Презентация, доклад по русскому языку Разговорный стиль (5 класс)

Прочитайте тексты.- О чём говорится в них – об одном и том же или о разном?- Как говорится – одинаково или по-разному?С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё

Слайд 1Разговорный стиль

Разговорный стиль

Слайд 2Прочитайте тексты.
- О чём говорится в них – об одном и

том же или о разном?
- Как говорится – одинаково или по-разному?


С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.


В Новосибирске сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый.  Температура днём 15-17.


Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

- Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, бабушкой) использовать 1 или 2 текст, а вместо сводки погоды передать по радио или телевидению 1 или 3 тексты? - Какова задача каждого высказывания?

Прочитайте тексты.- О чём говорится в них – об одном и том же или о разном?- Как

Слайд 3ВЫВОД: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и

зачем, то есть от речевой ситуации.
В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи.
Стили речи, их зависимость от речевой ситуации изучает наука   с т и л и с т и к а.
Речь бывает книжная и разговорная. 
Разговорная речь используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней, неофициальной обстановке.
Книжная речь используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах.
ВЫВОД: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.В разных

Слайд 4Задание: прочитайте текст упр. 122 и ответьте на вопросы
- В какой

обстановке, где, с какой целью рассказывает мальчик о птицах?
- Какие признаки птиц он отмечает?
- Можно ли определить, о какой птице идёт речь?
- Какая форма речи?
Задание: прочитайте текст упр. 122 и ответьте на вопросы- В какой обстановке, где, с какой целью рассказывает

Слайд 5Задание: прочитайте текст упр. 123 и ответьте на вопросы
- Что сообщается

о плавунчиках в научной книге? С какой целью написан этот текст?

- Вам надо подготовить сообщение
о плавунчиках к уроку биологии.
Какой текст вы используете:
из упр. 122 или 123?


- К какому стилю речи относится
этот текст: к книжному или разговорному?
Задание: прочитайте текст упр. 123 и ответьте на вопросы- Что сообщается о плавунчиках в научной книге? С

Слайд 6Обозначьте речевую ситуацию и укажите: разговорная это речь или книжная.
Спишите первый

текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Фу__болист удар__л по м__чу. Удар__л значит его нога ок__зала определённое воздействие на мяч__ и скорость м__ча ув__личилась.

Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

Обозначьте речевую ситуацию и укажите: разговорная это речь или книжная.Спишите первый текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.Фу__болист

Слайд 7Удачны ли высказывания ребят? Какое слово не соответствует ситуации? Почему? Замените

его другим, более подходящим.

Бегут двое мальчишек лет 10-12, спешат в кино.
На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?»
И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».

Удачны ли высказывания ребят? Какое слово не соответствует ситуации? Почему? Замените его другим, более подходящим.Бегут двое мальчишек

Слайд 8Разговорный стиль – это стиль речи, служащий для общения людей между

собой.
Его основная функция – коммуникативная (обмен информацией).
Основной тип речи: повествование.
Основные жанры устной разговорной речи: устный рассказ, разговор (непосредственный, телефонный), дружеская беседа.
Жанры письменной разговорной речи: письмо, записка, дневник.

Разговорный стиль – это стиль речи, служащий для общения людей между собой.Его основная функция – коммуникативная (обмен

Слайд 9

Языковые средства:
фонетический уровень (орфоэпический)
отступление от литературных норм произношения (здрасьте);
лексический уровень
разговорная

лексика (электричка = электропоезд, укол = инъекция);
просторечная лексика (секретарша);
оценочная лексика (умница, тунеядец);
фразеологизмы, пословицы, поговорки;
Языковые средства:фонетический уровень (орфоэпический)отступление от литературных норм произношения (здрасьте);лексический уровеньразговорная лексика (электричка = электропоезд, укол =

Слайд 10

Языковые средства:
словообразовательный уровень
суффиксы субъективной оценки (таблеточка, работяга, кислятина, докторша,  слабак);
морфологический

уровень

много глаголов (т.к. повествование);
личные местоимения;
много частиц, междометий;

синтаксический уровень

простые, неполные, безличные предложения;
вопросительные и побудительные предложения,
отсутствие осложнённых предложений.

Языковые средства:словообразовательный уровеньсуффиксы субъективной оценки (таблеточка, работяга, кислятина, докторша,  слабак);морфологический уровеньмного глаголов (т.к. повествование);личные местоимения;много частиц,

Слайд 11Лягу – ляжу, кладу – ложу, награжу – наградю, наплещу –

наплескаю,  
налягу – наляжу, ляг – ляжь,
положи – поклади,
дуршлаг – друшлаг, противень – протвень,  
туфля – туфель, тапок – тапка,
мягонький — мяконький.

Задание: определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной, а какие – просторечию.

Лягу – ляжу, кладу – ложу, награжу – наградю, наплещу – наплескаю,  налягу – наляжу, ляг –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть