Презентация, доклад по русскому языку Правописание -а и -о в корнях -кас, -кос -2 урока (6 класс)

Содержание

Внимание: проблема!

Слайд 1Проверим домашнее задание
Слова, для определения состава и способа образования которых требуется

этимологический словарь:
Кольцо
Ижица
Девятнадцать
Ловить
Корова
Булава

Проверим домашнее заданиеСлова, для определения состава и способа образования которых требуется этимологический словарь:КольцоИжицаДевятнадцатьЛовитьКороваБулава

Слайд 2Внимание: проблема!

Внимание: проблема!

Слайд 3Определите, о каком лингвистическом термине пойдёт речь на уроке.


Приведите примеры таких

корней.
Определите, о каком лингвистическом термине пойдёт речь на уроке.Приведите примеры таких корней.

Слайд 4Например…

Например…

Слайд 5Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас


6 класс

Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас 6 класс

Слайд 6Цели урока:
Узнать правило написания гласных о и а в корне

-кос - -кас
Уметь:1) распознавать слова с чередующимися корнями -кос - - кас
2) правильно писать слова с корнями -кос - - кас.




Цели урока:Узнать правило написания гласных  о и а в корне -кос - -кас  Уметь:1) распознавать

Слайд 7Работа в паре

Работа в паре

Слайд 8 Коснуться Касаться
Работа в паре
Подумайте и обсудите: как определить написание

гласной в корнях?
Коснуться КасатьсяРабота в пареПодумайте и обсудите: как определить написание гласной в корнях?

Слайд 9Лингвистическая сказка о корнях -КОС- и -КАС-

Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.
Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ­нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.
А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.

Лингвистическая сказка  о корнях -КОС- и -КАС-       Я расскажу вам

Слайд 10Теоретический материал
В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и

-КОС-. Какое?
В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О, если этого суффикса нет.
Прикасаться - пpuкосновение.

Теоретический материалВ этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое? В корне –КАС -

Слайд 11В Справочник

В Справочник

Слайд 12Пример

Пример

Слайд 14Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы в корне.
К…снешься дна, провести

к..сательную, нежное прик...сновение, неприк…сновенный запас, к…саюсь темы разговора, вас (не) к…сается.

о

а

о

о

а

а

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы в корне. К…снешься дна, провести к..сательную, нежное прик...сновение, неприк…сновенный запас,

Слайд 15Буквенный диктант
1. Солнце к…снулось края степи. 2. Прик…снувшись спиной к стволу

дерева, я мечтал. 3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. 4. Солнечные лучм к…саются деревьев. 5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки. 6. Аппарат мчался по к…сательной. 7. Мы к…снулись трудного вопроса. 8. Девочка к…сается руками коврика.

о о а а о а о а

Буквенный диктант1. Солнце к…снулось края степи.  2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.  3.

Слайд 16Рефлексия
Расскажите друг другу о правописании корня -КОС- -КАС -.
 




РефлексияРасскажите друг другу о правописании корня -КОС-  -КАС -.  

Слайд 17Домашнее задание.
Параграф 36.
Упражнение № 184 или 185

Домашнее задание.Параграф 36. Упражнение  № 184 или 185

Слайд 18Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Слайд 19Вставьте нужные слова
В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А,

если после корня ______________, и буква О, если ________________.
Вставьте нужные словаВ корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня ______________, и буква

Слайд 22Правописание гласных в корне -кас-кос-. Практикум.

Правописание гласных в корне -кас-кос-. Практикум.

Слайд 23Задание 1.
Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнышко однокоренные

слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное гнездо, выделите морфемы.
Сначала определите исходное слово.
Задание 1.Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнышко однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное

Слайд 24ПРОВЕРИМ

солнце
солнышко
солнечно
солнечный
подсолнечник
солнцелюбивый
солнцезащитный

ПРОВЕРИМсолнцесолнышкосолнечносолнечныйподсолнечниксолнцелюбивыйсолнцезащитный

Слайд 25Задание 2. Придумайте сами.
К…саться, к…снуться, к…сание, к…сается, к…снётся, прик…снулся.

Распределить на 2 столбика

Задание 2. Придумайте сами.К…саться, к…снуться, к…сание, к…сается, к…снётся, прик…снулся.Распределить на 2 столбика

Слайд 26Проверь себя!

Проверь себя!

Слайд 27Внимание: проблема!

Внимание: проблема!

Слайд 28Задание 3. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос –

кас-»? Выпишите эти словосочетания.

К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса.

Почему данные слова не относятся к орфограмме – чередованию гласных?

Задание 3. Какие слова  не относятся к орфограмме  «Корень -кос – кас-»? Выпишите эти словосочетания.К..саюсь

Слайд 29КОРНИ-ОМОНИМЫ!
кос-кас – чередующиеся гласные в корне
кос-кас – безударные гласные в корне
ПРИКОСНОВЕНИЕ
Нет

суффикса –а - ПРАВИЛО

КОСА
Можно подобрать проверочное слово…

кОсы

КОРНИ-ОМОНИМЫ!кос-кас – чередующиеся гласные в корнекос-кас – безударные гласные в корнеПРИКОСНОВЕНИЕНет суффикса –а - ПРАВИЛОКОСАМожно подобрать проверочное

Слайд 30 Задание 4. В один столбик запишите слова с чередованием гласных в

корне, в другой - с проверяемой гласной, графически обозначается орфограмма.

К…снуться рукой, легкое прик…сновение, к…сить траву, касаться мяча рукой, густая к…са, определить к…сатаельую.

Задание 4. В один столбик запишите слова с чередованием гласных в корне, в другой -

Слайд 31Задание 5.Шаг к ЕГЭ.
Найдите четвертое лишнее:
А1

прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения
А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь
А3 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться




Задание 5.Шаг к ЕГЭ. Найдите четвертое лишнее:    А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновенияА2 к..сить, к…сьба,

Слайд 32Задание 6. Работа в парах

Задание 6.  Работа в парах

Слайд 33Проверим

Проверим

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть