Слайд 1Работа над сочинением –рассуждением на лингвистическую тему
ГИА-2013
Мастер-класс
Подготовила учитель русского языка высшей
категории Голомидова Маргарита Леонидовна МОУ «СОШ №3 п. Советский» Республика Марий Эл
Слайд 2Выдающийся лингвист С.И. Ожегов: «Высокая культура речи заключается в умении найти
не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)»
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 309-2013
Слайд 3309-2013
Выдающийся лингвист С.И. Ожегов утверждал, что высокая культура речи заключается в
умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и наиболее уместное.
Да, действительно, культура речи определяется не только возможностью человека правильно и точно высказывать свои мысли, но и уместно использовать средства речевой выразительности. Докажем это на примерах из текста А. Алексина. Например, в предложении 36 автор использует метафору («…нашла его (место) у себя в сердце») для создания образности, более полной характеристики героини. А в предложении текста 20 употребляется устаревшее слово «чтили». Благодаря этому слову читатель видит образованность и высокую культуру речи рассказчика. Я убеждена, что культурная речь должна быть не только правильной, но и эмоциональной.
Таким образом, прав был лингвист С.И. Ожегов, который утверждал: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)»
Слайд 4Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 310-2013
Известный лингвист И.Г. Милославский:
« Любое повторение,
двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего»
Слайд 5310-2013
Известный лингвист И.Г. Милославский утверждал: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает
на себя особое внимание читающего».
С данным утверждением нельзя не согласиться. Благодаря повторению слов в тексте можно выделить ключевое понятие, на которое обращает внимание читатель. Докажем это на примерах из текста В. Осеевой. Например, в предложениях 4 и 5 мы видим повторение слова «не будет». Читатель понимает, что во взаимоотношениях Динки и ее друга детства уже не будет ничего из прежней жизни. А в 14 предложении В. Осеева использует повтор слова «много». Этот повтор воздействует на читателя эмоционально и отражает нравственные переживания героини.
Итак, прав был И.Г. Милославский, который утверждал, что любое повторение обращает на себя особое внимание читателей.
Слайд 6Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 311-2013
Выдающийся лингвист А.М. Пешковский:
« У каждой
части речи свои достоинства»
Слайд 7311-2013
Выдающийся лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «у каждой части речи свои
достоинства».
Безусловно, он прав. Все части речи, существующие в языке, важны, у каждой из них свои достоинства и свои функции. Попробую доказать справедливость слов лингвиста на основе текста А. Алексина. Самая распространенная часть речи в русском языке- это имя существительное. Из 100 слов в языке - 40 имена существительные. Они обозначают предмет, признак как предмет, действие как предмет и так далее.
Например, в предложении 10 автор использует ряд имен существительных (разочарование, восторг, изумление), обозначающих предмет. Они характеризуют героиню, указывая на ее эмоциональность и впечатлительность.
А глаголы «рисовать», «петь», «ходить на руках» (предложение 2) обозначают действие предмета и указывают на разносторонность интересов героини.
Таким образом, прав лингвист А.М. Пешковский, который утверждал: «У каждой части речи свои достоинства».
Слайд 9Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 312-2013
Известный филолог Н.М. Шанский:
« В монологической
речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений»
Слайд 10312-2013
«В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного
предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений», — так считал известный филолог Н.М. Шанского.
Я полностью согласна с его утверждением. Монолог, действительно, способен передать самые сокровенные мысли героя. Докажем это на примерах из текста В. Крапивина. Например, предложения 2 и 3, связанные грамматической связью с помощью личного местоимения «он» (двор-он), позволяют увидеть двор, где жил рассказчик. А с помощью группы предложений 26, 27, 28, связанных по смыслу и грамматически, мы понимаем характер героя и его стремления.
Итак, прав был Н.М. Шанский, утверждая, что в монологической речи для выражения мысли требуется группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Слайд 11А теперь попробуйте сами!
Удачи Вам и Вашим выпускникам!
Слайд 12Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему .
Потебня А.А. «Сходство между наклонением условным и
повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего»
Слайд 13Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью
текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина
Слайд 14Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 125-пробный
Раскройте смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого:
«Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова, и уподобляются ему по форме, согласуются с ним»