Слайд 1Речевые нормы и речевые ошибки
Теория и практика подготовки к ЦТ
Слайд 2Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 3Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 4Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 5Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 6Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 7Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 8Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 9Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 10Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 11Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 12Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Слайд 13
1. Отметьте слова, лексическое значение которых определено верно.
1. Геральдика — составление,
истолкование и изучение гербов.
2. Гипертония — понижение кровяного давления.
3. Индукция — логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу.
4. Фауна — животный мир.
5. Флора — растительный мир.
6. Экстенсивный — связанный с количественным (а не качественным) изменением, увеличением, развитием.
7. Эпиляция — обжалование какого-либо решения, постановления.
Слайд 142. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение
данных слов.
1. Этот фильм — настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не бегаю по магазинам и рынкам, чтобы купить разные вещи и продукты, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант — это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Слайд 153. Отметьте предложения, в которых предлог "благодаря" употреблен в соответствии с
его значением.
Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом "благодарить" и употребляется при указании на "положительные" причины.
1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.
2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.
3. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.
4. Благодаря легкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею "Война и мир".
5. Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.
Слайд 164. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном
высказывании.
Учтите при этом, что:
предлог "ввиду" употребляется при указании на то, что еще будет;
предлог "вследствие" употребляется при указании на уже произошедшее.
1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно.
3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто.
4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.
Слайд 17
5. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов).
(Облокотиться,
опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), оказать (помощь, внимание, содействие), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), одержать (победу, поражение, успех, удачу), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, утолить (жажду, голод, печаль, страх), отъявленный (лодырь, умница), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), обречен (на успех, на провал), (наступила, началась) война, стая (ворон, зайцев, волков), неминуемый (успех, провал), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день).
Слайд 186. Докажите, что в каждом из данных предложений есть речевая ошибка.
Определите вид ошибки:
а) употребление слова в несвойственном ему значении;
б) нарушение лексической сочетаемости слов.
1. Будьте внимательны, впуская в квартиру незнакомых людей; этим вы избежите участия быть потерпевшим от мошенничества.
2. В прошлом году мы оборудовали пляж скамейками, навесами и другими мероприятиями.
3. Большую часть нашего экспорта мы продаем в другие страны.
4. Вся страна праздновала эту знаменательную цифру.
5. Лосиха сидела на солнышке.
Слайд 196. Докажите, что в каждом из данных предложений есть речевая ошибка.
Определите вид ошибки:
а) употребление слова в несвойственном ему значении;
б) нарушение лексической сочетаемости слов.
6. Андреевич выглянул из-за леса.
7. Зверь замер, растопырив взгляд.
8. Мне в голову пришла такая интуиция.
9. При этом он слегка выздоровел.
10. Каждая книга — это пласт людей, которые украшают землю, страдают, любят, радуются.
Слайд 20
7. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит
к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.
1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесет.
2. Анализы крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трех учеников.
4. В документах допускаются различные ошибки.
5. Мы внимательно прослушали рекомендации врача.
Слайд 21
8. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
Продлить (абонент,
абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье), (голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Слайд 229. Найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.
1. Как человек, дельфины
не могли жить без воздуха и поднимались, чтобы вздохнуть воздух.
2. Паркет. Высотный потолок.
3. Весьма гневливый и задиристый в отношении старухи тон как-то сразу и пропал.
4. И в то же время горделивый своим происхождением человек имел все привычки мужика.
5. Боль была очень сильной, временами нетерпимой.
6. И тогда в лесистых чащобах рождаются полчища кровожадного гнуса.
Слайд 23
10. Замените неуместно употребленные однокоренные слова синонимами.
1. Писатель писал роман в послевоенные
годы.
2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3. Герои-подпольщики вели себя героически.
4. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.
5. В поэме "Мертвые души" изображены образы помещиков.
Слайд 24
11. Отметьте предложения, в которых допущено смешение лексики разных исторических эпох.
Найдите неуместно употребленные слова, замените их необходимыми.
1. В X веке к июню каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
2. В начале XII века с половцами был заключен выгодный для России мир.
3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.
5. Владимир Мономах был мудрым правителем, славным воином и патриотом земли русской.
Слайд 25
12. Пользуясь приведенной таблицей "Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм", определите
вид речевой ошибки (поставьте соответствующий номер)
1. С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.
2. Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе.
3. Трилогия Ю. Бондарева "Берег", "Выбор", "Игра", "Искушение" посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции.
4. На последней стороне обложки — цитата из вышеназванного языковеда.
5. Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет.
6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.
7. Магазин "Богатырь " я обошел быстро.
Слайд 2613. Найдите речевые ошибки и охарактеризуйте их.
1. Эти команды и
вышли в окончательный финал.
2. На территории Замчища были обнаружены останки древнего храма.
3. Наведывались в эту деревню этнографы, изучали местный быт, записывали народный фольклор.
4. С правой стороны дороги — лесистая Налибокская пуща.
5. Услышав звонок в дверь, Ирина стала быстро надеваться.
6. Наша задача — завершить внедрение стандартов в этом текущем году.
7. Мы предприняли областную комплексную программу "Кадры: 2005— 2007 годы".
8. Кирилл вышел во двор, набрал поленницу дров и принес к печке.
9. Экскурсовод сказал что-то водителю по-латвийски.
Слайд 27
Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм
ескими пятнами — одним словом, кровь
с молоком.
Слайд 28
Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм
Слайд 29
Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм
Слайд 30
Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм
Слайд 311. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями:
Слайд 32
2. Отметьте, какие из данных фразеологизмов-синонимов вам известны. Какое общее значение
имеют эти фразеологизмы?
Не оставить камня на камне, разнести в щепки, стереть в порошок, развеять в прах, стереть с лица земли, разорвать в клочья, вырвать с корнем, выжечь каленым железом, предать огню и мечу, свести на нет, оставить рожки да ножки.
Слайд 33
3. Отметьте фразеологизмы, значение которых определено верно.
1. Гусь лапчатый — бесхитростный,
тихий, скромный человек.
2. Куда кривая вывезет — как получится, как выйдет.
3. Прийти к шапочному разбору — прийти к открытию магазина, рынка.
4. Дать от ворот поворот — указать дорогу неправильно.
5. Сума переметная — человеку легко меняющий свои убеждения, быстро переходящий на сторону противника.
Слайд 34
4. Отметьте предложения, в которых фразеологизмы употреблены в соответствии с их
значением.
1. Не посыпай себе голову пеплом: может, всё еще будет хорошо.
2. Петренко — дальний наш родственник, седьмая вода на киселе.
3. Зачем лезть в бутылку? Причин для возмущения никаких нет.
4. Малыш искренне обиделся, и из его глаз тут же покатились огромные, с горох, крокодиловы слезы.
5. Тут нельзя валить через пень колоду, надо всё делать быстро и качественно.
Слайд 355. Отметьте конструкции, в которых не нарушен лексический состав фразеологизмов.
1. Подлить
жиру в огонь.
2. Пройти сквозь огонь, воду и железные трубы.
3. Буря в целом стакане воды.
4. Ни в медный грош не ставит.
5. Чужими руками жар загребать.
Слайд 36
6. Отметьте предложения, в которых нарушен лексический состав фразеологизмов. Исправьте речевые
ошибки.
1. Почему ты без настроения, какая мошка тебя укусила?
2. Петю жена здорово под сапогом держит!
3. Эй, рвем подметки: сторож идет!
4. Факты надо не высасывать из чужого пальца, а кропотливо собирать.
5. Эх ты, грибник: в пяти соснах заблудился!
Слайд 377. Отметьте сочетания, в которых произошло смешение синонимичных фразеологизмов.
Запишите эти
фразеологизмы, устно объясните их значение.
1. Подрубить под крылья.
2. Не стоит выеденного гроша.
3. Носиться как курица с писаной торбой.
4. Одним тестом мазаны.
5. Травленый воробей.
Слайд 38
8. Исправьте ошибки, вызванные нарушением грамматической устойчивости фразеологизмов.
1. Вставлять палку в
колесо —
2. Колосс на глиняной ноге —
3. С открывающимся забралом —
4. Заблудившаяся овца —
5. Труд Сизифа —
Слайд 39
9. Отметьте предложения без речевых ошибок.
1. Наутро Арсений вскочил ни свет
ни заря: часы показывали только половину пятого.
2. Иван ростом больше двух метров, настоящая коломенская верста.
3. Город достаточно большой, на кривой не объедешь.
4. Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды.
5. Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.
Слайд 40
10. Отметьте предложения с речевыми ошибками. Исправьте ошибки.
1. Наши ребята не
упадут носом в грязь.
2. Отлично сделано! Комар носа не подточит!
3. Прекращай курить фимиам, хватит этой лести. Лучше честно выскажи свое мнение.
4. У нашей хозяйки зимой льда не выпросишь.
5. Фрицев была чертовская дюжина, как раз тринадцать человек.