Презентация, доклад по русскому языку Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Содержание

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. Людей неинтересных в мире нет,Их судьбы – как истории планет.У каждой все особое, свое,

Слайд 1Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством

использования современных образовательных технологий

Руководитель ШМО учителей
русского языка и литературы
МОУ гимназии №7
г. Лыткарино Московской обл
Е. А. Плюгина

Вся радость жизни – в творчестве.
Р. Роллан

Развитие творческих способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Слайд 2Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет

в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.


Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка.  Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом

Слайд 3«Ребенок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»

Ф.Рабле.


В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом.

«Ребенок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»      						Ф.Рабле.В

Слайд 4Среди основополагающих умений  и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:


Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

Среди основополагающих умений  и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:  Творчество и любознательность – способность

Слайд 5Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером;

принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и

Слайд 6Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как

можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей,
решением сложных проблемных
ситуаций.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету,

Слайд 7Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя

и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, стремимся развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для нас, как педагогов.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет:
более интересно и насыщенно проводить уроки,
активизировать читательскую деятельность учащихся,
формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности
Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащимися:
Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)
Значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат

Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда мы видим одарённость

Слайд 8Преимущества, получаемые учеником:
Интересный, доступный путь усвоения информации.
При подготовке собственной творческой работы

учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни.
Повышается мотивация к учебе.
Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала.
Развивается речевое творчество учащихся.
Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию, творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации.
Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
Преимущества, получаемые учеником:Интересный, доступный путь усвоения информации.При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им

Слайд 9Основная педагогическая идея – каждый ребенок способен созидать и творить.

целевые ориентации:
создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»;
предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;
воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.

Основная педагогическая идея –  каждый ребенок способен созидать и творить. целевые ориентации:создание условий для раскрытия творческого

Слайд 10
Развитие творческих способностей осуществляется учителями русского языка и литературы нашей гимназии

через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.
Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.
Развитие творческих способностей осуществляется учителями русского языка и литературы нашей гимназии через технологию развития критического мышления,

Слайд 11Задания на уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.
Эвристические задачи.


Этимологические экскурсы.
Составление опорных сигналов, схем
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях.
Написание киносценария, диафильмов, видеоклипов.
Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений
Использование проблемных вопросов.
Создание «Копилки мудрости».
Написание сказок, былин, создание летописей.

Задания на уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей. Эвристические задачи. Этимологические экскурсы. Составление опорных

Слайд 12Этимологический экскурс Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях
Объяснить исключения уж, замуж,

невтерпёж
можно следующим образом:
эти наречия произошли от существительных
уж, терпёж, муж,
которые относились ко второму склонению и писались без мягкого знака.
Этимологический экскурс Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречияхОбъяснить исключения уж, замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти

Слайд 13Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В

современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время, как в нём последовательно выдерживается правило написания о - ё в суффиксах после шипящих.
Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь можно применить правило «О - ё после шипящих». Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного слова чаща. Он имеет корень чащ и суффикс –об-
Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж

Слайд 14Составление опорных схем и алгоритмов
Н и нн в суффиксах прилагательных
Определи, от

какой части речи образовано слово.

От существительного?

Да

Определи, какой суффикс прибавлен к основе?

-онн, -енн, -н

Да

Пиши - нн

Исключения:
ветреный (но безветренный)

-ан, -ян, -ин

Да

Пиши - н

Исключения: оловянный,
деревянный, стеклянный

Составление опорных схем и алгоритмовН и нн в суффиксах прилагательныхОпредели, от какой части речи образовано слово.От существительного?ДаОпредели,

Слайд 16Сергей Есенин
«Вот уж вечер. Роса…»
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях.

Сергей Есенин«Вот уж вечер. Роса…»Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях.

Слайд 17
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к

иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой.
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.

1910
Вот уж вечер. РосаБлестит на крапиве.Я стою у дороги,Прислонившись к иве.От луны свет большойПрямо на нашу

Слайд 18Вот уж вечер.

Вот уж вечер.

Слайд 19 Роса Блестит на крапиве.

Роса Блестит на крапиве.

Слайд 20Я стою у дороги, Прислонившись к иве.

Я стою у дороги, Прислонившись к иве.

Слайд 21Город мой
Иллюстрации к сочинению
«Достопримечательности нашего города»

Город мойИллюстрации к сочинению «Достопримечательности нашего города»

Слайд 22Л. Н. Толстой «После бала»
« …полковник… упал на одно колено, а она,

улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали.»

диафильм

Л. Н. Толстой «После бала»« …полковник… упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую

Слайд 23„..крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. Делая вид, что он не

знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся...“
„..крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно

Слайд 24Творческие домашние задания
Творческие домашние задания имеют большое значение.
Результат труда

выражается в заинтересованности детей предметом, развитии творческих способностей, мировоззрения.
 
Творческие домашние задания Творческие домашние задания имеют большое значение. Результат труда выражается в заинтересованности детей предметом, развитии

Слайд 25
Мое лето шло впрочем как и всегда…Первый месяц я была

в своем городе и в гостях у дедушки. Затем, в июле я с бабушкой поехала в тур. Тур этот был в основном в Швейцарии и Австрии, но еще мы заезжали во Вроцлав(Польша), Дрезден и Мюнхен(Германия), Брно(Чехия),а также в королевство Лихтенштейн

Литературная страничка моего летнего отдыха

Мое лето шло впрочем как и всегда…Первый месяц я была в своем городе и в гостях

Слайд 26Швейцария
Монтре
Владимир Владимирович
Набоков
Владимир Набоков с 1960 года до своей смерти

в 1977 году проживал со своей женой Верой в Монтрё. Он похоронен рядом с Монтрё на кладбище городка Кларанс (Фр. Clarens)
Швейцария МонтреВладимир Владимирович НабоковВладимир Набоков с 1960 года до своей смерти в 1977 году проживал со своей

Слайд 27Австрия
Вена
Иоганн Вольфганг фон Гете

АвстрияВенаИоганн Вольфганг фон Гете

Слайд 28Заочная Экскурсия по лермонтовским местам.

Заочная Экскурсия по лермонтовским местам.

Слайд 29Печорин приезжает в Пятигорск. Пятигорск – потрясающе красивый город. Его история

как города-курорта начинается в 1803 году.

Первая остановка. Где все начиналось

Печорин приезжает в Пятигорск. Пятигорск – потрясающе красивый город. Его история как города-курорта начинается в 1803 году.Первая

Слайд 30Итак, наша экскурсия подошла к концу. Мы посетили множество замечательных мест,

связанных с М.Ю. Лермонтовым и повестью «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени». Красивые пейзажи не могут никого оставить равнодушным. Лермонтов еще в ранней юности посвятил следующие строки:
Кругом, налево и направо,
Как бы остатки пирамид,
Подъемлясь к небу величаво,
Гора из-за горы глядит;
И дале царь их величавый,
Туманный, сизо-голубой,
Пугает чудной вышиной




Итак, наша экскурсия подошла к концу. Мы посетили множество замечательных мест, связанных с М.Ю. Лермонтовым и повестью

Слайд 31Выпуск газет «Всякая всячина» и «Лидер», тематических стенгазет.

Выпуск газет «Всякая всячина» и «Лидер», тематических стенгазет.

Слайд 32В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные

решения.

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо.
Этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, используя проектную деятельность на своих уроках.

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Одна из самых серьезных и

Слайд 33Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со

взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.
Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом,  – те, что востребованы сегодня работодателями:
–способность работать с другими,
–принимать продуманные решения,
–проявлять инициативу,
–решать комплексные проблемы.
А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Не это ли еще одна актуальная задача современного образования.

Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.Многие

Слайд 34А что же такое проект?
«Проект» - (от лат. projectus - брошенный вперед)
 1) совокупность

документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
2) предварительный текст какого-либо документа.
3) замысел, план.
        Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. 

А что же такое проект? «Проект» - (от лат. projectus - брошенный вперед) 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для

Слайд 35Типология проектов:
1.      Исследовательские проекты.
2.      Творческие проекты.
3.      Ролевые, игровые проекты.
4.      Информационные проекты.
5.     

Практико-ориентированные проекты.
Учебный проект.

Типология проектов:1.      Исследовательские проекты.2.      Творческие проекты.3.      Ролевые, игровые проекты.4.      Информационные проекты.5.      Практико-ориентированные проекты.Учебный проект.

Слайд 36Проведенные в 2012-2013 уч. году Уроки русского языка и литературы с

использованием проектной деятельности

Повторение. Не с различными частями речи - 7Б класс
Имя прилагательное как часть речи (создание памятки) – 5Г класс
Книга рассказов «Добрые дела» - 6 Г класс
Выпуск сборника стихов, посвященных ВОВ – 9А класс
Составление «Книги притч»(притчи, написанные школьниками) – 5А, 6Г, 9А классы
Вид и время глагола – 5Б класс
Лексический словарь важных слов – 5Г, 7Б классы.
Составление алгоритма «Н-НН в суффиксах различных частей речи» – 9В класс

Проведенные в 2012-2013 уч. году Уроки русского языка и литературы с использованием проектной деятельностиПовторение. Не с различными

Слайд 37Урок русского языка в 5 «Г» классе с использованием элементов проектной

деятельности «Создание Словаря важных слов»
Урок русского языка в 5 «Г» классе с использованием элементов проектной деятельности  «Создание Словаря важных слов»

Слайд 39Урок русского языка в 5 «Б» классе с использованием элементов проектной

деятельности «Вид и время глагола»
Урок русского языка в 5 «Б» классе с использованием элементов проектной деятельности  «Вид и время глагола»

Слайд 40Андрей Андреевич Вознесенский
Цель работы: отследить, как
поэтическое содержание перетекает
в художественную

форму и меняет
ее, особенно если это
совершенно новый жанр – жанр
визуальной поэзии (видеомы).

Рождение слова «видеом» «Думай!»
Андрей Андреевич  Вознесенский Цель работы: отследить, как поэтическое содержание перетекает в художественную форму и меняет ее,

Слайд 41Видеома-портрет Валентины Кухто , Валентины Прокофьевой и Лещенко Дмитрия.

Видеома-портрет  Валентины Кухто , Валентины Прокофьевой и Лещенко Дмитрия.

Слайд 42Цель работы:
Узнать, как появились слова-исключения из правил.
Задачи работы:
Изучить слова-исключения, их этимологию.
Узнать,

почему эти слова вошли в список исключений.
Провести социологический опрос
Составить этимологический словарь слов-исключений.

Тема: Этимология слов-исключений из правил русской орфографии
Тезис: правописание слов-исключений
напрямую зависит от их этимологии

Объект исследования: правила русской орфографии.
Предмет: слова-исключения из правил
русской орфографии.
Актуальность и практическая значимость темы: слова-исключения встречаются в
различных правилах довольно часто.


Цель работы:Узнать, как появились слова-исключения из правил.Задачи работы:Изучить слова-исключения, их этимологию.Узнать, почему эти слова вошли в список

Слайд 43 Симонов Константин Михайлович

Семен Гудзенко
Мы не от старости умрем,
от старых

ран умрем…

ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИ

Давид Самуилович
Самойлов

Симонов  Константин  МихайловичСемен Гудзенко Мы не от старости умрем, от старых ран умрем…ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИДавид Самуилович

Слайд 44Реклама романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Реклама романа  И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Слайд 45Создание видеоклипа по литературному произведению

Создание видеоклипа по литературному произведению

Слайд 46Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к

учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (привлекательности). В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение.
Активными и самостоятельными, стремящимися к развитию своих творческих способностей мы хотим воспитать своих учеников.
Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме

Слайд 47Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть