Презентация, доклад по русскому языку Прямое и переносное значение слова

Содержание

Терминологический диктант. Наука, изучающая словарный состав языка, называется… Словарный состав языка называется …То, что обозначает слово, называется…Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…Слово, имеющее два и более значений, называется…Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

Слайд 1Прямое и переносное значение слова

Прямое и переносное значение слова

Слайд 2Терминологический диктант.
Наука, изучающая словарный состав языка, называется…
Словарный состав языка называется


То, что обозначает слово, называется…
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…
Слово, имеющее два и более значений, называется…
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

Терминологический диктант. Наука, изучающая словарный состав языка, называется… Словарный состав языка называется …То, что обозначает слово, называется…Слово,

Слайд 3ПРОВЕРИМ
Наука, изучающая словарный состав языка, называется, лексикология.
Словарный состав языка называется лексика…
То,

что обозначает слово, называется ЛЗ.
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется однозначным.
Слово, имеющее два и более значений, называется многозначным.
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется толковым.

ПРОВЕРИМ Наука, изучающая словарный состав языка, называется, лексикология.Словарный состав языка называется лексика…То, что обозначает слово, называется ЛЗ.Слово,

Слайд 4Повторим
Улыбнулись сонные бере..ки растр..пали шелковые косы.

Списать, расставляя пропущенные буквы и знаки

препинания.
ПовторимУлыбнулись сонные бере..ки растр..пали шелковые косы.Списать, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Слайд 5Повторим
Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.

Списать, расставляя пропущенные буквы и знаки

препинания. Объясните
ПовторимУлыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.Списать, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните

Слайд 6Значение слова



Береза грустит

Значение словаБереза грустит

Слайд 7Значение слова




Прямое
Прямо указывает на предмет, действие, явление
Переносное
Переносит прямое значение слова

на другой предмет
Значение словаПрямоеПрямо указывает на предмет, действие, явлениеПереносное Переносит прямое значение слова на другой предмет

Слайд 8Понаблюдаем вместе!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки непростые,
Все скорлупки

золотые,
Ядра – чистый изумруд!
(А.С.Пушкин)

Что значит слово золотые?

Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.
(И.Никитин)


Что значит золотые нивы?

Понаблюдаем вместе!Белка песенки поетДа орешки все грызет;А орешки непростые, Все скорлупки золотые,Ядра – чистый изумруд!

Слайд 9Вывод:
Скорлупки золотые Нивы

золотые

сделанные из золота на основе сходства

Прямое значение Переносное значение

Как вы понимаете выражение «золотые руки», «золотой человек»? Составьте и запишите с ними предложения.





Вывод:Скорлупки золотые         Нивы золотые сделанные из золота

Слайд 10Выборочный диктант
1 вариант: выписать словосочетания с прямым значением слов
2 вариант: выписать

словосочетания с переносным значением слов
Тяжелый чемодан; олимпийское спокойствие; железный прут; тяжелый характер; легкая добыча; железная дисциплина; легкая ноша; золотая брошь; холодный взгляд; золотой характер; холодный кофе.
Выборочный диктант1 вариант: выписать словосочетания с прямым значением слов2 вариант: выписать словосочетания с переносным значением слов

Слайд 11Выборочный диктант работа в парах
1 вариант: выписать словосочетания с прямым значением слов
2

вариант: выписать словосочетания с переносным значением слов
1 вариант Тяжелый чемодан, железный прут, легкая ноша, золотая брошь, холодный кофе.
2 вариант Олимпийское спокойствие, тяжелый характер, легкая добыча, железная дисциплина, холодный взгляд, золотой характер.
Выборочный диктант работа в парах1 вариант: выписать словосочетания с прямым значением слов2 вариант: выписать словосочетания с переносным

Слайд 12Творческая работа
Со словами ЗВЕЗДА, ГОРЯЧИЙ, ХРУПКИЙ, БЕЖАТЬ составьте по 2 словосочетания:

с прямым и переносным значением слова
Творческая работаСо словами ЗВЕЗДА, ГОРЯЧИЙ, ХРУПКИЙ, БЕЖАТЬ составьте по 2 словосочетания: с прямым и переносным значением слова

Слайд 13

Работа с текстом
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?

Работа с текстомВозле речки, у

Слайд 14 МЕТАФОРА - употребление слов или оборотов речи

в переносном значении (лат. Meta – пере-, fora – несу).
Метафоры часто используют поэты и писатели в своих произведениях.
МЕТАФОРА - употребление слов или оборотов речи в переносном значении (лат. Meta –

Слайд 15Найдите метафору
Спишите предложения. Найдите метафору, подчеркните и объясните ее.

Котелок сердится и

бормочет на огне. (К.Паустовский)
Котелок – маленький котел, сосуд для варки пищи, для еды из него. (С.Ожегов)
Найдите метафоруСпишите предложения. Найдите метафору, подчеркните и объясните ее.Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)Котелок – маленький

Слайд 16Изобразительно- выразительные средства (ИВС)
Метафора (скрытое сравнение)
Эпитет (образное определение)
Олицетворение (неодушевленные предметы наделяются

свойствами одушевленных)
Изобразительно- выразительные средства (ИВС)Метафора (скрытое сравнение)Эпитет (образное определение)Олицетворение (неодушевленные предметы наделяются свойствами одушевленных)

Слайд 17 Работа в группах найти ИВС
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра,

взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

Работа в группах найти ИВС Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья,

Слайд 18Проверим
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали

травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

ПроверимДождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам

Слайд 19Тест
1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика Б) синтаксис В) лексикология Г) пунктуация
2. Слово

употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост Б) жар солнца, каменное здание В) золотые слова, строить планы
3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный; Б) единственный, жалюзи, жокей; В) каменистый, кафтан, композитор

Тест 1. Словарный состав языка изучает наука:А) фонетика Б) синтаксис В) лексикология Г) пунктуация2. Слово употреблено в

Слайд 20Тест
1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика Б) синтаксис В) лексикология Г) пунктуация
2. Слово

употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост Б) жар солнца, каменное здание В) золотые слова, строить планы
3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный; Б) единственный, жалюзи, жокей; В) каменистый, кафтан, композитор

Тест 1. Словарный состав языка изучает наука:А) фонетика Б) синтаксис В) лексикология Г) пунктуация2. Слово употреблено в

Слайд 21Рефлексия
Я узнал...
Меня удивило...
Мне понравилось...
У меня получилось...


Теперь я могу...
Мне захотелось…
Мне было трудно…

Рефлексия Я узнал... Меня удивило... Мне понравилось... У меня получилось... Теперь я могу... Мне захотелось…Мне было трудно…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть