Презентация, доклад по русскому языку Практика написания сжатого изложения.

Содержание

«Стратегия модернизации содержания общего образования» определила ключевые компетенции, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе:1) лингвистическую, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;2) языковую, то есть практическое владение русским языком, его словарем и

Слайд 1Подготовка к ГИА




.

Практика написания сжатого изложения
Автор: Масевнина В.А., учитель

русского языка и литературы МАОУ «Гимназия «Эврика»
г. Великого Новгорода

А

Б

2018

Подготовка к ГИА  .Практика написания сжатого изложенияАвтор: Масевнина В.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия

Слайд 2«Стратегия модернизации содержания общего образования» определила ключевые компетенции, являющиеся конкретизированными целями

обучения русскому языку в школе:

1) лингвистическую, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

2) языковую, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

3) коммуникативную, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

«Стратегия модернизации содержания общего образования» определила ключевые компетенции, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе:1) лингвистическую,

Слайд 3Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд

проблем в написании сжатого изложения:

• проблему адекватности восприятия текста на слух;
• проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;
• многие ученики не придают должного значения разделению текста на абзацы или нечетко обозначают красную строку;
• проблема выделения главной и второстепенной информации в тексте;
• неумение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
• многие ученики допускают грамматические и речевые ошибки.

Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем в написании сжатого изложения:• проблему

Слайд 4Задачи, стоящие перед учителем:
выявить уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания

сжатого текста;

определить эффективные методы, приемы и средства обучения сжатому изложению;

3. разработать систему упражнений по обучению сжатому изложению, определить их типологию.
Задачи, стоящие перед учителем:выявить уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания сжатого текста;определить эффективные методы, приемы и

Слайд 5«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно,

и неожиданно вы сможете сделать невозможное»

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное»	Сжатое

Слайд 6При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:
умение отобрать в

исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

2. умение сокращать текст разными способами;

3. умение правильно и логично излагать свои мысли;

4. умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения: умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного

Слайд 7Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к

содержательной, лаконичной и точной речи.

В науке известны три способа сжатия текста:

исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи. В

Слайд 8Некоторые приемы обобщения:
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,

повествующих об одном и том же предмете речи;

- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

- обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца;

Некоторые приемы обобщения:- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же

Слайд 9Некоторые приемы обобщения:

- в исходном тексте могут оказаться изречения известных людей,

цитаты из художественных или научных произведений. Дословно передать их бывает довольно трудно, поэтому приходится переводить их в косвенную речь, сохраняя смысл высказывания.
Во-вторых, автор исходного текста может аргументировать свою мысль несколькими примерами, каждый из которых играет важную роль. Нужно "сжать" эти примеры, сохраняя при этом их смысловую функцию - аргументировать мысль автора.
Некоторые приемы обобщения:- в исходном тексте могут оказаться изречения известных людей, цитаты из художественных или научных произведений.

Слайд 10Примеры исключений из текста:
исключение подробностей, деталей;

- пропуск предложений, содержащих второстепенные

факты;

- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями;

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов.

Какой способ сжатия использовать в каждом случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Примеры исключений из текста:исключение подробностей, деталей; - пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;- пропуск предложений с описаниями и

Слайд 11Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:
• сохранение последовательности в

развитии событий;

• наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

• использование, по возможности, грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;

• установление смысловой связи между предложениями;

• использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям: • сохранение последовательности в развитии событий; • наличие предложений, выражающих

Слайд 12Итак, главная задача сжатого изложения:
- научить детей кратко, в

обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события;
- глубже вдумываться в содержание произведения;
- вычленять наиболее важный материал;
-самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
Итак, главная задача сжатого изложения:    - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные

Слайд 13Задание для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6 классах
1.Повествовательный текст.

2.Работа

с «испорченным» текстом.

3. Текст-рассуждение.
Задание для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6 классах1.Повествовательный текст.2.Работа с «испорченным» текстом.3. Текст-рассуждение.

Слайд 14Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей в 7-9 классах
1

Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть.

2. Сократите сложное предложение за счет менее существенной части.

3. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

4. Исключите повторы и объедините предложения.

5.Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.

6.Изложите указанную часть текста одним предложением.
Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей в 7-9 классах1 Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя

Слайд 15Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей в 7-9 классах
7.Подчеркните

в тексте предложения, смысловые части, которых могут быть убраны без ущерба для содержания.

8.Сжато изложите содержание абзаца.

9.Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний.

10.Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний.

11. Контрольно-измерительные материалы.

12. Использования ИКТ технологий.
Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей в 7-9 классах7.Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которых

Слайд 16Спасибо за внимание!
Удачи!

Спасибо за внимание!Удачи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть