Презентация, доклад по русскому языку Роль синонимов в поэме А С Пушкина Руслан и Людмила

Содержание

Цель:Раскрыть значение и возможности синонимов как выразительного средства на примере использования А.С. Пушкиным синонимов в поэме «Руслан и Людмила».

Слайд 1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова

Роль синонимов в поэме А.С.

Пушкина
«Руслан и Людмила»

Работу выполнила
ученица 7Б класса
Тиханова Ольга.

Руководитель: Чаркина
Наталья Николаевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. ПорховаРоль синонимов в поэме А.С. Пушкина

Слайд 2Цель:
Раскрыть значение и возможности синонимов как выразительного средства на примере использования

А.С. Пушкиным синонимов в поэме «Руслан и Людмила».
Цель:Раскрыть значение и возможности синонимов как выразительного средства на примере использования А.С. Пушкиным синонимов в поэме «Руслан

Слайд 3Задачи:

1. Изучить теорию по вопросу.

2. Определить функции синонимов в художественном

произведении.

3. Рассмотреть, как работают синонимы в первой главе поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Задачи:1. Изучить теорию по вопросу. 2. Определить функции синонимов в художественном произведении.3. Рассмотреть, как работают синонимы в

Слайд 4«Синоним является синонимом только до тех пор,
пока он находится в

словаре.
Но в контексте живой речи нельзя найти ни одного положения,
в котором было бы всё равно,
как сказать: конь или лошадь, ребёнок или дитя…»

Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

«Синоним является синонимом только до тех пор, пока он находится в словаре.Но в контексте живой речи нельзя

Слайд 5
В русском языке есть случаи, когда один предмет или явление называются

разными словами. Вот пример из произведения А.С.Пушкина:

Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.

Такие слова называются синонимами.
Сходными может быть:
Всё содержание слов
2. Содержание отдельных значений.
Синонимы-это слова, в значениях которых содержится тождественные элементы, так и различающиеся элементы. На этом основании учёными выделяются синонимы:
1. Полные(абсолютные)-это слова, полностью совпадающие по значению и употреблению.
2. Частичные -слова, частично совпадающие по значению и употреблению.
В русском языке есть случаи, когда один предмет или явление называются разными словами. Вот пример из произведения

Слайд 6Учёные называют признаки ,по которым синонимы различаются:
1. Оттенки значений:
-беспокойство-отсутствие покоя
-волнение -особое

возбуждение

2. Эмоциональная окраска:
-лицо- «передняя часть головы человека»
-рожа- «некрасивое, безобразное лицо»

3.Стилистическая окрашенность:
-напрасно- «нейтральное»
-понапрасну- «разговорное»

4.Степень употребляемости:
-спать-находиться в состоянии сна
-почивать-спать

5.Сочетаемость с другими словами:
-миниатюрный- маленький.
Учёные называют признаки ,по которым синонимы различаются:1. Оттенки значений:-беспокойство-отсутствие покоя-волнение -особое возбуждение2. Эмоциональная окраска:-лицо- «передняя часть головы

Слайд 7По степени зависимости от контекста выделяются языковые и контекстуальные синонимы.

Языковые

синонимы - «слова, семантическое сходство которых проявляется изолировано, без контекста».(крепкий, твёрдый)
Контекстуальные синонимы - «слова, семантическое сходство которых проявляется только в контексте».(холодный, рассудочный, технический процесс).

Такое многообразие синонимов обеспечивает богатство русского языка, а также неповторимость их ситуативного употребления и оригинальность авторского высказывания.
По степени зависимости от контекста выделяются языковые и контекстуальные синонимы. Языковые синонимы - «слова, семантическое сходство которых

Слайд 8Явление синонимии можно наблюдать на различных уровнях языка.
Понятие синоним, который

используется в лексике,
применимо и к морфеме.
1. Приставки
СВЕРХ, СУПЕР, ПРЕ: сверхмодные, премудрый;
НЕ, БЕЗ: безызвестный, неизвестный.
2. Суффиксы
ИХ, ИЦ: ежиха, волчица;
Ш,К: студентка, лифтёрша;
ТЕЛЬ, НИК, ЩИК: строитель, сварщик;
ОНЬК, ЕНЬК, ОК, ЕК, ОЧК, ЕЧК, К: лодочка, реченька, фантик, грибок;
3. Окончания
ОЙ, ОЮ
Весной- весною; Мной- мною.

Морфемные синонимы

Явление синонимии можно наблюдать на различных уровнях языка. Понятие синоним, который используется в лексике, применимо и к

Слайд 9Синонимия встречается и на уровне фразеологизмов.
1. Одно слово может вступать

в синонимическое отношения с фразеологизмом:

Бить баклуши- бездельничать;
втереть очки- обмануть;

2. Синонимами могут быть два, три и более фразеологизмов:
Пускать пыль в глаза;
Вешать лапшу на уши;
На все сто;

Фразеологические синонимы

Синонимия встречается и на уровне фразеологизмов. 1. Одно слово может вступать в синонимическое отношения с фразеологизмом:

Слайд 10Синтаксические синонимы
В синонимические отношения могут вступать однословное наименование
и словосочетание:

Сейф- несгораемый шкаф;
Сервант- шкаф для посуды;
Снайпер- меткий стрелок
В русском языке существуют словосочетания разные по строению,
но близкие по грамматическому значению:
бетонные опоры- опоры из бетона;
достойно держаться- держаться с достоинством;
Первое словосочетание имеет значение предмета и его признака.
Второе- значение действия и его признака.

Синтаксические синонимы В синонимические отношения могут вступать однословное наименование и словосочетание: Сейф- несгораемый шкаф; Сервант- шкаф для

Слайд 11Стилистическое богатство языка А.С.Пушкина обеспечивают морфемные,
лексические, морфологические, синтаксические синонимы.
Для

доказательства этой мысли я обращусь к его поэме «Руслан и Людмила».
Талант художника слова отразился в стилистическом богатстве языка.
Важную роль в поэме играют синонимы.
Пушкин уточняет, углубляет, поясняет свои мысли, благодаря чему создается
яркий, выразительный текст:
… и вдруг опять
На вспыхнувшем лице кручина…
Ясна тоски твоей причина;
Но грусть нетрудно разогнать,-
Сказал старик…
Используя языковые синонимы, автор искусно «играет» оттенками значений:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо- песнь заводит,
Налево- сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит…

Использование синонимов в поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила»

Стилистическое богатство языка А.С.Пушкина обеспечивают морфемные, лексические, морфологические, синтаксические синонимы. Для доказательства этой мысли я обращусь к

Слайд 12Идти - «двигаться, переступая ногами». Ходить – «то же, что идти,

но обозначает движение не в одно время, не за один прием или не в одном направлении». Бродить – «то же, что идти, но с трудом и тихо», без определенной цели.
Идти - «двигаться, переступая ногами». Ходить – «то же, что идти, но обозначает движение не в одно

Слайд 13В тексте есть другие примеры подобного использования синонимов. «Несчастный» Руслан, потерявший

невесту, глубоко переживает расставание:
На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей,
И медленно в душе твоей
Надежда гибнет, гаснет вера.
Хазарский хан, мечтая завладеть Людмилой, спешит вперед. Автор использует синонимы к слову «ехать», которые различаются оттенками значений:
Огня надежды полон взор:
То скачет он во весь опор,
То дразнит бегуна лихого,
Кружит, подъемлет на дыбы
Иль дерзко мчит на холмы снова.
Показывая желание четырех соперников опередить друг друга, автор вводит в текст поэмы глагол «лететь»:
Вдоль берегов Днепра счастливых
Летят в клубящейся пыли…
В тексте есть другие примеры подобного использования синонимов. «Несчастный» Руслан, потерявший невесту, глубоко переживает расставание:На брови медный

Слайд 14Хазарский хан, мечтая завладеть Людмилой, спешит вперед. Автор использует синонимы к

слову «ехать», которые различаются оттенками значений:
Огня надежды полон взор:
То скачет он во весь опор,
То дразнит бегуна лихого,
Кружит, подъемлет на дыбы
Иль дерзко мчит на холмы снова.
Показывая желание четырех соперников опередить друг друга, автор вводит в текст поэмы глагол «лететь»:
Вдоль берегов Днепра счастливых
Летят в клубящейся пыли…
Хазарский хан, мечтая завладеть Людмилой, спешит вперед. Автор использует синонимы к слову «ехать», которые различаются оттенками значений:Огня

Слайд 15Выбор слов–синонимов определяется желанием поэта предать стремление героев добиться определенной

цели либо рассказать об их отчаянии, когда эта цель не может быть достигнута. И вновь Пушкин использует оттенки значений:
Ехать – «двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения». Скакать – «ехать вскачь». Лететь – «то же, что мчаться, очень быстро ехать».
Выбор слов–синонимов определяется желанием поэта предать  стремление героев добиться определенной цели либо рассказать об их отчаянии,

Слайд 16В тексте поэмы автор искусно использует синонимические глаголы говорения. Они различаются

прежде всего стилистической окраской:
сказали, говорит (нейтр.)
вопрошает, молвил, воскликнул (книжн.)
Рассмотрим другой пример:
Уж всадников не видно боле…
Но долго все еще глядит
Великий князь в пустое поле
И думой им вослед летит. (7, 12)
Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней…
Вошел с уныньем: что же зрит? (7, 14)
Слова «глядит» и «зрит» различаются не только стилистической окраской, но и употребляемостью в современном речи (зрит - устар.)
В произведении встречаются контекстуальные синонимы (синонимы, которые обнаруживаются только в контексте):
Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет…
В тексте поэмы автор искусно использует синонимические глаголы говорения. Они различаются прежде всего стилистической окраской:сказали, говорит (нейтр.)

Слайд 17Повествуя о первом появлении Черномора, Пушкин использует сразу несколько рядов синонимов:
«гаснет»,

«смеркается»;
«дымной», «туманной»;
«остылый», «хладный»;
«мрак», «мгла», «тьма»
С их помощью писатель создает яркий образ враждебной силы, несущей зло и разрушения. Однако сюжет поэмы сказочный, поэтому страшное в произведении оказывается не таким уж и страшным, печальное – не таким печальным. Грусть превращается в радость, а страшное кажется смешным. Ведь свирепый Черномор не кто иной, как жалкий, немощный старик.
Повествуя о первом появлении Черномора, Пушкин использует сразу несколько рядов синонимов:«гаснет», «смеркается»;«дымной», «туманной»;«остылый», «хладный»;«мрак», «мгла», «тьма»С их

Слайд 18Автор подшучивает над своими героями даже в самые тяжелые для них

минуты. Способствует этому словесная «игра» синонимами:
«Людмила умереть умеет!
Не нужно мне твоих шатров…
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!»
Подумала и стала кушать. (7, 40)
Подобные шутки не нарушают лирический образ героини, они даже придают ему «милый» характер, ведь «она и сказочная героиня, и современная, живая, во плоти и крови, девушка-женщина».
Автор подшучивает над своими героями даже в самые тяжелые для них минуты. Способствует этому словесная «игра» синонимами:«Людмила

Слайд 19Заключение
В своей работе я предприняла попытку анализа первой главы поэмы А.С.Пушкина

«Руслан и Людмила» с точки зрения наличия синонимов различных уровней. В произведении поэта встречаются суффиксы-синонимы, лексические синонимы, словосочетания-синонимы,которые выполняют функцию «замещения», «уточнения», служат для создания сказочных образов, передачи внутреннего состояния героев.

ЗаключениеВ своей работе я предприняла попытку анализа первой главы поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» с точки зрения

Слайд 20В.В. Бабайцева считает: «Изучение синонимических рядов развивает языковое чутье, повышает внимание

к значениям слов, к их формам, строению синтаксических единиц. Изучение синонимики способствует развитию речи, так как учит выбирать самые точные слова и предложения для выражения мыслей и чувств». (1, 128) Трудно не согласиться с мнением профессора. Поэтому наше исследование будет продолжено. Занимательным и перспективным кажется сопоставление особенностей функционирования синонимов в поэме «Руслан и Людмила» и сказках Пушкина.

В.В. Бабайцева

В.В. Бабайцева считает: «Изучение синонимических рядов развивает языковое чутье, повышает внимание к значениям слов, к их формам,

Слайд 21Использованная литература:
1.Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5–9 классы: Учебник для общеобразовательных

учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
2.Бабайцева В.В. Русский язык. 10–11 классы: Учебник общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2006.
3.Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. – Минск: Новое знание, 2007
4.Введенская Л.А. Русское слово. Пособие для учащихся 7 – классов по факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». – М: Просвещение, 1970.
5.Винокур Г.О. Проблема культуры речи / Русский язык в советской школе. – 1929. - №5
6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.- 2003.
7.Пушкин А.С. Поэма «Руслан и Людмила». – М. Детская литература, 1984.
8.Слонимский А. Мастерство Пушкина. – М. - 1963
9.Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей университетов/ Белошапкова В.А. – М.: Высшая школа, 1989.
10.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1972.
11.Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М. – 1977.


Использованная литература:1.Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5–9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003.2.Бабайцева В.В.

Слайд 22Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть