Презентация, доклад по русскому языку Подготовка к ОГЭ 15.1

Содержание

Задание 15 принято называть в народе «сочинением». Это не совсем верно. Сочинять вам ничего не придётся. Надо элементарно ответить на поставленный вопрос, приводя в качестве доказательств цитаты из текста, по которому вы отвечали на тестовые вопросы. Объём

Слайд 1ОГЭ: задание 15.1
Сочинение на лингвистическую тему

Учитель русского языка и литературы
ГБОУ

Школа №1354 г.Москвы
Королева Ольга Олеговна
ОГЭ: задание 15.1 Сочинение на лингвистическую темуУчитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.МосквыКоролева Ольга Олеговна

Слайд 2Задание 15 принято называть в народе «сочинением».
Это не совсем верно. Сочинять

вам ничего не придётся.
Надо элементарно ответить на поставленный вопрос, приводя в качестве доказательств цитаты из текста, по которому вы отвечали на тестовые вопросы.
Объём ответа равен вашему изложению: 70-90 слов.

Задание 15 принято называть в народе «сочинением». Это не совсем верно. Сочинять вам ничего не придётся. Надо элементарно

Слайд 3- А что если я напишу больше? — спросите вы.
Пишите. Пишите.

На свой страх и риск. Баллов вам за лишний объём никто не прибавит. А вот количество ошибок увеличится. сами подумайте: сколько раз вы рискуете даже элементарно сделать описку в 70 словах и сколько в 170?
- А что если я напишу сочинение на 69 слов? — неутомимо допытываетесь вы.
Пишите. Пишите.  Ничего страшного. Слова ваши считать никто не будет. Главное, чтобы недосчёт слов не был большим и в глаза не бросался. При малом количестве слов с вас снимут по баллу за все критерии грамотности. При очень малом количестве слов, за грамотность вам поставят по нулям.
- А что если я напишу больше? — спросите вы.Пишите. Пишите. На свой страх и риск. Баллов

Слайд 4Для задания 15.1 слово «сочинение» тоже звучит чересчур громко.
Потому что

сочинение — это процесс творческий, работа воображения.
Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания.
Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему».
С первым словом разобрались, переходим ко второму — «лингвистическое»…  Это значит — «о языке».
Для задания 15.1 слово «сочинение» тоже звучит чересчур громко. Потому что сочинение — это процесс творческий, работа

Слайд 5Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык,

речь.
На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций.
Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. Пользуйтесь логикой.
Читайте, как это сделать в задании 15.1.
Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят. 
Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках

Слайд 6Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого

в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

Слайд 7«Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя

примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование».  
Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста.
Если мыслей в голове мало — переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут — просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».

«Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или

Слайд 8«Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему

на лингвистическом материале».
То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.

«Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале».То есть пишите на

Слайд 9«Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского».
То есть ваше сочинение можно

начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» — писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…

«Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского».То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет

Слайд 10«Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно,

разборчивым почерком».
А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо — это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо — это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…

«Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».А вот это важные слова.

Слайд 11Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще

не оценят. Писать больше 70 слов можно. На свой страх и риск. Чем больше слов, тем больше количество вероятных ошибок — помните.
Итак, вы подготовились и начинаете писать…

Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще не оценят. Писать больше 70 слов

Слайд 12Текст для примеров может быть абсолютно любым.
Ведь рассуждать о языке

можно на основе любого русскоязычного текста.
Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».
Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь рассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста.

Слайд 13«(1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на

отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. — Сегодня ночью мы отдохнем, — объявил Гэндальф, — ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) — А куда мы пойдем потом? — спросил Фродо. (6) — У Хранителей есть только две дороги, — ответил Гэндальф, — назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он.(10) — Вернуться… — нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: — …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором — признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед».
«(1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом

Слайд 14Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ.
Задумайтесь: если

это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка.
Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону.
Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ.Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно

Слайд 15Так что же самое трудное в написании сочинений?
1. Подобрать нужные

слова и не повторяться.
2. Написать красиво, а не коряво.
Что нужно для устранения пункта 1?
Знание синонимов.
Что нужно для пункта 2?
Знание средств выразительности


Так что же самое трудное в написании сочинений? 1. Подобрать нужные слова и не повторяться.2. Написать красиво,

Слайд 16 Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он

в тексте слово на синоним? Найди, а потом проверь.

Вечер — сумерки
Путники — Хранители — Они
Радостно — весело

Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он в тексте слово на синоним? Найди,

Слайд 17 Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору, сравнение, олицетворение.
Метафора: «дышал вниз

холодом», «штурм перевала дорого дался»
Сравнение: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер»
Олицетворение: «лицо Пина радостно просветлело»

Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору, сравнение, олицетворение.Метафора: «дышал вниз холодом», «штурм перевала дорого дался»Сравнение: «Баразинбар

Слайд 18Примеры готовы. Осталось написать сочинение.
Начнём с введения:
«Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю

так: при помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны».  
Если слов кажется вам мало, впишите сюда и само высказывание.
Примеры готовы. Осталось написать сочинение.Начнём с введения:«Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: при помощи русского языка можно

Слайд 19Дальше первый аргумент и второй.
«И одной из главных причин величия

языка является его богатейший словарный запас. Он позволяет говорить об одном и том же, и при этом не повторяться. Ведь существует множество синонимов у каждого слова. Так, например, в представленном тексте герои названы то «путниками», то «Хранителями», то личным местоимением «они» (предложения 1,3,4).
Помогают создать яркую картину событий, чувств, настроений и средства речевой выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения. И в данном тексте они также представлены: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер». Сравнение придаёт красочность описаниям».  
Дальше первый аргумент и второй. 	«И одной из главных причин величия языка является его богатейший словарный запас.

Слайд 20 Всё, осталось перейти в выводам. 
«Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры,

русский язык действительно может передать абсолютно всё. Главное, научиться им правильно пользоваться».
Вы будете удивлены, но в этом маленьком сочинении уже больше 70-ти слов. Так что чего уж там бояться?
Всё, осталось перейти в выводам. 	«Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры, русский язык действительно может передать абсолютно

Слайд 21Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям.


С1К1. Доказано ли утверждение К.Г.Паустовского?
2 балла — правильно понял и доказал.
1 балл — понял не совсем правильно, но доказал.
0 баллов — вообще не понял, или не доказал, или доказал с помощью бытовых рассуждений (вроде того: «Да, язык может передать многое, вот у меня мама как начнёт ругаться за двойку на экзамене, так чего только не услышишь!»)
Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям. С1К1. Доказано ли утверждение К.Г.Паустовского?2 балла

Слайд 22С1К2. Примеры.
3 балла — привели 2 примера, и оба из

текста, и оба в тему.
2 балла — 1 пример в тему, а второй не в тему.
1 балл — 1 пример, но его роль не указана (то есть просто написали, а не пояснили, что вы этим хотели сказать) 0 баллов — нет примеров из текста.  
С1К3. Логика
2 балла — всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет от Адама и до наших дней.
1 балл — малость с абзацами начудили.
0 баллов — абзацев нет вообще, или написан полный бред.

С1К2. Примеры. 3 балла — привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему. 2

Слайд 23С1К4. Введение — мысль — заключение.
2 балла — если все

вышеперечисленное есть.
1 балл — всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту.
0 баллов — начали с конца, закончили началом. В общем, полный кавардак и хаос.
Как вы поняли, можно написать четко и ясно хоть о том, как вы у бабушки летом в деревне отдыхали и получить по критериям 3 и 4 максимум баллов, если написано всё логично.
Так что не отчаивайтесь и, главное, пишите, не бросайте часть 15.1 в виде пустого листа.
А вот критерии 1 и 2 за «бабушку» не получить… тут придётся подумать о языке.

С1К4. Введение — мысль — заключение. 2 балла — если все вышеперечисленное есть. 1 балл — всё

Слайд 24Что ты знаешь о сочинении ОГЭ? тест
Вопрос 1
Что произойдёт, если вместо

двух вы напишете три аргумента?
Ваше сочинение не будет оцениваться
Вы получите дополнительный балл
Вы сделаете лишнюю работу, которая останется без оценивания
У вас снимут один балл

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ? тест Вопрос 1 Что произойдёт, если вместо двух вы напишете три

Слайд 25Вопрос 2
Каков должен быть объём сочинения?
Не важно
Ровно 70 слов
До 70 слов
В

пределах 70 слов

Вопрос 2 Каков должен быть объём сочинения?Не важноРовно 70 словДо 70 словВ пределах 70 слов

Слайд 26Вопрос 3
Каким способом нельзя приводить примеры-аргументы из текста?
Косвенной речью без кавычек
Указать

номер предложения, в котором находится пример
Переписать в кавычках предложение целиком
Переписать в кавычках часть предложения, в которой находится пример

Вопрос 3 Каким способом нельзя приводить примеры-аргументы из текста?Косвенной речью без кавычекУказать номер предложения, в котором находится

Слайд 27Вопрос 4
Какие аргументы надо приводить в своём сочинении?
2 аргумента из жизни

или художественной литературы с подтверждающим высказывание языковым явлением
Можно и 1 аргумент из прочитанного текста, подтверждающий языковое явление из высказывания
2 аргумента из прочитанного текста с подтверждающим высказывание языковым явлением
2 аргумента из прочитанного текста по этической проблеме высказывания

Вопрос 4 Какие аргументы надо приводить в своём сочинении?2 аргумента из жизни или художественной литературы с подтверждающим

Слайд 28Вопрос 5
За какие критерии вы получите 0 баллов, если совершенно не

поняли тему высказывания и писали сочинение наобум?

СК3 и СК4
СК1 и СК3
СК2 и СК3
СК2 и СК4
СК1 и СК2

Вопрос 5 За какие критерии вы получите 0 баллов, если совершенно не поняли тему высказывания и писали

Слайд 29Вопрос 6
Сколько минимум абзацев должно быть, судя по критериям СК3 и

СК4?

2
4
3
1
5

Вопрос 6 Сколько минимум абзацев должно быть, судя по критериям СК3 и СК4?24315

Слайд 30Вопрос 7
Какая часть сочинения не является обязательной?
Введение
Эпиграф
Заключение
Основная часть

Вопрос 7 Какая часть сочинения не является обязательной?ВведениеЭпиграфЗаключениеОсновная часть

Слайд 31Вопрос 8
Что вы должны сделать с высказыванием о языке?
Заменить на более

подходящее высказывание
Вспомнить текст, из которого оно было взято
Опровергнуть примерами из текста
Подтвердить примерами из текста

Вопрос 8 Что вы должны сделать с высказыванием о языке?Заменить на более подходящее высказываниеВспомнить текст, из которого

Слайд 32Вопрос 9
Какое высказывание вам придётся доказывать?
Любое высказывание К.Паустовского
Любое высказывание о роли

языка
Высказывание о проблемах современного общества
Высказывание политиков о предвыборной кампании

Вопрос 9 Какое высказывание вам придётся доказывать?Любое высказывание К.ПаустовскогоЛюбое высказывание о роли языкаВысказывание о проблемах современного обществаВысказывание

Слайд 33Вопрос 10
Чтобы получить максимум по СК2, нужно не только привести 2

примера из текста, но и...
разобрать их как части речи или члены предложения
привести третий пример
дать толкование данных слов по словарю Даля
объяснить, как эти примеры связаны с темой высказывания

Вопрос 10 Чтобы получить максимум по СК2, нужно не только привести 2 примера из текста, но и...разобрать

Слайд 34С теорией закончили. Пора переходить к упражнениям по написанию сочинений.

С теорией закончили. Пора переходить к упражнениям по написанию сочинений.

Слайд 38Использованные материалы
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura
http://festival.1september.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://www.onelegend.ru
 

Использованные материалыhttp://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearchhttp://www.onelegend.ru 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть