Слайд 1Выпускная квалификационная работа
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 2 Выполнила:
слушатель КПП
по направлению
«Олигофренопедагогика»
Пономарёва Ольга Викторовна
Научный руководитель:
к.пс.н.,
доцент кафедры
коррекционной педагогики ИРО РБ
Юсупова Гузель Хафизовна
Слайд 3Цель: изучить особенности развития связной речи у обучающихся среднего школьного возраста
с ЗПР на уроках русского языка в психолого-педагогической литературе.
Объект исследования: развитие связной речи у обучающихся среднего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: особенности развития связной речи у обучающихся среднего школьного возраста с ЗПР на уроках русского языка.
Слайд 4Задачи исследования:
1) Изучить имеющуюся литературу по проблеме развития связной речи у
обучающихся с ЗПР.
2) Изучить психолого - педагогическую проблему обучающихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития. 3) Выявить уровень развития связной речи у обучающихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках русского языка.
4)Подобрать приёмы работы по развитию связной речи у обучающихся
среднего школьного возраста с ЗПР.
Слайд 5Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
- изучение медицинской и психолого-педагогической документации обучающихся с задержкой психического развития;
- наблюдение, беседа;
- анализ данных, полученных в результате проведения исследования.
Слайд 6Практическая значимость исследования: работа может быть использована в практической деятельности
педагогов коррекционных учреждений.
База исследования: Структурное подразделение (филиал) ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат№13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Стерлитамакский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Слайд 7Изучение современной психолого-педагогической и методической литературы по вопросу исследования показало, что
одной из наиболее распространенных форм психической патологии является задержка психического развития, которая зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в школе, в частности при развитии связной речи у детей среднего школьного возраста
Слайд 8. Вместе с тем, считают Г.Е.Сухарева,Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединский, В.И.Лубовский временный характер
самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей, приводят к компенсации и обратимому развитию.
Слайд 9В 1 главе выпускной квалификационной работы на основании анализа работ отечественных
психологов М.С.Певзнер, К.С.Лебединского, В.И.Лубовского были изучены особенности психофизических нарушений детей с ЗПР; проанализированы исследования по развитию связной речи таких учёных, как С.Л.Рубинштейна, Н.А.Головань, Т.А.Власовой, Л.С.Выготского, В.П.Глухова, Н.И.Жинкина, А.Г.Зикеева, Н.В.Серебряковой, Е.С.Слепович, В.К.Воробьёвой, У.В.Ульенковой и многих других
Слайд 10Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит
и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.
Слайд 11В исследовании принимали участие 2 обучающихся в возрасте 15 лет. На
первом этапе проводилось изучение медико-педагогической документации обучающихся.
Слайд 12Анализ исследования показал, что50% обучающихся имеют средний уровень развития связной
речи, 50%- низкий. Результаты вызвали необходимость поиска таких форм и приемов обучения, которые позволят повысить эффективность развития связной речи. С этой целью была представлена программа по русскому языку для обучающихся 7 класса и задания, учитывающие возможности образовательного и коррекционно- развивающего обучения по развитию связной речи.
Слайд 13Для рассказа по картине более типичными являются нарушения последовательности описания. Анализ
наблюдения выявил неумение школьников с ЗПР выделять структурные компоненты текста. В работах у таких детей допускаются следующие ошибки композиционной структуры:
1)Фактические неточности, лишний материал (не на тему), нарушение последовательности изложения.
2)Ошибки в построении: отсутствует какая-либо часть, несоизмеримость частей, повтор.
3)Ошибки в построении предложений.
Слайд 14На наш взгляд, необходимо целенаправленно развивать у детей устную и письменную
речь, безусловно нужно, и нужно это делать на всех уроках, а особенно на уроках развития речи.
В целом по работе можно сделать следующие выводы:
1) Изучили литературу по проблеме развития связной речи у обучающихся с ЗПР.
2) изучили психолого-педагогическую проблему обучающихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития;
3)выявили уровень развития связной речи у обучающихся
среднего школьного возраста с задержкой психического
развития на уроках развития речи.
4)Предложили приёмы работы по развитию связной речи у
обучающихся с ЗПР.
Слайд 15Материал полученных исследований может использоваться в практической деятельности педагогов.
.
Слайд 16Цель достигнута. Задачи выпускной квалификационной работы решены