Слайд 1Подготовка
к
устному собеседованию
русский язык
Автор: Ремизова Т.Н.
Слайд 2Выразительное чтение
Выразительным называется такое громкое чтение, в процессе которого читающий с
достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.
Прочитать текст выразительно, значит:
1) раскрыть характерные особенности образов, картин;
2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Слайд 3Признаки выразительного чтения:
• умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел
автора;
• умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
• хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Слайд 4Компоненты интонации
Логическое ударение
Мелодика
Паузы
Темп речи
Слайд 5Мелодика
Мелодика – это чередование повышения и понижения голоса в зависимости
от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание).
Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.
В повествовательных предложениях голос к концу фразы
понижается.
ПРИМЕР: Сегодня мы встречаем гостей.
Слайд 6Интонирование знаков препинания
Знаки препинания — это как нотные знаки .Они твёрдо
держат текст и не дают ему рассыпаться. (К. Паустовский)
• Знаки препинания являются основными указателями места логических пауз и их длительности.
Так как знаки препинания обозначают различную степень законченности мысли, они
Тем самым подсказывают и нужную длительность пауз.
чтения
• Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность.
• Общее требование к темпу выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное чтение с излишними паузами, трудно воспринимается.
• В зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
• Изменение темпа является хорошим приёмом характерной окраски речи при чтении диалога.
Слайд 8Алгоритм подготовки к выразительному чтению
1 Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то,
о чём в нём говорится.
2 Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3 Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
4 Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
5 Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
6 Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
7 Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
8 Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
Слайд 9Подготовка к диалогу
1 Прочитайте вопросы.
2 В каждом вопросе выделите ключевые слова,
которые будут использованы в вашем ответе.
3 Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п.
4 Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия.
5 Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по- видимому и т.п.
6 Особое внимание обратите на последний вопрос, поскольку он требует наиболее развёрнутого ответа.
Слайд 10Подготовка к диалогу
7 При ответе на последний вопрос используйте слова-
рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец.
8 Выстраивая рассуждение-рекомендацию располагайте информацию в определённом порядке, соответствующем логике рассуждения.
9 Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи.
10 Избегайте длительных пауз.
11 Следите за правильностью и чистотой речи.
12 Избегайте слов-паразитов.
Слайд 11Примерный диалог
1 Общаетесь ли Вы в социальных сетях?
Да, я общаюсь
в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», потому что сегодня трудно представить жизнь без общения в Интернете. Многие мои друзья имеют свои странички в различных соцсетях и активно общаются с разными людьми.
2 Чем удобны социальные сети?
Социальные сети удобны тем, что позволяют общаться людям на расстоянии. Здесь можно пообщаться с родственниками и друзьями, познакомиться с новыми людьми, зайти на странички знаменитостей и узнать новое об их жизни и творчестве. Можно слушать музыку или смотреть фильмы. Можно найти советы, которые помогут в учёбе, в подготовке к экзаменам. Можно поделиться своими впечатлениями от интересной поездки или высказать своё мнение обо всём, что происходит вокруг.
Слайд 12Примерный диалог
3 Есть ли
отрицательные стороны использования социальных сетей?
Да, в использовании социальных сетей, конечно, есть свои отрицательные стороны. Для некоторых сети начинают заменять живое общение. Люди теряют связь с реальностью, полностью погружаются в виртуальный мир, забывают о близких, об учёбе, спорте и других важных делах. Кроме того, в социальных сетях много мошенников. Нужно помнить об этом и соблюдать безопасность.
4 Могут ли социальные сети заменить живое общение?
Я считаю, что социальные сети не могут заменить живое общение, ведь есть вещи, о которых можно говорить только с глазу на глаз. Кроме того, ты иногда даже не знаешь, кто скрывается за фотографией на страничке. Настоящие друзья – это те, с кем ты вырос, кого хорошо знаешь, а вовсе не те, кто добавился к тебе на страничку. Думаю, по-настоящему можно узнать человека только тогда, когда посмотришь ему в глаза, поговоришь по душам.
Слайд 13Примерный диалог
5 Посоветуйте своим сверстникам, как правильно использовать
социальные сети.
Своим сверстникам я могу дать такие советы: во-первых, определите, какая социальная сеть больше соответствует вашему возрасту, вашим интересам; во-вторых, найдите группы, которые вам интересны (учёба, кино, музыка, спорт, путешествия); в-третьих, не тратьте на интернет больше часа в день; и наконец, не выкладывайте в чатах или на своей странице личную информацию, которую могут использовать мошенники.
Слайд 14Подготовка к монологу
1 Сопоставьте первый и второй вопрос, чтобы определить тему
монолога (чтение, спорт, отдых и т.п.)
2 Рассмотрите фотографию. Выделите на снимке главное: обычно это изображённые люди и их действия. Кто изображён на фотографии? Чем он занят? О чём думает? Какие чувства испытывает? Каковы отношения между героями? Подключите воображение.
3 Продумайте переход от описания фотографии к рассказу о личном жизненном опыте.
4 Обратите внимание на примерный план монолога. Постарайтесь включить в свой ответ все пункты плана.
Слайд 15Примерный ответ
Как видно, из вопросов и фотографии, тема монолога – чтение.
•
Кто изображен на фотографии? На фотографии изображена девочка с книгами.
Чем она занята? Подумайте, включите воображение. Может быть, она готовится к урокам, а может, читает интересную художественную книгу. Девочка о чём-то задумалась. Наверное, обдумывает прочитанное или представляет себя героиней книги, которую читает. Возможно, она думает о том, что будет дальше, как развернётся сюжет. Наверное, книга пробудила её фантазию, воображение, заставила задуматься о чём-то интересном. Именно поэтому героиня фотографии с интересом погрузилась в чтение. Девочка не замечает происходящего вокруг. Книга её увлекла.
Слайд 16Примерный ответ
Сделайте переход от описания фотографии к рассказу о личном жизненном
опыте.
Я тоже люблю читать.
Отвечайте на поставленные вопросы. Какие вы читаете книги: только по школьной программе или больше?
Конечно, я читаю не только то, что задают по школьной программе. Ведь никакой учебник не может угнаться за новыми книгами, которые появляются каждый год. Поэтому мне интересно читать книги сверх школьной программы.
Слайд 17Примерный ответ
Какие книги выбираете для чтения?
Для чтения я выбираю фантастику или
приключения. С удовольствием читаю книги Уэллса,
Брэдбери, Кинга, потому что в них рассказывается об удивительных мирах, созданных воображением писателей.
Как узнаёте о новых книгах?
О новых книгах узнаю от родителей, друзей или в Интернете. Иногда просто захожу в книжный магазин, чтобы посмотреть новинки, полистать книги, о которых рассказывали знакомые.
Слайд 18Примерный ответ
Расскажите о книге, которая запомнилась больше всего.
Недавно мой друг посоветовал
мне прочитать книгу Ренсома Риггза «Дом странных детей». Это произведение о детях с необычными способностями, которые борются с силами зла. Странствуя из одной эпохи в другую, главный герой становится храбрым, сильным, спасает друзей, влюбляется, становится взрослым. Читать о его приключениях было очень интересно. Я обязательно найду и прочту продолжение этой книги.
Сделайте вывод.
Интересная книга не даёт скучать, её можно обсудить с друзьями. Чтение – это настоящее удовольствие.
Слайд 19Задание 1. Чтение текста.
На фотографии изображена Москва — столица России
Выразительно
прочитайте текст о Москве вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.
Слайд 20Москва- столица России. Её история насчитывает уже более 850 лет. Первые
упоминания о Москве относятся к далёкому 1147 году , связаны они с именем Юрия Долгорукого. Его считают основателем города, поэтому в самом центре столицы князю поставлен памятник.
Сегодня Москва – это один из крупнейших городов мира, в котором соседствуют история и современность. Стены Кремля помнят своих защитников: и народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, и советских солдат, державших оборону Москвы в годы Великой Отечественной войны. Помнят они и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, после которого бойцы уходили на фронт бить фашистов, защищать свободу страны.
Москва- современный город. Своеобразие придаёт ей и метро с его многочисленными ветками и станциями, и красивые здания делового центра «Москва-сити», построенные в современном стиле, торговые и развлекательные центры. Именно в Москве находятся федеральные органы власти, резиденция Президента — В.В. Путина.
В городе созданы все условия для отдыха москвичей и гостей столицы. Москва гостеприимно встречает всех гостей города.
Слайд 21Пересказ текста.
«Есть город удивительный — Москва: планеты изумление и гордость.»
Георгий Александров.
Подумайте,
где лучше использовать эту цитату в пересказе.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Слайд 22Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
Хобби (на основе
описания фотографии).
Есть ли у тебя друг?
Почему нужно охранять природу?
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 23Тема 1. Хобби (на основе описания фотографии).
Не забудьте рассказать о том,
чем увлечён парень, почему ему так нравится фотографировать; какие , по-вашему, он испытывает чувства в данный момент; что привлекло его внимание; что он предпринял, чтобы сделать необычные фотографии.
Слайд 24Тема 2. Есть ли у тебя друг?
Не забудьте рассказать о том, когда
вы стали друзьями, что тебя привлекает в твоём друге,
поддерживаете ли вы друг друга в трудные моменты, умеешь ли ты радоваться успехам друга, почему так важно иметь настоящего друга?
Слайд 25Тема 3. Почему нужно охранять природу?
В своём высказывании дайте ответы на вопросы:
Какую роль
в жизни человека играет природа?
Всегда ли люди бережно относятся к природе?
К чему приводит безжалостное отношение человека к природе?
Что каждый может сделать в деле охраны природы?
Слайд 26Задание 4. Диалог.
Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.