Слайд 1Приемы работы с текстом
на уроках
русского языка
Шилова Светлана Геннадьевна, учитель
русского языка
МОУ «Шабуровская СОШ»
Каслинского района
Челябинской области
Слайд 2Я услышал и забыл,
я увидел и запомнил,
я сделал и понял
Конфуций
Слайд 3 Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая
и языковая компетентность учащихся.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Слайд 4Виды работы с текстом
Комплексный анализ текста
изложение
сочинение
Слайд 5Комплексный анализ текста направлен на:
развитие навыков целеполагания, планирования, коррекции;
обнаружение языковых
явлений в связном тексте, выявление их практической значимости;
развитие навыков анализа, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
овладение основными способами информационной переработки текста;
создание собственных устных и письменных речевых высказываний разных стилей на основе прочитанного или прослушанного текста.
Слайд 6Алгоритм работы с текстом
- чтение текста;
-работа со словами и выражениями, значение
которых неясно;
-поиск главной информации, уточнение темы, основной мысли текста;
-определение смысловой цельности, речевой связности текста;
-анализ текста;
-определение типа речи;
- лингвистическое исследование текста;
- сопутствующее повторение.
Слайд 7- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление
деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- комплексный анализ текста;
- реконструкция текста;
- синквейн;
прием «фишбоун»;
толстые и тонкие вопросы;
«Мудрые совы»
Комплексный анализ текста
Слайд 9Комплексный анализ текста
(1) Солгать – значит сказать не то, что есть
на самом деле. (2) Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесет им пользу. (3) Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. (4) Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывает лгунишкой, и никто больше не будет верить, даже тогда, когда он скажет правду. (5) А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадается, потому что правду невозможно скрыть. (6) Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи.
В1. Укажите, каким способом образовано слово «принесет» из 2 предложения.
В2. Выпишите из текста причастия.
В3. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
В4. Какой частью речи является слово ТРЕТИЙ (предложение 4).
Слайд 10Комплексный анализ текста
Книга
1) Книга— это духовное завещание одного поколения другому.
2)Совет умирающего старца юноше, который начинает жить. 3)Это приказ, который передаёт часовой, что отправляется на отдых.
4)Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге. 5)Имена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 6)Она росла вместе с человечеством. 7)В ней кристаллизовались все учения, что потрясали умы. 8)В ней записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.
9)Но в книге не одно прошедшее. 10)Она программа будущего.
11)Итак, будем уважать книгу!
В1. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
В2. Из предложения 2 выпишите одушевленные имена существительные.
В3. Из предложений 8 выпишите имена существительные 3 склонения.
В4. Среди предложений 4-7 найдите сложные предложения. Напишите их номера.
Слайд 11Собирание текста из фрагментов
Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Он набивал
рот камешками, чтобы сильнее двигался язык, он говорил на берегу, стараясь перекричать шум прибоя, он говорил, поднимаясь в гору, чтобы выучиться правильно дышать. Чтобы преодолеть это и научиться говорить внятно и сильно, он поселился в пещере на берегу моря, обрил себе полголовы, чтобы не возвращаться к людям, пока не отрастут волосы, и здесь упражнялся в красноречии. Смолоду он был косноязычен.
(из книги «Литературный календарь»)
Слайд 12Синквейн на тему русский язык.
Первый пример:
Русский язык.
Национальный, основной.
Является, практикуется, забывается.
Единственный государственный
язык России.
Славяне.
Второй пример:
Русский язык.
Великий, могучий.
Учится, преподается, развивается
Один из предметов в школе.
Россия
Слайд 13 Изложение
подробное
выборочное
сжатое
Слайд 14Подробное изложение
Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением
его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.
Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.
Слайд 15Выборочное изложение.
Выборочное изложение - это такое устное или письменное изложение содержания
исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания.
В основе выборочного изложения лежит тематический отбор материала и его воспроизведение.
Слайд 16
Приемы работы над выборочным изложением:
1. Выборочное чтение.
2. Выборочное списывание.
3. Извлечение, отбор
из текста материала на данную тему.
4. Определение темы изложения на основе данного материала. Это обратный прием работы сравнению с предыдущим.
5. Устное выборочное изложение.
Слайд 17Сжатое изложение
Главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной
форме передать воспринятую информацию.
Слайд 19Сочинение
Текст- описание
Одет король русского леса в прозрачный нарядный кафтан. Грудка зяблика
вишневого цвета. Хохлатая шапка на голове, клюв-голубые. На крыльях широкие белые «зеркальца»
Слайд 20Текст- повествование
Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней
бочком. Разок-другой тенькнула по- синичьи. Приосанилась и ударила в звонкий бубен.
Слайд 21Текст- рассуждение
А имя у птицы немного странное- зяблик. Почему его так
назвали? Возможно потому, что перед дождём его удалая песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет.