Презентация, доклад по русскому языку Подготовка к написанию сжатого изложения

Содержание

Повторим!!!!!Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи. Тема – то, о чём говорится в тексте. Основная мысль передаёт отношение автора к

Слайд 1Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА
Выполнила учитель русского

языка и литературы
МКОУ «Дзержинская СОШ»
Демидова Е.В.
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИАВыполнила учитель русского языка и литературы МКОУ «Дзержинская СОШ»

Слайд 2Повторим!!!!!
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной

мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
 
Тема – то, о чём говорится в тексте.
 
Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
 
Микротема – часть одной общей темы.
 
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.

Повторим!!!!!Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по

Слайд 3Трудно и страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «дере­вянные» люди,

лишённые индивидуальности. Главное для них - не выделяться, быть как все. И мысли у них деревянные: как бы побольше всего накупить, накопить. Они уверены: изо­билие вещей - основа жизни. У этих людей многие чувства недоразвиты. Они живут пресно. Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. Они ворчат на ребят, которые, по их понятиям, устраивают слишком шумные игры. Они швыряют камни в бездомных животных, уверенные, что те только разносят заразу. И, конечно, не любят чудаков, потому что сами никогда не смогут быть такими, то есть никогда не создадут ничего необыкновенного.
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже ви­дишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодуш­ный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.
Настоящее волшебство: картины, музыка, поэзия заражают своим настроением! Быва­ет, нахлынет беспричинная радость, развеселишься без всякой меры, кажется, что сейчас всем весело, и вообще жизнь - веселая штука, но вдруг увидишь, например, картины Босха или услышишь «Седьмую симфонию» Шостаковича, и сразу становится стыдно за свою бес­печную веселость. А бывает, наоборот: от вполне конкретных причин найдет такая тоска, что, кажется, и жить невмоготу, но увидишь, скажем, солнечные пейзажи Левитана или ус­лышишь лёгкие, воздушные вальсы Шопена и подумаешь: «Всё не так уж и плохо в этом мире!»
Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И нам хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца! (309 слов)
(По Л. Сергееву)

Определите тему и основную мысль текста, количество микротем и абзацев

Трудно и страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «дере­вянные» люди, лишённые индивидуальности. Главное для них -

Слайд 4Проверим!!!!
Тема: влияние искусства на душу человека.
 
Основная мысль: Благодаря искусству мы де­лаем

в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
 
Количество абзацев и микротем: 4.

Проверим!!!!Тема: влияние искусства на душу человека. Основная мысль: Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас

Слайд 5Как сжать текст????
Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из

текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.

Как сжать текст????Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только

Слайд 6Виды информации
Информация
 
Главная второстепенная
 
та, без которой не повторы,подробности,
был бы детали, примеры
понятен

*отсутствие
авторский замысел второстепенной
(ключевые слова) информации не мешает
  восприятию главной информации

Виды информацииИнформация Главная					второстепенная та, без которой не 			повторы,подробности, был бы 				 детали, примерыпонятен				 *отсутствие 	авторский замысел 			 второстепенной 	(ключевые

Слайд 7Приемы сжатия
1. Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания

повествовании – к основной сюжетной линии, в рассуждении – к основной проблеме).
 
2. Обобщение – передача содержания частных понятий одним – более общим по смыслу
словом, словосочетанием, предложением

Приемы сжатия1. Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания (в повествовании – к основной сюжетной линии,

Слайд 8Исключение
А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов

предложения.
 
Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.
 
В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.
 
Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).

ИсключениеА) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения. Б) Исключение одного или нескольких синонимов

Слайд 9Обобщение
А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.
 
Б) Ряд однородных членов.

ОбобщениеА) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Б) Ряд однородных членов.

Слайд 10Задание №1. В 1-ом абзаце найдите фрагменты, которые можно сократить, используя прием

исключения

Трудно и страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «дере­вянные» люди, лишённые индивидуальности. Главное для них - не выделяться, быть как все. И мысли у них деревянные: как бы побольше всего накупить, накопить. Они уверены: изо­билие вещей - основа жизни. У этих людей многие чувства недоразвиты. Они живут пресно. Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. Они ворчат на ребят, которые, по их понятиям, устраивают слишком шумные игры. Они швыряют камни в бездомных животных, уверенные, что те только разносят заразу. И, конечно, не любят чудаков, потому что сами никогда не смогут быть такими, то есть никогда не создадут ничего необыкновенного.

Задание №1. В 1-ом абзаце найдите фрагменты, которые можно сократить, используя прием исключенияТрудно и страшно представить, чтобы

Слайд 11Задание №2. Какой прием сжатия информации можно использовать во 2-м абзаце
Зато

как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже ви­дишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодуш­ный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.

Задание №2.  Какой прием сжатия информации можно использовать во 2-м абзацеЗато как замечательно, когда нас окружают

Слайд 12Задание №3. С помощью приема обобщения сократите 3-й абзац
Настоящее волшебство: картины, музыка,

поэзия заражают своим настроением! Быва­ет, нахлынет беспричинная радость, развеселишься без всякой меры, кажется, что сейчас всем весело, и вообще жизнь - веселая штука, но вдруг увидишь, например, картины Босха или услышишь «Седьмую симфонию» Шостаковича, и сразу становится стыдно за свою бес­печную веселость. А бывает, наоборот: от вполне конкретных причин найдет такая тоска, что, кажется, и жить невмоготу, но увидишь, скажем, солнечные пейзажи Левитана или ус­лышишь лёгкие, воздушные вальсы Шопена и подумаешь: «Всё не так уж и плохо в этом мире!»

Задание №3. С помощью приема обобщения сократите 3-й абзацНастоящее волшебство: картины, музыка, поэзия заражают своим настроением! Быва­ет,

Слайд 13Задание №4. Какие приемы сжатия текста можно использовать для сокращения 4-го абзаца?
Слово,

музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

Задание №4. Какие приемы сжатия текста можно использовать для сокращения 4-го абзаца?Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют

Слайд 14Задание №5 (редактирование). Найдите в получившемся тексте неоправданный лексический повтор и устраните

его, используя синонимы

Исходный текст:
Страшно представить, чтобы нас окружали только «дере­вянные» люди, лишённые индивидуальности. Главное для них - быть как все. Они уверены: изо­билие вещей - основа жизни. У этих людей многие чувства недоразвиты. Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. Они никогда не создадут ничего необыкновенного.
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Произведения искусства пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
(123 слова)

Задание №5 (редактирование). Найдите в получившемся тексте неоправданный лексический повтор и устраните его, используя синонимыИсходный текст:		Страшно представить,

Слайд 15Получаем
Отредактированный текст:
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить

нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

ПолучаемОтредактированный текст:Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости,

Слайд 16Задание №9. В каждом абзаце сокращенного текста выделить ключевые слова, сформулировать микротемы.

абзаца
Микротемы
1
Страшно представить, чтобы нас окружали только «деревянные» люди, лишённые индивидуальности, так как чувства их недо­развиты и они никогда не создадут ничего необыкновенного.
2
Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что он помогает открыть то, чего ты не видел до сих пор!
3
Настоящие произведения искусства зара­жают своим настроением!
4
Благодаря искусству в нас зреет дух Творца, мы делаем в своей душе открытия, стараемся стать лучше, внести в мир дух Красоты.

Задание №9. В каждом абзаце сокращенного текста выделить ключевые слова, сформулировать микротемы.№ абзацаМикротемы1Страшно представить, чтобы нас окружали

Слайд 17Домашнее задание
Написание изложения.

Домашнее заданиеНаписание изложения.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть