Презентация, доклад по русскому языку Шаг за шагом. Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ. Выразительные средства (тропы и стилистические фигуры).

Содержание

Вопрос 1: Назовите средство речевой выразительности, использованное в этих строках Театр уж полон, Ложи блещут, Партер и кресла - Всё кипит. (А.С.Пушкин)

Слайд 1Шаг за шагом

(Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ) Выразительные средства (тропы и стилистические фигуры)


Составила С.И.Тарасенко, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый, Амурского района, Хабаровского края

Шаг за шагом           (Готовимся к ОГЭ и

Слайд 2 Вопрос 1: Назовите средство
речевой выразительности,
использованное

в этих строках

Театр уж полон,
Ложи блещут,
Партер и кресла -
Всё кипит.
(А.С.Пушкин)

1. анафора
2. олицетворение
3. метафора
4. метонимия
5. аллегория




4. МЕТОНИМИЯ

Вопрос 1: Назовите средство  речевой выразительности,  использованное в этих строках  Театр уж полон,

Слайд 3
Вопрос 2: Назовите средство речевой выразительности, использованное в строках:

Уланы с

пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами... (М.Ю. Лермонтов)

1. параллелизм
2. антитеза
3. метафора
4. метонимия
5. аллегория




параллелизм

Вопрос 2: Назовите средство речевой выразительности, использованное в строках: Уланы с пёстрыми значками,Драгуны с конскими хвостами...

Слайд 4Вопрос 3: Какая стилистическая фигура используется в строках:

Железная правда -

живой на зависть,
Железный пестик, и железная завязь. (О. Мандельштам)

1. антитеза
2. градация
3. инверсия
4. парцелляция
5. анафора

5. анафора

Вопрос 3: Какая стилистическая фигура используется в строках: Железная правда - живой на зависть,Железный пестик, и железная

Слайд 5Вопрос 4: Назовите средство речевой выразительности, использованное в строках:

«...из листика

сирени сделал зонтик он для тени и гулял»

1. сравнение
2. эпитет
3. литота
4. метафора
5. гипербола



3. литота

Вопрос 4: Назовите средство речевой выразительности, использованное в строках: «...из листика сирени сделал зонтик он для тени

Слайд 6Вопрос 5: Какая стилистическая фигура используется в предложении:


«О как

мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)


1. антитеза
2. градация
3. инверсия
4. парцелляция
5. оксюморон


5. оксюморон

Вопрос 5: Какая стилистическая фигура используется в предложении: «О как мучительно тобою счастлив я!»

Слайд 7Вопрос 6: Назовите средство речевой выразительности, использованное в предложении:

"В детстве

человек должен пройти эмоциональную школу - школу отзывчивости."

1. эпитет
2. олицетворение
3. сравнение
4. синекдоха
5. аллегория

4. синекдоха

Вопрос 6: Назовите средство речевой выразительности, использованное в предложении:

Слайд 8
Вопрос 7: Назовите средство речевой выразительности, использованное в стихах:

"Проснешься ль

ты опять, осмеянный пророк!.."
(М.Лермонтов)

1. сравнение
2. перифраз
3. литота
4. метафора
5. гипербола




2. перифраз

Вопрос 7: Назовите средство речевой выразительности, использованное в стихах:

Слайд 9
Вопрос 8: Назовите средство речевой выразительности, использованное в строках:

И весело

мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам... (И.Бунин)

1. метафора
2. олицетворение
3. сравнение
4. эпитет
5. аллегория


1. метафора

Вопрос 8: Назовите средство речевой выразительности, использованное в строках: И весело мне было поутруБродить по этим солнечным

Слайд 10Вопрос 9: Какая стилистическая фигура используется в строке:

Я –

царь, я – раб, я – червь, я - Бог ? (Г. Державин)

1. градация
2. эпифора
3. лексический повтор
4. антитеза
5. инверсия


4. антитеза

Вопрос 9: Какая стилистическая фигура используется в строке: Я – царь, я – раб,

Слайд 11


Вопрос 10: укажите предложение, содержащее ФРАЗЕОЛОГИЗМ.


Счастье приходит не по заслугам

и не в награду...

2. Собственно, в обычном быту нет правильного представления о счастье.

3. Одни родятся в хижине, другие - во дворце, одни - на горе, другие - на радость.

4. Вера в счастье помогала переносить невзгоды.

5. Но иногда говорят, что человек родился в сорочке, т.е. он счастливый.





5. родился в сорочке

Вопрос 10: укажите предложение, содержащее ФРАЗЕОЛОГИЗМ. Счастье приходит не по заслугам и не в награду...2. Собственно, в

Слайд 12Вопрос 11: Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

"Одни

родятся в
хижине, другие – во
дворце, одни - на горе,
другие - на радость."

1. антитеза
2. оксюморон
3. эллипсис
4. градация
5. литота

1. антитеза

Вопрос 11: Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

Слайд 13Вопрос 12: Замените фразеологизм "ломать копья" из предложения:

"Шаляпин бесспорен,

а за бесспорное копья не ломают"

1. не дерутся
2. не воюют
3. не спорят
4. не опасаются
5. не бросаются


3. не спорят

Вопрос 12: Замените фразеологизм

Слайд 14Вопрос 13: Укажите, в каком предложении используется ЭПИТЕТ


1. Случилось и

у меня лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России...
2. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.
3. Тогда за каждым словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь...
4. Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
5. В этом и заключена тайна так называемого авторского подтекста.

2. эпитет

Вопрос 13: Укажите, в каком предложении используется ЭПИТЕТ 1. Случилось и у меня лето открытий в лесистой

Слайд 15Вопрос 14: Укажите, в каком предложении используется МЕТАФОРА

Поэт, писатель может

выразить обуревающие его мысли и чувства в слове.

2. По словарному запасу русский язык не имеет себе равных.

3. Это было многозначное, исполненное глубочайшего смысла речение!

4. Его стихи и проза звучат то целым оркестром... то рассыпчатой балалайкой...

5. Слово было наиглавнейшим на всём жизненном пути писателя.

4. метафора

Вопрос 14: Укажите, в каком предложении используется МЕТАФОРА Поэт, писатель может выразить обуревающие его мысли и чувства

Слайд 16

Вопрос 15: Укажите, в каком предложении используется СРАВНЕНИЕ.

Его старший брат

стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде.

2. Он забыл о страхе, не осознавая, что рискует своей жизнью.

3. Дима ведь мог стоять рядом с полыньёй, как другие мальчишки.

4. В тот момент мальчик не думал о том, что совершает подвиг.

5. Вспомните: почти у каждого был такой случай, что кажется - погиб.


3. сравнение

Вопрос 15: Укажите, в каком предложении используется СРАВНЕНИЕ. Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом

Слайд 17Вопрос 16: Укажите, в каком предложении используется МЕТОНИМИЯ.

Начали быстро строиться

военные и транспортные суда.

2. Естественным было устремление к Белому морю, а затем к Англии.

3. Корабли, галеры, брандеры, струги подошли к турецкой крепости.

4. Флот принёс победу.

5. Надо было утверждаться на всём Азовском море...

4. метонимия

Вопрос 16: Укажите, в каком предложении используется МЕТОНИМИЯ. Начали быстро строиться военные и транспортные суда.2. Естественным было

Слайд 18
Вопрос 17: Укажите, в каком предложении используется ГРАДАЦИЯ.

Сева - единственный

сын в семье.

2. Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной.

3. Каждая, даже самая идеальная!

4. У одного человека подобный кризис проходит незаметно, у других болезненно.

5. Подростку становится тесно, внешний мир манит к себе, опёка матери и отца угнетает.

3. градация

Вопрос 17: Укажите, в каком предложении используется ГРАДАЦИЯ. Сева - единственный сын в семье.2. Но для подростка

Слайд 19Вопрос 18: Укажите, в каком предложении используется ИНВЕРСИЯ.

Самого главного глазами

не увидишь.

2. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

3. Ты поймёшь, что твоя роза - единственная в мире.

4. Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

5. И Маленький принц возвратился к Лису.

1. инверсия

Вопрос 18: Укажите, в каком предложении используется ИНВЕРСИЯ. Самого главного глазами не увидишь.2. Ты навсегда в ответе

Слайд 20Вопрос 19: Укажите, в каком предложении используется ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ.


(3)До начала совещания

оставалось часа полтора. (4)Не тропясь он ходил из зала в зал, отдыхал.

2. (5)Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. (6) Как будто он на что-то наткнулся.

3. (7)Но что это было, он не понял. (8) Кругом него было пусто.

4. (27) - В том, что незачем зашифровывать... (28) Надо точно указывать название.

5. (33) Казалось бы, вид известный, ничего нового. (34) Откуда же это тепло приходит?

2. параллелизм

Вопрос 19: Укажите, в каком предложении используется ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ. (3)До начала совещания оставалось часа полтора. (4)Не тропясь он

Слайд 21Вопрос 20: Укажите, в каком предложении используется ГИПЕРБОЛА.

В русской земле

столько прелести, что хватит на тысячу лет.

2. Но человек начал очень уж затаптывать и разорять землю.

3. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита… началась в лесных далях.

4. Предгрозовой ветер налетал и усиливал эту сумятицу красок.

5. Теперь моих мыслей хватило бы на несколько поэм в прозе.

1. гипербола

Вопрос 20: Укажите, в каком предложении используется ГИПЕРБОЛА. В русской земле столько прелести, что хватит на тысячу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть