Презентация, доклад по русскому языку Понятие о сложном предложении

Содержание

Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не)праз..ным занятием от (не)чего делать но насущ..ной (не)обходимостью. А. Куприн

Слайд 1Понятие о сложном предложении
Цели урока:
Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
Знать

особенности сложных предложений.
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Понятие о сложном предложенииЦели урока:Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.Знать особенности сложных предложений.Уметь правильно ставить знаки

Слайд 2Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому

(то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не)праз..ным занятием от (не)чего делать но насущ..ной (не)обходимостью. А. Куприн
Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка

Слайд 3«Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.

Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн.
«Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского

Слайд 4А.Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации

и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
А.Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и

Слайд 5Общие понятия
Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ,

связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.
От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.
Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.
Общие понятияСложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу,

Слайд 6Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными

тучами. Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны. Мальчик мечтал о ружье, а его сестра - о новой кукле. Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!
Ветер усиливался и нагонял тучи.  Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами. Ему послышалось, что у

Слайд 7[Ветер усиливался и нагонял тучи]. (ПП) [Ветер усиливался], и [небо затягивалось

мрачными тучами].(СПП, так как 2 основы связаны сочинительным союзом)
[Ветер усиливался и нагонял тучи]. (ПП)  [Ветер усиливался], и [небо затягивалось мрачными тучами].(СПП, так как 2

Слайд 8[Ему послышалось], что (у двери разговаривают).

[Ему послышалось], что (у двери разговаривают).

Слайд 9 [Море бушевало], [лодку швыряло в стороны]. (БСП, так как между

частями предложения нет союза.)
[Море бушевало], [лодку швыряло в стороны]. (БСП, так как между частями предложения нет союза.)

Слайд 10[Мальчик мечтал о ружье], а [его сестра - о новой кукле]. (ССП,

так как части сложного предложения равноправны и связаны сочинительным союзом.)
[Мальчик мечтал о ружье], а [его сестра - о новой кукле]. (ССП, так как части сложного предложения

Слайд 11[Как долго тянулось время], [как мучительно было ожидание!](БСП, части предложения связаны

без союза, предложение восклицательное.)
[Как долго тянулось время], [как мучительно было ожидание!](БСП, части предложения связаны без союза, предложение восклицательное.)

Слайд 12Найди ошибки и исправь их! Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Союзная Бессоюзная Сочинительная Подчинительная Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.  Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов. Гроза прошла, и выглянуло солнце. Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов. Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.) Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример: Тренер заболел, однако занятие не отменили.
Найди ошибки и исправь их! Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Слайд 13Проверь себя! Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Союзная Бессоюзная Сочинительная Подчинительная Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.  Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов Гроза прошла, и выглянуло солнце. Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.. Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.) Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример: Тренер заболел, занятие отменили.
Проверь себя! Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Слайд 14Ответь на вопросы теста и проверь, как ты усвоил теоретический материал

по теме «Понятие о сложном предложении». Желаю успеха!!!
Ответь на вопросы теста и проверь, как ты усвоил теоретический материал по теме «Понятие о сложном предложении».

Слайд 15 Вопрос №1 Сколько грамматических основ в сложном предложении? А) одна

Б) две В) две и более  
Вопрос №1 Сколько грамматических основ в сложном предложении?  А) одна     Б)

Слайд 16Вопрос№2 Как связаны между собой части в сложном предложении? А) по смыслу Б) по

смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
Вопрос№2 Как связаны между собой части в сложном предложении?  А) по смыслу Б) по смыслу и

Слайд 17 Вопрос№3 Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? А) Да, каждая часть -

это отдельное самостоятельное предложение Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением  
Вопрос№3 Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?   А) Да, каждая часть - это

Слайд 18Вопрос№4 Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания? А) да Б)нет

Вопрос№4 Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?  А) да    Б)нет

Слайд 19Вопрос№5 Могут ли сложные предложения быть восклицательными? А) да Б)нет

Вопрос№5 Могут ли сложные предложения быть восклицательными?  А) да   Б)нет

Слайд 20Вопрос№6 Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает

только союзной? А) да Б)нет
Вопрос№6 Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?  А) да

Слайд 21 Вопрос№7 Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?   А) главной Б) придаточной В)

сочинительной и подчинительной  
Вопрос№7 Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?   А) главной Б) придаточной

Слайд 22Вопрос№8 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного

предложения? А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь
Вопрос№8 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?  А) равноправное отношение

Слайд 23Вопрос№9 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного

предложения? А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь
Вопрос№9 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?  А)неравноправное отношение характеризует

Слайд 24Вопрос№10 Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что

хотим разобраться в новой теме. А) сложносочиненное Б) сложноподчиненное В) бессоюзное
Вопрос№10 Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.

Слайд 25Проверь себя! Ответы: 1.В

6.Б 2.Б 7.В 3.Б 8.Б 4.А 9.А 5.А 10.Б
Проверь себя! Ответы: 1.В           6.Б 2.Б

Слайд 2610 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал! 9-8 правильных

ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал. 7 и менее – необходимо дома ещё раз пройти тест (будет размещён на сайте) и приготовиться в начале следующего урока рассказать теоретический материал классу.
10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал! 9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы

Слайд 271. Гр..дущие годы таятся во мгле, Но вижу твой

жребий на светлом челе. 2. Люблю (не)молчный говор твой И поэтические слезы. 3. Прозрач..ный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка (подо) льдом бл..стит 4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года (не)заметных.
1. Гр..дущие годы таятся во мгле,    Но вижу твой жребий на светлом челе.

Слайд 285. Любви, надежды, тихой славы (Не)долго тешил нас

обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман. 6. Если жизнь тебя обман..т, (Не) печалься, (не) сердись.
5. Любви, надежды, тихой славы     (Не)долго тешил нас обман,

Слайд 29 1. Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу

твой жребий на светлом челе. (ССП) 2. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. (ПП) 3. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. (ССП) 4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. (СПП)
1. Грядущие годы таятся во мгле,    Но вижу твой жребий на светлом

Слайд 305. Любви, надежды, тихой славы Недолго тешил нас

обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман. (БСП) 6. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись. (СПП)
5. Любви, надежды, тихой славы     Недолго тешил нас обман,

Слайд 31ГИА! Сжатие текста. Сделай из нескольких простых предложений одно сложное. Оставь главное

(основы), убери второстепенное.
ГИА! Сжатие текста.  Сделай из нескольких простых предложений одно сложное. Оставь главное (основы), убери второстепенное.

Слайд 32А.Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации

и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (29 слов) А.Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью. (21 слово)
А.Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и

Слайд 33Домашнее задание 1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать

из «Евгения Онегина» по 2 предложения с разными видами связи, выделить в них грамматические основы, подчеркнуть союзы, в скобках указать вид сложного предложения. 2 группа (14-12 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение из учебника (по усмотрению учителя). 3 группа (11 баллов и менее) подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника (по усмотрению учителя). Всем!!! Теоретический материал урока добавить в «Портфолио ученика». (Размещён на сайте)
Домашнее задание 1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать из «Евгения Онегина» по 2

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть