Слайд 1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова
Роль синонимов в поэме А.С.
Пушкина
«Руслан и Людмила»
Работу выполнила
ученица 7Б класса
Тиханова Ольга.
Руководитель: Чаркина
Наталья Николаевна
Слайд 2Цель:
Раскрыть значение и возможности синонимов как выразительного средства на примере использования
А.С. Пушкиным синонимов в поэме «Руслан и Людмила».
Слайд 3Задачи:
1. Изучить теорию по вопросу.
2. Определить функции синонимов в художественном
произведении.
3. Рассмотреть, как работают синонимы в первой главе поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Слайд 4«Синоним является синонимом только до тех пор,
пока он находится в
словаре.
Но в контексте живой речи нельзя найти ни одного положения,
в котором было бы всё равно,
как сказать: конь или лошадь, ребёнок или дитя…»
Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Слайд 5
В русском языке есть случаи, когда один предмет или явление называются
разными словами. Вот пример из произведения А.С.Пушкина:
Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Такие слова называются синонимами.
Сходными может быть:
Всё содержание слов
2. Содержание отдельных значений.
Синонимы-это слова, в значениях которых содержится тождественные элементы, так и различающиеся элементы. На этом основании учёными выделяются синонимы:
1. Полные(абсолютные)-это слова, полностью совпадающие по значению и употреблению.
2. Частичные -слова, частично совпадающие по значению и употреблению.
Слайд 6Учёные называют признаки ,по которым синонимы различаются:
1. Оттенки значений:
-беспокойство-отсутствие покоя
-волнение -особое
возбуждение
2. Эмоциональная окраска:
-лицо- «передняя часть головы человека»
-рожа- «некрасивое, безобразное лицо»
3.Стилистическая окрашенность:
-напрасно- «нейтральное»
-понапрасну- «разговорное»
4.Степень употребляемости:
-спать-находиться в состоянии сна
-почивать-спать
5.Сочетаемость с другими словами:
-миниатюрный- маленький.
Слайд 7По степени зависимости от контекста выделяются языковые и контекстуальные синонимы.
Языковые
синонимы - «слова, семантическое сходство которых проявляется изолировано, без контекста».(крепкий, твёрдый)
Контекстуальные синонимы - «слова, семантическое сходство которых проявляется только в контексте».(холодный, рассудочный, технический процесс).
Такое многообразие синонимов обеспечивает богатство русского языка, а также неповторимость их ситуативного употребления и оригинальность авторского высказывания.
Слайд 8Явление синонимии можно наблюдать на различных уровнях языка.
Понятие синоним, который
используется в лексике,
применимо и к морфеме.
1. Приставки
СВЕРХ, СУПЕР, ПРЕ: сверхмодные, премудрый;
НЕ, БЕЗ: безызвестный, неизвестный.
2. Суффиксы
ИХ, ИЦ: ежиха, волчица;
Ш,К: студентка, лифтёрша;
ТЕЛЬ, НИК, ЩИК: строитель, сварщик;
ОНЬК, ЕНЬК, ОК, ЕК, ОЧК, ЕЧК, К: лодочка, реченька, фантик, грибок;
3. Окончания
ОЙ, ОЮ
Весной- весною; Мной- мною.
Морфемные синонимы
Слайд 9Синонимия встречается и на уровне фразеологизмов.
1. Одно слово может вступать
в синонимическое отношения с фразеологизмом:
Бить баклуши- бездельничать;
втереть очки- обмануть;
2. Синонимами могут быть два, три и более фразеологизмов:
Пускать пыль в глаза;
Вешать лапшу на уши;
На все сто;
Фразеологические синонимы
Слайд 10Синтаксические синонимы
В синонимические отношения могут вступать однословное наименование
и словосочетание:
Сейф- несгораемый шкаф;
Сервант- шкаф для посуды;
Снайпер- меткий стрелок
В русском языке существуют словосочетания разные по строению,
но близкие по грамматическому значению:
бетонные опоры- опоры из бетона;
достойно держаться- держаться с достоинством;
Первое словосочетание имеет значение предмета и его признака.
Второе- значение действия и его признака.
Слайд 11Стилистическое богатство языка А.С.Пушкина обеспечивают морфемные,
лексические, морфологические, синтаксические синонимы.
Для
доказательства этой мысли я обращусь к его поэме «Руслан и Людмила».
Талант художника слова отразился в стилистическом богатстве языка.
Важную роль в поэме играют синонимы.
Пушкин уточняет, углубляет, поясняет свои мысли, благодаря чему создается
яркий, выразительный текст:
… и вдруг опять
На вспыхнувшем лице кручина…
Ясна тоски твоей причина;
Но грусть нетрудно разогнать,-
Сказал старик…
Используя языковые синонимы, автор искусно «играет» оттенками значений:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо- песнь заводит,
Налево- сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит…
Использование синонимов в поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила»
Слайд 12Идти - «двигаться, переступая ногами». Ходить – «то же, что идти,
но обозначает движение не в одно время, не за один прием или не в одном направлении». Бродить – «то же, что идти, но с трудом и тихо», без определенной цели.
Слайд 13В тексте есть другие примеры подобного использования синонимов. «Несчастный» Руслан, потерявший
невесту, глубоко переживает расставание:
На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей,
И медленно в душе твоей
Надежда гибнет, гаснет вера.
Хазарский хан, мечтая завладеть Людмилой, спешит вперед. Автор использует синонимы к слову «ехать», которые различаются оттенками значений:
Огня надежды полон взор:
То скачет он во весь опор,
То дразнит бегуна лихого,
Кружит, подъемлет на дыбы
Иль дерзко мчит на холмы снова.
Показывая желание четырех соперников опередить друг друга, автор вводит в текст поэмы глагол «лететь»:
Вдоль берегов Днепра счастливых
Летят в клубящейся пыли…
Слайд 14Хазарский хан, мечтая завладеть Людмилой, спешит вперед. Автор использует синонимы к
слову «ехать», которые различаются оттенками значений:
Огня надежды полон взор:
То скачет он во весь опор,
То дразнит бегуна лихого,
Кружит, подъемлет на дыбы
Иль дерзко мчит на холмы снова.
Показывая желание четырех соперников опередить друг друга, автор вводит в текст поэмы глагол «лететь»:
Вдоль берегов Днепра счастливых
Летят в клубящейся пыли…
Слайд 15Выбор слов–синонимов определяется желанием поэта предать стремление героев добиться определенной
цели либо рассказать об их отчаянии, когда эта цель не может быть достигнута. И вновь Пушкин использует оттенки значений:
Ехать – «двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения». Скакать – «ехать вскачь». Лететь – «то же, что мчаться, очень быстро ехать».
Слайд 16В тексте поэмы автор искусно использует синонимические глаголы говорения. Они различаются
прежде всего стилистической окраской:
сказали, говорит (нейтр.)
вопрошает, молвил, воскликнул (книжн.)
Рассмотрим другой пример:
Уж всадников не видно боле…
Но долго все еще глядит
Великий князь в пустое поле
И думой им вослед летит. (7, 12)
Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней…
Вошел с уныньем: что же зрит? (7, 14)
Слова «глядит» и «зрит» различаются не только стилистической окраской, но и употребляемостью в современном речи (зрит - устар.)
В произведении встречаются контекстуальные синонимы (синонимы, которые обнаруживаются только в контексте):
Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет…
Слайд 17Повествуя о первом появлении Черномора, Пушкин использует сразу несколько рядов синонимов:
«гаснет»,
«смеркается»;
«дымной», «туманной»;
«остылый», «хладный»;
«мрак», «мгла», «тьма»
С их помощью писатель создает яркий образ враждебной силы, несущей зло и разрушения. Однако сюжет поэмы сказочный, поэтому страшное в произведении оказывается не таким уж и страшным, печальное – не таким печальным. Грусть превращается в радость, а страшное кажется смешным. Ведь свирепый Черномор не кто иной, как жалкий, немощный старик.
Слайд 18Автор подшучивает над своими героями даже в самые тяжелые для них
минуты. Способствует этому словесная «игра» синонимами:
«Людмила умереть умеет!
Не нужно мне твоих шатров…
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!»
Подумала и стала кушать. (7, 40)
Подобные шутки не нарушают лирический образ героини, они даже придают ему «милый» характер, ведь «она и сказочная героиня, и современная, живая, во плоти и крови, девушка-женщина».
Слайд 19Заключение
В своей работе я предприняла попытку анализа первой главы поэмы А.С.Пушкина
«Руслан и Людмила» с точки зрения наличия синонимов различных уровней. В произведении поэта встречаются суффиксы-синонимы, лексические синонимы, словосочетания-синонимы,которые выполняют функцию «замещения», «уточнения», служат для создания сказочных образов, передачи внутреннего состояния героев.
Слайд 20В.В. Бабайцева считает: «Изучение синонимических рядов развивает языковое чутье, повышает внимание
к значениям слов, к их формам, строению синтаксических единиц. Изучение синонимики способствует развитию речи, так как учит выбирать самые точные слова и предложения для выражения мыслей и чувств». (1, 128) Трудно не согласиться с мнением профессора. Поэтому наше исследование будет продолжено. Занимательным и перспективным кажется сопоставление особенностей функционирования синонимов в поэме «Руслан и Людмила» и сказках Пушкина.
В.В. Бабайцева
Слайд 21Использованная литература:
1.Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5–9 классы: Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
2.Бабайцева В.В. Русский язык. 10–11 классы: Учебник общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2006.
3.Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. – Минск: Новое знание, 2007
4.Введенская Л.А. Русское слово. Пособие для учащихся 7 – классов по факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». – М: Просвещение, 1970.
5.Винокур Г.О. Проблема культуры речи / Русский язык в советской школе. – 1929. - №5
6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.- 2003.
7.Пушкин А.С. Поэма «Руслан и Людмила». – М. Детская литература, 1984.
8.Слонимский А. Мастерство Пушкина. – М. - 1963
9.Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей университетов/ Белошапкова В.А. – М.: Высшая школа, 1989.
10.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1972.
11.Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М. – 1977.