Слайд 1Мастер-класс
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Киреевский центр образования №4»
Сергеевой Натальи Сергеевны
«Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в свете новых требований»
Слайд 2Выполнение задания №25
(сочинение-рассуждение по заданному тексту)
Для ответа к заданию этой части
используйте бланк ответов №2.
• Напишите сочинение по прочитанному тексту.
• Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
• Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).
• Объём сочинения - не менее 150 слов.
• Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
• Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
• Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Максимальное количество баллов - 23
Слайд 3Структурный план сочинения
1.Вступление.
2. Формулировка проблемы (проблем).
3. Комментарий к сформулированной
проблеме.
4. Позиция автора.
5. Твоё мнение и позиция.
6-7. Аргументация собственного мнения (2 аргумента).
8. Заключение – вывод.
Слайд 4Вступление может содержать (или отражать):
впечатления от первого прочтения текста
эмоциональные состояния после
прочтения
ассоциации, вызванные текстом • сведения об авторе, его творчестве и т. д.
Слайд 5Вступление может быть написано в форме
1)Лирического размышления.
2) Ряда риторических вопросов,
созвучных теме (идее, проблеме текста).
3) Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали данному тесту.
4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.
5) Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.
Слайд 6Вступление может быть написано в форме
6) Может начинаться с цитаты, пословицы,
поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.
Будьте осторожны, начиная сочинение с цитаты! Только тогда используйте ее, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К12)! Лучше оформите ее как косвенную речь.
Слайд 7Вступление может быть написано в форме
7)Может начинаться с ключевого слова текста
(именительный темы).
8) Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.
9) Описательного утверждения.
10) Описания впечатления, которое произвел данный текст. (Почему именно такое? Чем вызвано? и т. п.)
Слайд 8Проблема – это сложный теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
Основная проблема
– это та,
• которая стала объектом раздумий автора;
• над которой он в основном размышляет;
• к которой он неоднократно возвращается;
• по которой отчетливо заявлена авторская позиция
Слайд 9Автором проблема может быть
•Поставлена
•Изложена
•Рассмотрена
•Выдвинута
•Затронута
•Поднята
•Сформулирована
•Исследована
•Проанализирована
Слайд 10Сформулировать проблему исходного текста можно
• Либо в виде вопроса
•
Либо в виде четкого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в данном тексте
Слайд 11Комментарий должен объяснять авторский взгляд на поставленный вопрос.
Текстуальный комментарий
Контекстуальный (концепционный)
комментарий
Слайд 12Возможный план комментария
К какой категории относится избранная автором проблема?
Интересна ли она
читателю и почему?
Насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)?
Что делает ее злободневной?
Типична она или нет?
Каково ее место среди актуальных проблем времени?
Традиционна эта проблема или нова?
Если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу?
Если нова, то что стало причиной ее появления?
Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)?
О чем заставляет задуматься эта проблема?
К каким выводам приходит читатель?
Слайд 13Возможный план комментария
Почему автор предпочел именно эту проблему?
Актуальна ли она?
Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчеркивает?
Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?
Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы ее решали?
К каким выводам автор приходит?
Слайд 14В комментарии нужно (можно) указать категорию проблемы, используя следующие определения:
социальная
философская
общественно-политическая
психологическая
идеологическая
нравственная
морально-этическая
эстетическая
культурная
научная и др.
Слайд 15Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
общественно значимая
злободневная
животрепещущая
актуальная
жизненная
насущная
острая
важная
Серьезная
спорная
неотложная
основная
глубокая
назревшая
неразрешимая
наболевшая
мучительная
жгучая
тяжелая
первоочередная
принципиальная
главная
сложная и т.д.
Слайд 16Проблема может заставить читателя:
глубоко задуматься
серьезно размышлять
рассуждать вместе с
автором
лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.
серьезнее относиться к..
переосмыслить свое отношение к...
по-иному посмотреть на ...
критичнее относиться- к...
обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)
поделиться мыслями о...
развивать мысль о...
Слайд 17Проблема может заставить читателя:
оценить истинный масштаб чего-либо
оценить собственную позицию
открыто выразить
свое отношение к…
заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.)
заняться ее глубоким изучением
с горечью понять, что...
иронично относиться к...
отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или ее отсутствие)
испытать потребность в чем-либо и т.п.
Слайд 18Позиция автора
Если основная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ
на него – не что иное, как авторская позиция.
Помним, что каждый писатель одинаковые проблемы рассматривает и решает по – своему
Слайд 19Автор стремится:
Поделиться с читателем своими размышлениями, передав ему свою заинтересованность данной
темой, проблемой;
Эмоционально воздействовать на читателя;
Найти в читателе единомышленника и убедить в правоте своей точки зрения
Слайд 20Наша задача – ПОНЯТЬ:
С какой целью создавался данный текст?
Как
относится автор к поднятой проблеме?
Какие он видит варианты её решения?
Слайд 21При формулировке авторской позиции можно использовать следующие клише:
Позиция автора такова:
Автор считает, что...
Автор утверждает, что...
Автор убежден, что..., и подобная уверенность небезосновательна.
Автору важно убедить читателя в том, что...
Бесспорно мнение автора о том, что...
Цель автора – заставить читателя обратить внимание на...
Задача автора – убедить читателей в том, что …
Слайд 22Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: ...
Автор подводит
читателя к мысли о том, что...
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу....
«…» – в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
«…» – в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
«…» – это высказывание точно отражает позицию автора.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
При формулировке авторской позиции можно использовать следующие клише:
Слайд 23… – вот основная идея (мысль) текста.
«…» – именно эта
мысль отражает авторскую позицию.
… – эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
… – в этом предложении звучит прямая авторская оценка...
… – все это позволило автору выразить мысль о том, что...
… – вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
… – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
позиция автора очевидна:...
При формулировке авторской позиции можно использовать следующие клише:
Слайд 24Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты:
Справедливость высказанных автором суждений несомненна.
Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что...
Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
Утверждение автора, что…, бесспорно.
Резкая категоричность автора вызвана тем, что...
Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к...
Слайд 25Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к...
Используя конкретные
факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что...
По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
Называя это явление..., автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.п.) отношение к нему.
Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.
Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:..
Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты:
Слайд 26Автор обосновывает справедливость своих суждении, используя…
Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые
автором.
Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что..
Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
Композиция текста позволяет сделать вывод о том, что автор …
Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты:
Слайд 27Автор неспроста сомневается в том, что...
Оптимистичный (пессимистичный, ироничный, саркастичный
и т.п.) взгляд автора на поднятую проблему основан на...
Оригинальность авторской трактовки данной проблемы заставляет невольно задуматься о ...
Авторская эмоциональность вполне оправданна: ...
Автор, размышляя о..., обращается к читателю, считая его не только собеседником, но и союзником.
Нельзя не увидеть авторское осуждение подобных явлений...
Авторское негодование звучит в ...
Гражданственность авторской позиции заявлена уже в выборе этой актуальной темы (проблемы).
Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения и т.п.
Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты:
Слайд 28При изложении собственного мнения обязательно используйте оценочные слова
с удовольствием прочитал...
нельзя остаться равнодушным...
к сожалению,..
к немалому удивлению, узнал, что...
убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
разделяя негодование автора, хочу сказать, что...
оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...
интересно то, как автор... и т.п
Слайд 29Если согласны с позицией автора, начните со слов:
следует отметить, что
бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений
автор убедительно доказывает, что...
в правоте авторских оценок не приходится сомневаться
не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что …
убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю...
полагаю, что вряд ли у автора будут оппоненты и т.п.
Слайд 30Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора,
конечно, интересна, но я считаю, что...
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях
Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что...
Автор, несомненно, прав, утверждая, что.., но я убежден, что его мнение о... вызовет читательскую дискуссию, так как...
Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что...
По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что...
Если не согласны, то возражайте этически корректно:
Слайд 31Если не согласны, то возражайте этически корректно:
Автор справедливо осуждает..., однако
я не могу согласиться с тем, что...
Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения ...
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что...
Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…
Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по- моему, он ошибается в том что..
Слайд 32После заявленной собственной позиции, обязательно объясните, почему вы согласны или не
согласны.
Слайд 33Затем приводите аргументы . Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку
тезиса. В их качестве могут быть использованы:
названия событий
цитаты
даты
различные факты (место событий, обстоятельства, участники событий)
собственные наблюдения и выводы
ссылки на передачи телевидения, кинофильмы, радио
имена исторических деятелей
ссылки на признанные авторитеты и их произведения
свидетельства очевидцев
статистические данные
научные данные
примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
примеры из жизни окружающих
положения официальных документов
различные общественные законы
законы природы
народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы
Слайд 34Эти аргументы можно ввести разными способами:
обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо,
научным данным и т.п.)
достаточно привести такой пример…
это можно доказать следующим образом...
подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
вспомним о…
стоит обратиться к...
свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)
данную мысль можно обосновать еще одним (примером фактом, аргументом и т.п.)
приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы
Слайд 35ведь...
докажем важность данной проблемы с помощью...
убедительным доказательством справедливости высказанной
мысли может служить…
в этом легко убедиться, обратившись к...
подобная ситуация...
и вот почему...
вот отчего…
и это понятно...
и еще одна история (факт, свидетельство очевидцев и т.п.) и т.д.
Эти аргументы можно ввести разными способами:
Слайд 36Связать вывод с аргументами можно с помощью следующих словосочетаний и вводных
слов
подводя итог сказанному
обобщая сказанное
вот отчего
поэтому
следовательно
значит
таким образом
итак
Слайд 37Заключение должно быть композиционно связано со вступлением и должно содержать
вывод,
обобщение,
призыв к чему– то;
может отмечать полезность данного текста в решении какой – то проблемы и т.д
Слайд 38Практическая работа
«Конструктор сочинения»
Задание № 1. Внимательно прочитайте тест.
Задание № 2. Внимательно
изучите фрагменты готового(ых) сочинения(й). Соберите из данных материалов завершенный по содержанию и стилю текст.
Задание № 3. Составьте рабочие материалы к собственному сочинению по тексту В.П. Астафьева. Особое внимание уделите подбору аргументации.
Слайд 39Выявите основную мысль текста
Запишите её в виде законченного предложения
Определите,
на какой вопрос отвечает это предложение
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Практикческая работа
«Трудные случаи формулировки проблемы»
Слайд 40Практическая работа
«Комментарий к проблеме»
Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст,
понять, над какой проблемой размышлял его автор.
Слайд 41Практическая работа
«Комментарий к проблеме»
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.
Пересказывая,
мы говорим о том, что делают
герои, а комментируя, мы говорим о том, что
делает автор!
Примеры комментария: проблему … автор
раскрывает на примере…; автор не случайно
подчёркивает, что…; писатель восхищается…
Слайд 42К1
К2
К3
Практическая работа
«Проверка сочинения»