Презентация, доклад по русскому языку Понятие о сложном предложении (9 класс)

Содержание

Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени.Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась, и вбежал человек.Какое из предложений содержит бОльший объём информации?

Слайд 1
Определите, какое из данных предложений имеет одну грамматическую основу, а какое

- две.
Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени.
Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась, и вбежал человек.

Определите, какое из данных предложений имеет одну грамматическую основу, а какое - две.Даже маленькие маргаритки, выросшие на

Слайд 2
Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени.
Дверь, обитая гобеленом

с пастушками, неслышно распахнулась, и вбежал человек.
Какое из предложений содержит бОльший объём информации?

Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени.Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась, и вбежал

Слайд 3Понятие о сложном предложении.
Презентация к уроку русского языка в 9 классе

Понятие о сложном предложении.Презентация к уроку русского языка в 9 классе

Слайд 4Понятие о сложном предложении
Основные структурные типы предложения: простое и сложное.
Простые предложения

в составе сложного не имеют смысловой и интонационной законченности.
В сложном предложении две или более грамматические основы. Сложное предложение передаёт больший объем информации.
Запомните


Понятие о сложном предложенииОсновные структурные типы предложения: простое и сложное.Простые предложения в составе сложного не имеют смысловой

Слайд 5Справочник:
Сложное предложение – это предложение, состоящее их двух или нескольких простых

предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу, грамматически и интонационно.

Сбежали ручьи, зацвели ландыши, в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы.

Справочник:Сложное предложение – это предложение, состоящее их двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно

Слайд 6союзные
бессоюзные
сложносочинённые
сложноподчинённые
Виды сложных предложений
(БСП)
(ССП)
(СПП)

союзные бессоюзные сложносочинённые сложноподчинённые Виды сложных предложений (БСП) (ССП) (СПП)

Слайд 7Средства связи

ССП СПП
БСП
сочинительные союзы интонация
подчинительные союзы союзные слова интонация
интонация


Средства связи ССП			СППБСПсочинительные союзы интонация подчинительные союзы союзные слова интонация интонация

Слайд 8Знаки препинания в сложном предложении (заполните пропуски):

Знаки препинания в сложном предложении (заполните пропуски):

Слайд 9Знаки препинания в сложном предложении:




Знаки препинания в сложном предложении:

Слайд 10Помните!
Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренных правилами, но

допустимая, если автор с их помощью передаёт какой-либо добавочный смысл.
Помните!Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренных правилами, но допустимая, если автор с их помощью

Слайд 11Интонация сложного предложения
Сначала повышение голоса, затем пауза между частями сложного предложения

и постепенное понижение голоса к концу предложения.

Зима заканчивалась, | однако снега по-прежнему выпадало много.
Интонация сложного предложенияСначала повышение голоса, затем пауза между частями сложного предложения и постепенное понижение голоса к концу

Слайд 12Выделить грам.основы, определить вид предложения по кол-ву основ.
Ветер усиливался и нагонял

тучи.
Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.
Выделить грам.основы, определить вид предложения по кол-ву основ.Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось

Слайд 13Проверим
Сочинительная связь.

ПроверимСочинительная связь.

Слайд 14
3. Ему послышалось, что у двери разговаривают.

3. Ему послышалось, что у двери разговаривают.

Слайд 15Проверим
СПП: 2 грам.основы связаны подчинительным союзом (подчинительная связь).

Проверим СПП: 2 грам.основы связаны подчинительным союзом (подчинительная связь).

Слайд 16
4) Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

4) Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

Слайд 17Проверим
Простые предложения связаны интонационно (бессоюзная связь).

ПроверимПростые предложения связаны интонационно (бессоюзная связь).

Слайд 18 Вопрос №1 Сколько грамматических основ в сложном предложении? А) одна

Б) две В) две и более  
Вопрос №1 Сколько грамматических основ в сложном предложении?  А) одна     Б)

Слайд 19Вопрос№2 Как связаны между собой части в сложном предложении? А) по смыслу Б) по

смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
Вопрос№2 Как связаны между собой части в сложном предложении?  А) по смыслу Б) по смыслу и

Слайд 20 Вопрос№3 Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? А) Да, каждая часть -

это отдельное самостоятельное предложение Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением  
Вопрос№3 Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?   А) Да, каждая часть - это

Слайд 21Вопрос№4 Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания? А) да Б)нет

Вопрос№4 Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?  А) да    Б)нет

Слайд 22Вопрос№5 Могут ли сложные предложения быть восклицательными? А) да Б)нет

Вопрос№5 Могут ли сложные предложения быть восклицательными?  А) да   Б)нет

Слайд 23Вопрос№6 Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает

только союзной? А) да Б)нет
Вопрос№6 Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?  А) да

Слайд 24 Вопрос№7 Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?   А) главной Б) придаточной В)

сочинительной и подчинительной
Вопрос№7 Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?   А) главной Б) придаточной

Слайд 25Вопрос№8 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного

предложения? А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь
Вопрос№8 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?  А) равноправное отношение

Слайд 26Вопрос№9 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного

предложения? А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь
Вопрос№9 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?  А)неравноправное отношение характеризует

Слайд 27Вопрос№10 Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что

хотим разобраться в новой теме. А) сложносочиненное Б) сложноподчиненное В) бессоюзное
Вопрос№10 Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.

Слайд 28 Проверь себя! Ответы: 1.В

6.Б 2.Б 7.В 3.Б 8.Б 4.А 9.А 5.А 10.Б
Проверь себя! Ответы: 1.В

Слайд 2910 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал! 9-8 правильных

ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал. 7 и менее – необходимо дома ещё раз пройти тест (будет размещён на сайте) и приготовиться в начале следующего урока рассказать теоретический материал классу.
10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал! 9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы

Слайд 30ГИА! Сжатие текста. Сделай из нескольких простых предложений одно сложное. Оставь главное

(основы), убери второстепенное.
ГИА! Сжатие текста.  Сделай из нескольких простых предложений одно сложное. Оставь главное (основы), убери второстепенное.

Слайд 31А.Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации

и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (29 слов)

А.Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью. (21 слово)

А.Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и

Слайд 32Домашнее задание
Учить п.7 + Справочник
Упр. 43, 44.

Домашнее заданиеУчить п.7 + СправочникУпр. 43, 44.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть