Презентация, доклад по русскому языку Подготовка к ЕГЭ на тему Лексика.Фразеология

Содержание

4-1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это словоснялА слИвовый мЕстностей щелкАть намЕрениещёлкать

Слайд 1Лексика. Фразеология.
МБОУ «Лицей «Развитие» г.Псков
учитель русского языка и литературы Кунц

Н.М., учитель высшей категории
Лексика. Фразеология. МБОУ «Лицей «Развитие» г.Псков учитель русского языка и литературы Кунц Н.М., учитель высшей категории

Слайд 2
4-1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
снялА
слИвовый
мЕстностей
щелкАть
намЕрение

щёлкать

4-1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный

Слайд 3
4-2.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
закУпорить
загнУтый
оптОвый
влилАсь
бралАсь

загнутый

4-2.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный

Слайд 4
4-3.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
воспрИняла
занЯв
углубИть
слИвовый
гналА

восприняла

4-3.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный

Слайд 5
4-4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) сИроты
2) слИвовый
3) дОнизу
4) углубИть
5) мЕстностей

сироты

4-4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный

Слайд 61. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
обозн.

.чение, задр. .жать, т..инственный
обог..щаться, к..ричневый, прик..сновение
зап..х, г..реть, раск..ленный
обл..котиться, б..гровый, прил..жение

1.	В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? обозн. .чение, задр. .жать, т..инственныйобог..щаться, к..ричневый,

Слайд 71. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
в..зти,

к..пучий, взр..стить
выт..рать, р..гламент, огр..жденный
ед..ница, приз..мляясь, оп..здать
пр..зидиум, пож..мать, см..гчённый

1.	В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? в..зти, к..пучий, взр..ститьвыт..рать, р..гламент, огр..жденный ед..ница,

Слайд 81. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
л..зурь,

выр..зительный, покл..ниться
прик..сновение, комп..тентный, тр..петать
г..потеза, изб..рательная, оч..рстветь
д..шевизна, разд..вить, под..вая

1.	В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? л..зурь, выр..зительный, покл..нитьсяприк..сновение, комп..тентный, тр..петатьг..потеза, изб..рательная,

Слайд 91. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
нагр..вать,

стр..мление, соч. .тающий
под..рить, хв..стун, просл ..вляя
переб..рёшь, к.. варный, ст..рона
об..яние, прик..снуться, л..скающий

1.	В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? нагр..вать, стр..мление, соч. .тающийпод..рить, хв..стун, просл

Слайд 10Практическая работа: Вставьте пропущенные буквы, объясните написание
Зап_вать куплет, отв_рить картошку,

пол_скать белье, задр_жать от страха, землетр_сение, местный ст_рожил , посв_тить себе фонариком , прим_рять платье, промышленность разв_вается, ум_лять достоинства, ч_стота колебаний, см_риться с обстоятельствами, увл_кательный рассказ, ув_дающие цветы, угн_тение, уд_вляться, уед_ненное место, неисс_каемый источник, укр_титель, ориг_нальный, п_вильон, прив_легия, проп_гандировать, р_гламент, рест_врация, р_ферат,
Практическая работа: Вставьте пропущенные буквы, объясните написание	  Зап_вать куплет, отв_рить картошку,  пол_скать белье, задр_жать от

Слайд 11Практическая работа: Вставьте пропущенные буквы, объясните написание
Маленькая пичу_ка, поддер_ка, подкла_ка к пальто,

подска_ка, помо_ник капитана, горячая похле_ка, приве_ти товар, убедительная про_ьба, разве_чик, последний раун_, ре_кий лес, ре_ьба по дереву, ро_кий мальчик, ручной тормо_, сва_ьба, свя_ка ключей, скри_ка, народные ска_ки, сколь_кая доро_ка, сла_кий, сле_ственный отдел, сру_ коло_ца

Практическая работа: Вставьте пропущенные буквы, объясните написание	 Маленькая пичу_ка, поддер_ка, подкла_ка к пальто, подска_ка, помо_ник капитана, горячая

Слайд 12Списать предложения, расставить знаки препинания
1. Закат пылал а маленькие долинки были

наполнены кротким сиянием лишенным теней.
2. Охотники рассказывают что лиса никогда не приносит добычу к самой норе если лисята дома.
3. Они пытались подойти к норе но каждый раз услышав голоса людей отбегали и прятались в кустах.

Списать предложения, расставить знаки препинания1. Закат пылал а маленькие долинки были наполнены кротким сиянием лишенным теней.2. Охотники

Слайд 13 ЛЕКСИКА

ЛЕКСИКА

Слайд 14ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел

языкознания, который занимается изучением лексики.
СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.
ЛЕКСИКА - это словарный состав языка. ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики. СЛОВО -

Слайд 15
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ

Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение.
Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности.
Грамматическое значение слова – это общее значение слов, как частей речи.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ

Слайд 16Однозначные и многозначные слова.
Однозначные слова - это слова, у которых

есть
только одно лексическое значение, не зависимо от
того, в каком контексте они употреблены. Таких
слов в русском языке немного, это
научные термины (бинт, гастрит),
имена собственные (Петров Николай),
недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Однозначные и многозначные слова.  Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение,

Слайд 17Прямое и переносное значение слова.
Прямое значение - это такое значение

слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться.
Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение 'княжение, столица', а сейчас оно имеет значение 'предмет мебели'.

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -'твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания', а переносное значение - 'тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь'.

Прямое и переносное значение слова.  Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с

Слайд 1822. Какое слово используется в тексте в переносном значении? Выпишите это

слово.
ускользает (предложение 4)
цветок (предложение 7)
переливаться (предложение 8)
долговязый (предложение 11)
заслуженно (предложение 18)
(4)Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.
(7)Вот сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, а вот цветок папоротника, похожий на сиреневый солдатский султан.
(8)Вот обломок перламутровой ракушки – такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, какими горит на утренней заре небо над Балтикой.
(11)Таким благословенным даром, совместившим в себе наблюдательность и воображение, обладал долговязый сын башмачника из датского города Одензе – Ганс Христиан Андерсен.
18)Дар замечать незаметное и видеть в мелочах значимое и важное заслуженно принес Андерсену славу великого писателя.

ускользает

22. Какое слово используется в тексте в переносном значении? Выпишите это слово. ускользает (предложение 4) цветок (предложение

Слайд 19

Омонимы


Разновидности омонимов:


Омонимы появляются в результате заимствования из других языков.
Различия многозначных слов и омонимов
Например:
балка (брус) - заимствовано из немецкого языка и
балка(овраг) - исконно русское слово.


Слайд 20
ОМОФОРМЫ – совпадение только

отдельной формы слов:
Лечу(от лечить – лечу (от летать)

ОМОФОНЫ – так называемые фонетические омонимы (совпадающие по звучанию, но различные по нависанию)
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

ОМОГРАФЫ – слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения
Пое́м – поё́́м
А́тлас - атла́с

Частичные омонимы

ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельной формы слов:Лечу(от лечить – лечу

Слайд 21СИНОНИМЫ

СИНОНИМЫ

Лексические
Относятся к одной части речи,
различаются оттенками значения

Стилистические
Отличаются сферой употребления
Лик-лицо-мордашка

Синтаксические
Разное построение,
но одинаковое значение
Начать работу – приступить к работе

СИНОНИМЫ             СИНОНИМЫЛексическиеОтносятся к одной части

Слайд 2222. Из предложений 23–27 выпишите контекстные синонимы.
(23) Я назвал предметы не

слишком далекой старины мудрыми и полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции. (26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек.

старинапрошлое

22. Из предложений 23–27 выпишите контекстные синонимы.(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и полезными.

Слайд 23Градация:

В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей

выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)
Градация: В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности

Слайд 24 Слова, сходные по звучанию или
морфологической структуре называют
паронимами.
Иногда мы путаем слова,

похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Ошибки бывают часто связанны с неправильным пониманием смысла приставок, суффиксов, которые могут не только придавать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение.
Самолюбие – себялюбие, союзник - сообщник

ПАРОНИМЫ

Слова, сходные по звучанию илиморфологической структуре называютпаронимами. 	Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные

Слайд 25Решим тест
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Письмо Шумахера не дошло по назначению: АДРЕСАТ, не перенеся тяжёлых условий плавания на пакетботе «Святой Павел», заболел цингой и умер.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый проступок.
Юра поднимал модель как можно выше над головой, стараясь миновать ОПАСНЫЙ поворот.
У ГОДОВОЙ девочки на голове была ярко-розовая соломенная шляпка.
В тёмной, сумрачной гущине ветвей блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.

Сразу настораживает выражение «у ГОДОВОЙ девочки». Слово «годовой» употреблено неверно. Вспоминаем пароним к этому слову: годовалый».
Выписываем: годовалой
Решим тестВ одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 26Потренируемся
5-1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В день, когда мне исполнилось восемь лет, родители подарили мне коньки, тёплые ботинки и АБОНЕМЕНТ на каток.
Иванов потянулся и ВЗДОХНУЛ в себя ледяной воздух улицы
АБСТРАКЦИЯ даёт возможность познать природу и общество глубже и полнее, чем простое чувствен­ное восприятие.
У Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели… в его успехах ЗЛОСТНЫЙ заговор.
Фронт мира во всем мире может стать и, безусловно, станет великой, ДЕЙСТВЕННОЙ силой.

ВДОХНУЛ

Потренируемся5-1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 27Потренируемся
5-2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
На ней было простое, БУДНЕЕ платье
Но в монастырскую иглу ИГРИВЫЙ луч не проникал.
Татарин, разливавший ИГРИСТОЕ вино по рюмкам, с улыбкой удовольствия поглядывал на Степана Аркадьевича.
Она читала вслух Толстого, Тургенева, и … мы часто засыпали под тихий МЕЛОДИЧНЫЙ голос мамы.
4 апреля 1147 г. является датой первого УПОМИНАНИЯ о Москве в летописи.

БУДНИЧНОЕ

Потренируемся5-2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 28Потренируемся
5-3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Я вернулся из гостей, и после уютной квартиры, которую только что покинул, моя берлога показалась мне особенно НЕПРИГЛЯДНОЙ.
Это было прекрасное лицо, юное, ГОРДЕЛИВОЕ и открытое.
Технологи почему-то вдвое ЗАНИЗИЛИ количество отходящих газов.
Говорят, звёздный дождь ПРОРОЧИТ счастье …
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.

ГОРДОЕ

Потренируемся5-3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 29Потренируемся
5-4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
От знакомства я, конечно, ОТКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды — весьма распространённые объекты
Бабушка ОХВАТИЛА Надю руками и долго плакала.
Чувствовалось, что юноша получил от происходящего ни с чем не СРАВНИМОЕ удовольствие.
Он [Стефан Баторий] постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет, разговаривал с послами в шапке, а на приём послов демонстративно приглашал недруга Ивана IV князя Курбского.

УКЛОНИЛСЯ

Потренируемся5-4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 30Потренируемся
5-5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Шли два приятеля вечернею порой и ДЕЛЬНЫЙ разговор вели между собой.
В музыкальном салоне был представлен огромный ВЫБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.
Среди этого страшного поля , где всё было попрано смертью, стояла и тихо светилась в сумерках ОДИНОКАЯ белая берёза.
Не спрашивай у старого, спрашивай у БЫВАЛОГО.
Лечение открытых переломов с применением антибиотиков — более БЛАГОДАРСТВЕННАЯ форма лечения, чем без их применения.

БЛАГОДАРНАЯ

Потренируемся5-5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Слайд 31Антонимы
Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные?
Например: Не считай

недруга овцой - считай волком.
На Руси не все караси - есть и ерши.

Широко используются писателями и поэтами, как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон.
Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа:
Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка - Русь.
В названиях многих произведений используется антитеза: “Преступление и наказание” Ф. Достоевского.
Оксюморон -это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда.

АнтонимыЗнаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные?Например:   Не считай недруга овцой - считай волком.На Руси

Слайд 3222. Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(13)Еще почти ребенком, слушая

чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.
(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

хозяина и слуги

22. Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).(13)Еще почти ребенком, слушая чтение

Слайд 33Разряды слов по происхождению.
Все слова в русском языке делятся на:
исконно

русские, к которым относятся индоевропеизмы (дуб, волк, мать, сын),
общеславянская лексика (береза, корова, друг),
восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня),
собственно русская лексика (каменщик, листовка);
заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста - старославянизмы, борщ - украинское заимствование, вензель - польское заимствование) и
неславянских языков (скандинавские - якорь, крюк, Олег; тюркские - шалаш, сундук; латинские - аудитория, администрация; греческие - вишня, фонарь, история; немецкие - бутерброд, галстук; французские - батальон, буфет и т.д.)

Разряды слов по происхождению. Все слова в русском языке делятся на: исконно русские, к которым относятся индоевропеизмы

Слайд 34Общеславянские слова – унаследованы от древнерусского языка, существовавшего до V-VI вв.

нашей эры. К ним относятся названия лиц по родству; занятий и орудий труда; жилища одежды домашней утвари.
Восточнославянские – возникли в XI – XIV вв. Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков.
Собственно русские слова – появились с XIV в. К ним относятся все слова, за исключением заимствований иноязычных.
Старославянские - слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В IX в. Этот язык был письменным языком некоторых стран, а в конце X в. распространился на Руси.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ

Общеславянские слова – унаследованы от древнерусского языка, существовавшего до V-VI вв. нашей эры. К ним относятся названия

Слайд 35Устаревшие слова и неологизмы.
Словарный состав русского языка постоянно меняется: некоторые слова,

которые раньше употреблялись очень часто, сейчас почти не слышны, другие же, наоборот, употребляются всё чаще и чаще.
Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком).
Неологизмы - это новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными наименованиями. Состав неологизмов постоянно меняется, некоторые из них приживаются в языке, некоторые - нет.
Устаревшие слова и неологизмы.Словарный состав русского языка постоянно меняется: некоторые слова, которые раньше употреблялись очень часто, сейчас

Слайд 36Отличие историзмов от архаизмов
Историзмы – слова, которые вышли из употребления в

связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.

Примеры: боярин, вече, опричник и т.д.

Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

Примеры: брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щёки и т.д.

Отличие историзмов от архаизмовИсторизмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности,

Слайд 37

22. Из предложений 16-21 выпишите устаревшее слово.
(16)Да всё делает не по-людски.

(17) Умываться начнёт – весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает.(19) Уж на что нетрудное дело – ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21) И где только он доселе жил)

доселе

22. Из предложений 16-21 выпишите устаревшее слово.(16)Да всё делает не по-людски. (17) Умываться начнёт – весь пол

Слайд 38Со стилистической тоски зрения все слова русского языка делятся на две

большие группы:

стилистически нейтральные или общеупотребительные (могут использоваться во всех стилях речи без ограничения);

стилистически окрашенные (они принадлежат к одному из стилей речи: книжным: научному, официально-деловому, публицистическому - или разговорному; их употребление «не в своем стиле» нарушает правильность, чистоту речи; нужно быть крайне осторожным в их употреблении); например, слово «помеха» принадлежит к разговорному стилю, а слово «изгнать» - к книжным.

Со стилистической тоски зрения все слова русского языка делятся на две большие группы:  стилистически нейтральные или

Слайд 39

22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова.
(10)В кухне посудомоечная машина…
(11)Тут шарах

– банк лопнул, и с ним сбережения всей твоей жизни.
(12)Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностей и случайностей ты хочешь застраховаться.

шарахлопнул

22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова.(10)В кухне посудомоечная машина…(11)Тут шарах – банк лопнул, и с ним

Слайд 40В русском языке в зависимости от характера функционирования выделяют:
общеупотребительную лексику

(используется без каких-либо ограничений),
- лексику ограниченной сферы употребления.

В русском языке в зависимости от характера функционирования выделяют: общеупотребительную лексику (используется без каких-либо ограничений),  -

Слайд 41Лексика ограниченной сферы употребления:
диалектизмы - это слова, принадлежащие к определенному диалекту.

Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы могут быть
лексическими (известны только на территории распространения данного диалекта): кушак, цибуля,
морфологическими (характеризуются особым словоизменением): у мене,
фонетическими (характеризуются особым произношением): [цай] - чай, [хверма] - ферма и т.д.

Лексика ограниченной сферы употребления:диалектизмы - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры,

Слайд 42Лексика ограниченной сферы употребления:
профессионализмы - это слова, которые используются в различных

сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными;
термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки;
профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки (например, абсцисса (математика), аффиксы (лингвистика)).

Лексика ограниченной сферы употребления:профессионализмы - это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и

Слайд 43Лексика ограниченной сферы употребления:
жаргонизмы - это слова, который используются узким

кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий или положения в обществе; например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон,
арготизмы (арго)- это то же, что и жаргонизмы, но они употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов; как правило, это речь социально замкнутых групп, например, воровское арго.

Лексика ограниченной сферы употребления: жаргонизмы - это слова, который используются узким кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий

Слайд 4422. Из предложений 12-14 выпишите ЖАРГОНИЗМЫ.

(12)Я еще помню те времена, когда

мои весьма культурные знакомые, морщась, спрашивали: «Отморозок, а что это такое? Фу, как грубо!» (13)А сейчас милейшая интеллигентная дама, ни секунды не задумавшись, реагирует на какую-то мою безобидную фразу: «Ну, это уже наезд! Как ты смеешь!» (14) Эти слова, поначалу воспринимаемые как нечто чуждое литературному языку, расширили свое значение и стали привычны в речи образованного человека.

22. Из предложений 12-14 выпишите ЖАРГОНИЗМЫ.(12)Я еще помню те времена, когда мои весьма культурные знакомые, морщась, спрашивали:

Слайд 45СЛОВАРИ
Грамматические


Филологические

-двуязычные

- орфографические

- орфоэпические

-этимологические

-исторические

-фразеологические

-иностранных слов

-терминологические

-диалектные

-словари языка писателей

-словари речевых
неправильностей и трудностей

СЛОВАРИ  Грамматические Филологические

Слайд 46Стили речи
разговорный
книжные
художественный
Официально-деловой
публицистический
научный

Стили речиразговорныйкнижныехудожественныйОфициально-деловойпублицистическийнаучный

Слайд 47Окраска слов
нейтральная
Стилистически окрашенное
разговорное
книжное
просторечное

Окраска словнейтральнаяСтилистически окрашенноеразговорноекнижноепросторечное

Слайд 48высокого

высокого

Слайд 49обман

обман

Слайд 50овраг

овраг

Слайд 51украинской

украинской

Слайд 52В каком из предложений присутствует разговорная лексика?
3
4
6
9
(3) Но вот вопрос, сделала

ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?
(4) Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир…
(6) Открыватели новых земель, первые популярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа…
(9) Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дёрнуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку.

4

В каком из предложений присутствует разговорная лексика?3469(3) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека,

Слайд 53В каком из предложений присутствует общеупотребительная лексика?
4
7
9
18
(4) И ещё сказывают, что

брал он за постой не только живую денежку, но и не брезговал ни освсом, ни нательным крестом.
(7) Однако вскорости смекнули, что кузницу палили зря.
(9) Правда был случай, имеющий самое непосредственное отношение к нашему повествованию, когда кузница в Малых Серпилках вдруг умолкла.
(18) Как начнут с молотобойцем Ванюшкой отбивать – что соборная звонница: колоколят молотки на всевозможные голоса.

3

В каком из предложений присутствует общеупотребительная лексика?47918(4) И ещё сказывают, что брал он за постой не только

Слайд 54Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПРИМИТИВНЫЙ
В-третьих, я бы

вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле.
Простой, несложный по устройству, неискусно и грубо сделанный
Низкий по степени развития, совершенства
Недостаточно образованный, малокультурный
Стоящий на низших ступенях развития, первобытный

3

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПРИМИТИВНЫЙВ-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком

Слайд 55Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово БУМ
И не было

на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума.
Шумиха, оживление
Гимнастический снаряд
Ускоренный рост производства
Ажиотаж

1

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово БУМИ не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей

Слайд 56Укажите предложение(я), в котором(ых) используются антонимы
9
12, 13
17, 18
20
(9) И моё страстное

желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого.
(12) (13) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души! Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета.
(17) (18) Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен. Только в четвёртом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь.
(20) И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождём мой плащ промок.

3

Укажите предложение(я), в котором(ых) используются антонимы912, 1317, 1820(9) И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как

Слайд 57Из предложения выпишите контекстные антонимы
Если любой школьник вам скажет, что сорок

пять минут порой тянутся целую вечность, то пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.

Школьник – пожившие люди
Тянутся – пролетают
Сорок пять минут - годы

Из предложения выпишите контекстные антонимыЕсли любой школьник вам скажет, что сорок пять минут порой тянутся целую вечность,

Слайд 58Выпишите фразеологический оборот
Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от

воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду.

Без зазрения совести

Выпишите фразеологический оборотЛюди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили

Слайд 59 Фразеология =фразис (греч) выражение + логос (греч)

учение – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеология =фразис (греч)     выражение + логос (греч)    учение

Слайд 60 Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков,

действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. В предложении является одним членом предложения.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм

Слайд 62 Словосочетания
Свободные
Ребенку намылили голову, но

мыло попало в глаза.
(намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)

Несвободные
За двойку по литературе папа мне намылил голову.
(намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения

Словосочетания  СвободныеРебенку намылили голову, но мыло попало в глаза.(намылить голову, т.е.

Слайд 63На заметку
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.
Фразеологизмы –

синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю).
Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём.
Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.

На заметкуКак и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного

Слайд 64

22. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.
(1)Накануне Витю предупредили, что завтра пионеры,

члены кружка собаководов, будут передавать своих подросших, повзрослевших щенков пограничникам, чтобы четвероногие солдаты верой и правдой служили на благо Отечества. (2)Ему было и грустно, и радостно от этого. (3)Завтра его Буян уедет далеко-далеко, и Витя больше никогда не увидит его…

веройиправдой

22. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.(1)Накануне Витю предупредили, что завтра пионеры, члены кружка собаководов, будут передавать своих

Слайд 65Подберите к данным фразеологизмам

синонимы
1.Вагон и маленькая тележка –

2. Во все лопатки –

3. Снять стружку –

4. Переливать из пустого в порожнее –

куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько,
непочатый край.

на всех порах, во всю
прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову.

дать нагоняй, нагреть шею,
разделать под орех, надавать по шее

точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе

Подберите к данным фразеологизмам           синонимы1.Вагон и маленькая

Слайд 66

Подберите к данным фразеологизмам
антонимы.
Жить душа в душу –

2. Пруд пруди –

3. За тридевять земель –

4. Засучив рукава –

как кошка с собакой.

с гулькин нос, раз – два и обчелся.

рукой подать.

спустя рукава.

Подберите к данным фразеологизмам

Слайд 6723. Среди предложений 14–18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при

помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(14)Вершины лесных елей, вычерченные на фоне легкой сентябрьской дымки… (15)Только тот по-настоящему понимает природу, кто умеет и любит разговаривать с ней с глазу на глаз.
(16)Мы берем с полки книгу. (17)Мы пойдем туда, где останемся с этой книгой «без свидетелей и компаньонов». (18)И там мы прочтем ее в одиночестве.
23. Среди предложений 14–18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

Слайд 68Способы связи предложений в тексте

Способы связи предложений   в тексте

Слайд 69Вчера мне пода-рили щенка
1) Щенок очень смешной. (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР: щенка -

щенок)

2) Подарок потрясающий! (ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО: подарили - подарок)

3) Пёсику всего месяц. (СИНОНИМ: щенок - пёсик)

4) Он очень смешной. (ЛИЧНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ)

5) Его весёлый нрав всех потряс. (ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ)

6) Это очень весёлое создание. (УКАЗАТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ)

7) Это очень весёлое создание. (КОНТЕКСТНЫЙ СИНОНИМ: щенок - создание)

Вчера мне пода-рили щенка1) Щенок очень смешной. (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР: щенка - щенок)2) Подарок потрясающий! (ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО: подарили

Слайд 70Вчера мне пода-рили щенка
8) Сегодня я ещё не верю своему счастью.

(АНТОНИМ: вчера – сегодня)

9) Но я ещё не верю своему счастью. (СОЮЗ)

10)Тогда я никак не мог поверить своему счастью. (НАРЕЧИЕ)

11)Вчера человеку принесли счастье. (СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ)

12) А позавчера – велосипед. (НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

13) Именно об этом я мечтал всю жизнь. (ЧАСТИЦА)

Могут быть различные комбинации средств связи, н-р, СОЮЗ и УКАЗАТЕЛЬНОЕ МЕТОИМЕНИЕ: И это большое счастье!
ЧАСТИЦА и НАРЕЧИЕ: Только так я хотел встретить день рождения! И т.д.

Вчера мне пода-рили щенка8) Сегодня я ещё не верю своему счастью. (АНТОНИМ: вчера – сегодня)9) Но я

Слайд 71Среди предложений 26 – 29 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
(26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф».
(29)Так всегда бывает.
Среди предложений 26 – 29 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и контекстных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть