Слайд 1Лексика
Классификация лексики
Изобразительно-выразительные средства лексики
Караваева М.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ
«Гимназия №27» имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова» г. Барнаула
Слайд 4Теоретическая разминка
Словарный состав языка изучает …
Слова, имеющие несколько значений …
Слова, близкие
по лексическому значению, но различные по звучанию …
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению …
Слова, противоположные по лексическому значению …
Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению …
В каких заданиях ЕГЭ понадобятся эти знания?
Слайд 5Многозначные слова
Тренер звезд с неба не хватал – он их переманивал
из другой команды.
Слайд 6Метафора
Метафора - перенос значения с одного понятия на другое на основании условного
сходства. Метафора — это скрытое сравнение.
Заря жизни. Льется речь. Диск луны. Серебро ручья
Слайд 7Развёрнутая метафора
Слышу:
тихо,
как больной с
кровати,
спрыгнул нерв.
И вот -
сначала прошелся
едва - едва,
потом забегал,
взволнованный, четкий.
Теперь и он, и новые два
мечутся отчаянной чечеткой.
В.Маяковский
Слайд 8Омонимы
КОСА1 - сплетенные в виде жгута несколько длинных прядей волос
КОСА2 - сельскохозяйственное
орудие - изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков
КОСА3 - идущая от берега низкая и узкая полоса земли
Слайд 9ЕГЭ. Задание № 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова СУДЬБА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СУДЬБА, -ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам, ж..
1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы.
2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных.
3. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с.
4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.
Слайд 10Текст к заданию №3 в ЕГЭ
Посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь
привычку — пожнёшь характер; посеешь характер — пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3) ______ состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.
Слайд 11Синонимы
Большой
немалый, значительный, порядочный, крупный, солидный, огромный, громадный, колоссальный, гигантский
и др.
Хитрый человек
хитрец, хитрюга, плут, пройдоха, лукавец, лис, ловкач.
Смелость
храбрость, мужество, отвага, бесстрашие, безбоязненность, доблесть, героизм.
Слайд 12Сгруппируйте синонимы парами
БЫСТРЫЙ
ПОСТУПОК
ПРЕДСКАЗАНИЕ
СКАЗАТЬ
БЕЗВРЕМЕНЬЕ
НЕПОЛНЫЙ
РОК
ПРОРОЧЕСТВО
СОЗИДАТЬ
ОБСТОЯТЕЛЬНЫЙ
БЕЗМОЛВСТВОВАТЬ
СУДЬБА
ЗАРЯ
ЗАСТОЙ
КЛЯТВА
ОТРЫВОЧНЫЙ
ПОДРОБНЫЙ
ПОКОРНЫЙ
РАЙ
СОЗДАВАТЬ
ПУНКТУАЛЬНЫЙ
МОЛЧАТЬ
ДЕЯНИЕ
ПРЫТКИЙ
ЭДЕМ
ТОЧНЫЙ
ЛЯПНУТЬ
РАССВЕТ
ПОСЛУШНЫЙ
ОБЕТ
Слайд 13Синонимы в художественной речи
Полная жизнь русской классики в школе — это
условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют...”
Укажите градационные ряды, определите, по возрастающей или убывающей значимости расположены синонимы.
Слайд 14Синонимы в художественной речи
Полная жизнь русской классики в школе — это
условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют...”
Укажите градационные ряды, определите, по возрастающей или убывающей значимости расположены синонимы.
Слайд 15Контекстные синонимы
День был августовский, знойный, томительно-скучный.
На поляну вышел лось. Зверь
втянул ноздрями воздух…
Айфон - чудо техники, хит 21 века, который никогда не утонет в топе продаж. Это антиутопное изобретение с каждым годом обновляет дизайн, технологии сенсора и качество цветопередачи.
Перифраза - …
Слайд 16Роль синонимов в речи
Роль синонимов в развитии речевой культуры людей довольно
велика. С их помощью можно решать различные стилистические задачи, передавать тончайшие оттенки смысла, более точно выражать свои мысли. Употребление синонимов помогает избежать повторений, делает речь богаче и образнее.
Синонимы широко употребляются в художественной литературе, являясь основой своеобразия и индивидуальности стиля писателя. В произведениях художественной литературы используются приемы противопоставления и параллельного употребления синонимов.
Слайд 17Антонимы
Подберите антонимы к словам
Запад, отказаться, предок, нежный, вооружение, сосредоточенность, увеличиваться, густой,
зажечь, активный, излишек, мелкий, многолюдный, скука, новосёлы, неряшливый, чужбина, сомкнуть.
Слайд 18Роль антонимов в речи
К добру и … постыдно равнодушны…
М. Лермонтов
Восстановите тексты, используя антонимы
И ненавидим мы, и … мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни … .
М. Лермонтов
Слайд 19Антонимы
Как правая и … рука –
Твоя душа моей душе близка…
М.
Цветаева
Восстановит тексты, используя антонимы
Полюбил богатый – … ,
Полюбил учёный – … ,
Полюбил румяный – … ,
Полюбил хороший – … .
М. Цветаева
Слайд 20Контекстуальные антонимы
Они сошлись. Волна и … ,
Стихи и …, лёд и
…
Не столь различны меж собой.
А. Пушкин
Слайд 21 «Перевертыши»
Например:
Отдых – ягненок, с поля прибежит. – Работа не волк
– в лес не убежит.
Мяукает, облизывает, выгоняет в лес.
Мужик на телегу – коню тяжелее.
Валяется кокос – можно выпить.
Долгожданный хозяин лучше русского.
Тёща и свёкор – несколько богов.
Слайд 22Стилистические функции антонимов
“Война и мир” Л.Н. Толстого, “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского, “Толстый
и тонкий” А.П. Чехова др
Ученье – свет, а неученье – тьма:
Тяжело в учении – легко в бою;
Старый друг лучше новых двух;
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Слайд 23Антонимы в художественной речи.
Антитеза
Антитеза – это оборот поэтической речи, в
котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц:
Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт. (А.С. Пушкин.)
Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было трудней! (М.Ю. Лермонтов.)
Слайд 24Найдите в предложениях антонимы, отметьте антитезу
1.Утром небо ясно и прозрачно, ночью
звёзды светят так светло – отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело? (А.К.Толстой).
2.Судьба – проказница шалунья, определила так сама: всем глупым счастье от безумья, всем умным горе от ума. (А.С.Грибоедов).
Слайд 25Антонимы в художественной речи.
Оксюморон.
На сопоставлении антонимических значений строится оксюморон (греч. oxymoron
– ‘остроумно-глупое’) – сочетание резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков:
звонкая тишина, горькая радость, культура дикости, молодая старость, мудрая простота, пышное увядание, звонкая тишина, богатый нищий, горячий снег.
Слайд 26Антонимы в художественной речи.
Оксюморон.
Найдите оксюмороны в предложениях:
1. Какое-то снотворное, маковое покрывало
надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящей скукой и скучающей весёлостью. (Н.С.Лесков).
2. Мы пьём любви отраву сладкую. (Е.А.Баратынский).
3. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин).
Слайд 27Итоги урока
Что мы сегодня повторяли на уроке?
Какие группы слов изучаются в
лексике?
Какие изобразительные средства языка основаны на синонимах? Антонимах? Многозначности и омонимии?
Что нового узнали на уроке? Какими словами пополнили свой словарный запас?
Как оцените свою работу на уроке?
Слайд 28Домашнее задание
Выполнить задание на листах
Составить перевертыши (пословицы)
Повторить: фразеологизмы, паронимы (по таблице)