Презентация, доклад по русскому языку Простые предложения. Грамматическая основа (9 класс)

Содержание

Мозговой штурм

Слайд 1Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Слайд 2Мозговой штурм

Мозговой штурм

Слайд 3Угадайте слово по толкованию его лексического значения (4 балла):
а) стремление какой-

либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
б) краткий перерыв между действиями спектакля;
в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;
г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

авантюризм

антракт

гротеск

эпитет

Угадайте слово по толкованию его лексического значения (4 балла):а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли

Слайд 4Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается

(6 баллов)?

Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?

Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Лексикография

Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается (6 баллов)?Так спросил у озорногоКота Васи

Слайд 5В каком предложении неправильно названа грамматическая основа (2 балла)?
 
1.Всё в городе было ново

и непривычно.
2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки.
3.На минуту солнце закрыло большое облако.
4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.


В каком предложении неправильно названа грамматическая основа (2 балла)? 1.Всё в городе было ново и непривычно.2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки.3.На

Слайд 6ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

9 класс

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.9 класс

Слайд 7Орфоэпическая работа по вариантам.
Задание: расставить ударения в следующих словах:

I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг,

диспансер, свекла, импорт, медикаменты, цемент, щавель.

II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод.
Объяснить лексическое значение слова:
 
диспансер

Орфоэпическая работа по вариантам.Задание: расставить ударения в следующих словах:I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, свекла, импорт, медикаменты, цемент, щавель.II

Слайд 8САМОПРОВЕРКА.


I вариант. вЫкрашенный, обеспЕчение, досУг, диспансЕр, свЁкла, Импорт, медикамЕнты, цемЕнт, щавЕль.

II вариант. понялА,

договОр, языковОе явление, принялА, бАнты, тОрты, квартАл, аристокрАтия, баловАть, газопровОд.
САМОПРОВЕРКА.I вариант. вЫкрашенный, обеспЕчение, досУг, диспансЕр, свЁкла, Импорт, медикамЕнты, цемЕнт, щавЕль.II вариант. понялА, договОр, языковОе явление, принялА, бАнты, тОрты,

Слайд 9ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
 
диспансер- медицинское учреждение, занимающиеся лечением определённого контингента больных, систематически

наблюдающее за их здоровьем.

Противотуберкулёзный, онкологический


ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ  диспансер- медицинское учреждение, занимающиеся лечением определённого контингента больных, систематически наблюдающее за их здоровьем.Противотуберкулёзный, онкологический

Слайд 10Повторение изученного.

1. Что называется простым предложением?
2. Где заключено грамматическое значение предложения?
3.

Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?
4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?
Повторение изученного.1. Что называется простым предложением?2. Где заключено грамматическое значение предложения?3. Что называется подлежащим? Чем может быть

Слайд 13 Анализ предложений.
 Задание 1. Записать предложения подчеркнуть грамматические основы.

1. Взошло солнце.
2. День был морозным.
3. Быстро

стемнело.
4. Река  глубока.
5. Сын – выпускник школы.
6. Чудесный вечер.
7. Безмолвие.
8. Настала ночь.

Анализ предложений.  Задание 1. Записать предложения подчеркнуть грамматические основы.1. Взошло солнце.2. День был морозным.3. Быстро стемнело.4. Река  глубока.5. Сын – выпускник школы.6. Чудесный вечер.7. Безмолвие.8. Настала ночь.

Слайд 14ЗАДАНИЕ 2. ВЫПИСАТЬ подлежащие, указать способ выражения.

1. Упала тень.                
2. Провожающие собрались на перроне.      
 3. Восемь делится на

два.           
 4. Трое вышли на улицу.     
 5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)       
 6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)         
 7. Жить – Родине служить. (Пословица)           
 8. Стаи воробьев купались в луже.
9. Многие из нас видели этот фильм.
10. Мы с родителями побывали в музее.
11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
12. На уборку урожая вышли от мала до велика.
ЗАДАНИЕ 2. ВЫПИСАТЬ подлежащие, указать способ выражения.1. Упала тень.                2. Провожающие собрались на перроне.       3. Восемь делится на два.            4. Трое вышли на улицу.      5. Далече грянуло «ура». (А. С.

Слайд 15
1. Упала тень.                
2. Провожающие собрались на перроне.      
 3. Восемь делится на два.           
 4. Трое вышли на улицу.     
 5. Далече грянуло «ура». (А. С.

Пушкин)       
 6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)         
 7. Жить – Родине служить. (Пословица)           
 8. Стаи воробьев купались в луже.
9. Многие из нас видели этот фильм.
10. Мы с родителями побывали в музее.
11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
12. На уборку урожая вышли от мала до велика.
1. Упала тень.                2. Провожающие собрались на перроне.       3. Восемь делится на два.            4. Трое вышли на улицу.      5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)        6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)          7. Жить – Родине

Слайд 16Задание 3. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.


1. Деревья быстро пожелтели.
2.

Мальчик начал волноваться сильнее.
3. Преподаватель словесности строг.
4. Кинофильм очень интересный.
5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.
6. Утро было раннее.
7. Озеро как зеркало.
8. Два плюс три будет пять.
9. Вечером море было черного цвета.
Задание 3. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.1. Деревья быстро пожелтели.2. Мальчик начал волноваться сильнее.3. Преподаватель словесности строг.4. Кинофильм очень интересный.5.

Слайд 171. Какое предложение называется простым?
2. Из каких членов предложения может состоять

грамматическая основа?
3. Чем может быть выражено подлежащее и сказуемое?
4. Для чего служат предложения?
1. Какое предложение называется простым?2. Из каких членов предложения может состоять    грамматическая основа?3. Чем

Слайд 18АНАЛИЗ ТЕКСТА
Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его, перепишите, расставьте знаки препинания, вставьте

пропущенные буквы.
Определите стиль и тип речи.
АНАЛИЗ ТЕКСТАПрочитайте выразительно текст, озаглавьте его, перепишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Определите стиль и тип

Слайд 19Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели

по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром тончайш..им слитком из золота и бронзы обрызг..нный киноварью* и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва.     (К. Г. Паустовский)
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на

Слайд 20Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели

по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул на одно мгновение, остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь… Каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью* и чернью, каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства.     (К. Г. Паустовский)
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились на

Слайд 21(Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения

творениями природы. Стиль данного текста художественный, поэтому речь образная. В ней используется конкретная лексика (листопад, дни, ночи, лист, посмотрел, отделяется и т. д.), слова с переносным значением (слитком из золота и бронзы), изобразительно-выразительные средства языка (лист вздрогнул – олицетворение).
(Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Стиль данного текста художественный,

Слайд 22Тип речи – описание, так как цель автора – описать красоту

осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам (начался, падать, отделяется, посмотрел и др.), глагольным формам (падающими, шелестя, колыхаясь). В небольшом тексте слово падать (падающий)повторяется четыре раза. Это придает тексту динамизм, живое восприятие картины листопада.)
Тип речи – описание, так как цель автора – описать красоту осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам

Слайд 23Лексический разбор слова киноварь (киноварью), – и. п., ж. р. – минерал красного цвета,

сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).
Лексический разбор слова киноварь (киноварью), – и. п., ж. р. – минерал красного цвета, сырье для получения ртути, а также

Слайд 24В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической

окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.
В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике,

Слайд 25Вывод:
Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
Главные члены составляют

его грамматическую основу.
Для предложения характерна интонация конца предложения.
Грамматическая основа предложения может состоять как из двух главных членов предложения, так и из одного члена.
Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.
Предложения служат для того, чтобы сообщать, выражать просьбу, совет, приказание.
Вывод:Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.Главные члены составляют его грамматическую основу.Для предложения характерна интонация

Слайд 26Домашнее задание

Упр.31

Домашнее заданиеУпр.31

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть