогресс
3. комплимент
4. аккомпанемент
5.дифференцированный
6.палисадник
7.гуманный
8.привилегия
9.колоссальный
10.эксперимент
Слайд 5Проверка домашнего задания:
В чем состоит отличие между однозначными и многозначными словами?
Упражнение
4
Слайд 6ключ
Какие значения имеет слово «ключ»?
Слайд 7Это слово многозначное?
На чем основано явление многозначности?
В каких значениях это слово
будет выступать многозначным?
Как мы назовем другие значения слова ключ?
Что такое омонимы? Читаем правило из учебника.
Каковы причины появления омонимов в языке?
Слайд 8- Назовите виды омонимов. Работаем с учебником.
- Что такое омоформы (грамматические
омонимы)? Примеры.
- Дайте определение омографам (графическим омонимам)? Приведите примеры.
- Что такое омофоны (фонетические омонимы)? Приведите примеры.
Слайд 10Пр…дать форму – пр…дать соратника, пр…творить в жизнь – пр…творить окно,
пр…ступить к работе – пр…ступить закон, пр…ходящие ценности – пр…ходящий вовремя, церковный пр…дел – пр…дел возможностей, пр…ступные замыслы –непр…ступная крепость, пр…ложенные усилия – непр…ложное правило.
Слайд 11Будут ли омонимами слова в следующих выражениях:
сытый кот – сытный
обед?
Почему?
Чем являются такие слова?
- Что такое паронимы? Учебник параграф 5.
Слайд 12Паронимы (от греческого para – возле + onima = имя) разные
по значению и близкие по звучанию однокорневые слова, относящиеся к одной части речи, например: адресант – адресат, костный – костяной, единый – единственный, каменистый – каменный, искусный- искусственный.
Паронимы.
Слайд 13Способы образования паронимов
1. приставочные,
2. суффиксальные,
3. различающиеся конечными буквами.
Слайд 14Приставочные паронимы. Различай значения!
Уплатить — отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще
всего речь идет крупной сумме денег)
Оплатить -заплатить за что-нибудь
Одеть кого-либо
Надеть на себя
Представить — предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо
Предоставить — отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.
Слайд 15Суффиксальные паронимы. Помни!
Красочный – отличающийся яркими красками.
Красящий – служащий для окрашивания
чего-нибудь, содержащий в себе краску (спец).
Различайте слова!
Ветреный – 1. С ветром. Ветреный день. 2. перен. Легкомысленный, пустой. Легкомысленный человек.
Ветряной – приводимый в действие силой ветра. Ветряная мельница, ветряная оспа.
Масленые – запачканные, смазанные, пропитанные маслом. Масленые руки, масленые блины.
Масляное – из масла. Масляное пятно, масляная краска.
Слайд 16Различающиеся конечными буквами
Абонент — владелец абонемента (лицо или учреждение).
Абонемент — право пользования чем-либо
в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.
Невежа — грубый, невоспитанный, невежливый человек.
Невежда — малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.
Адресат — тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).
Адресант — тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение)
Слайд 17Исправь ошибки!
1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
2. По фронтовой
дороге тянулись обозы с беглецами.
3. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием.
5. Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям.
6. Мы спрятали останки пищи в буфет.
7. Черты лица у него были невыразимыми.
8. В своих суждениях брат был резок и нестерпим.
Слайд 18Лингвистическая задача.
В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?
а) Мы
решили засадить аллею двойным рядом лип.
б) Он вернулся домой со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долго.
в) Сотрудник вошёл в доверие и начал двойную игру.
г) Многие старинные купеческие фамилии были двойными.
Слайд 19Задания в формате ЕГЭ 2015
В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева,
набережная, каналы, дворцы.
Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были
установлены в 1807 году.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
Слайд 20Потренируемся
5-1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
На ней было простое, БУДНЕЕ платье
Но в монастырскую иглу ИГРИВЫЙ луч не проникал.
Татарин, разливавший ИГРИСТОЕ вино по рюмкам, с улыбкой удовольствия поглядывал на Степана Аркадьевича.
Она читала вслух Толстого, Тургенева, и … мы часто засыпали под тихий МЕЛОДИЧНЫЙ голос мамы.
4 апреля 1147 г. является датой первого УПОМИНАНИЯ о Москве в летописи.
БУДНИЧНОЕ
Слайд 21Потренируемся
5-2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В день, когда мне исполнилось восемь лет, родители подарили мне коньки, тёплые ботинки и АБОНЕМЕНТ на каток.
Иванов потянулся и ВЗДОХНУЛ в себя ледяной воздух улицы
АБСТРАКЦИЯ даёт возможность познать природу и общество глубже и полнее, чем простое чувственное восприятие.
У Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели… в его успехах ЗЛОСТНЫЙ заговор.
Фронт мира во всем мире может стать и, безусловно, станет великой, ДЕЙСТВЕННОЙ силой.
ВДОХНУЛ
Слайд 22Потренируемся
5-3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Я вернулся из гостей, и после уютной квартиры, которую только что покинул, моя берлога показалась мне особенно НЕПРИГЛЯДНОЙ.
Это было прекрасное лицо, юное, ГОРДЕЛИВОЕ и открытое.
Технологи почему-то вдвое ЗАНИЗИЛИ количество отходящих газов.
Говорят, звёздный дождь ПРОРОЧИТ счастье …
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
ГОРДОЕ
Слайд 23Потренируемся
5-4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
От знакомства я, конечно, ОТКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды — весьма распространённые объекты
Бабушка ОХВАТИЛА Надю руками и долго плакала.
Чувствовалось, что юноша получил от происходящего ни с чем не СРАВНИМОЕ удовольствие.
Он [Стефан Баторий] постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет, разговаривал с послами в шапке, а на приём послов демонстративно приглашал недруга Ивана IV князя Курбского.
УКЛОНИЛСЯ
Слайд 24Подведем итоги урока
- Согласны ли вы с тем, что лексика русского
языка – это целая система? Докажите данное утверждение.
Систе́ма — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
- Сведения о каких системных отношениях в лексике мы сегодня повторили?
Слайд 25Рефлексия
- Выполнение каких упражнений на уроке вызвало большие трудности?
Слайд 26Домашнее задание
Параграф 4,5 выучить определения, упражнения 13, 15,19.
Слайд 27Вместо точек употреби одно из слов, указанных в скобках!
1. Прибывшие на
конференцию предъявляли свои… (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает… (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были… (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние… (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и… (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно… (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы… (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая… (пометы – заметки) в блокноте.
Слайд 28Смешение паронимов.
В вестибюле гостиницы
раздавали командированные удостоверения. Днем производилось совещание, на котором были приняты конструкторские решения: пустошь будет застроена, а пустырь вспахан. Опоздавшим вечером командировочным должны представить неоплатный обед.
Повар был человеком практическим. Апробировав борщ, он остался доволен: не зря глядел в источник познания – книгу о вкусной и здоровенной пище.
И вдруг исключили электричество. Сквозь обмороженные окна едва проникал потусклый свет. Напрягая последние усилия, повар дотянулся до набитой к стене полке и достал свечу, но та выскользнула из руки и припала в кастрюлю с борщом. Полковника не было на месте, и бедный повар, воспринимавший все близко к сердцу, судорожно осмысливал существо происходящего. В конце концов он решил поджечь керосиновую лампу и преподать гостям вместо борща эффективную закуску, приготовленную к воскресенскому торжеству – свадьбе девицы, коей прорицательница, которую не грыз червь сомнения, определила венок безбрачия.