Презентация, доклад по русскому языку :Подготовка к сжатому изложению в 9 классе

Содержание

Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста

Слайд 1ПОДГОТОВКА К ОГЭ
Подготовка к сжатому изложению в 9 классе

ПОДГОТОВКА К ОГЭПодготовка к сжатому изложению в 9 классе

Слайд 2Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»
Прослушайте текст.
После первого чтения

текста выполните следующие шаги:
Определите тему текста (о чем текст?).
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?
Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Прослушайте текст во второй раз.
Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Памятка для учащихся  «Как писать сжатое изложение»Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите

Слайд 3ЦЕЛЬ


Подробное изложение
Краткое изложение


Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей

авторского стиля


Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова

ЦЕЛЬПодробное изложениеКраткое изложениеМаксимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиляКратко изложить содержание исходного текста,

Слайд 4ЧТО ТРЕБУЕТСЯ
1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА
3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ
4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ
5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ
6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Слайд 5ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА



Исключение подробностей и деталей
Обобщение конкретных, единичных явлений
Упрощение синтаксических структур



ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТАИсключение подробностей и деталейОбобщение конкретных, единичных явленийУпрощение синтаксических структур

Слайд 6Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений
Есть люди, которым всё

всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.
(По В. И. Курбатову)



Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.



Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложенийЕсть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их

Слайд 7Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?
Попечителем одной

из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.


Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Исключение синонимов в ряду однородных членов



Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский.

Слайд 8Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает

тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
(Ю. М. Лотман)


Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.



Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкцииВоспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую

Слайд 9

Обобщение содержания фрагмента текста
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца,

обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
(По Г. Арбузову)


Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Обобщение содержания фрагмента текстаЖизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства.

Слайд 10.


Языковое обобщение
замена однородных членов их обобщенным наименованием


Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(С. Газарян)


Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

.Языковое обобщениезамена однородных членов их обобщенным наименованием

Слайд 11Языковое обобщение
замена простых предложений сложным



Помню вечер перед Новым годом. Мне было

шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.
(По К. Паустовскому)


Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Языковое обобщениезамена простых предложений сложнымПомню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок

Слайд 12Сочетание исключения и обобщения
В России испокон веков были такие люди, которые

куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.


ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ
ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сочетание исключения и обобщенияВ России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было

Слайд 13
Сочетание исключения и обобщения
Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я

всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по её площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город.
Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими фантастическими куполами. И тут же малиновая Кремлёвская стена, а за ней соборы, торжественные, гордые и нарядные. Словно вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.
Сочетание исключения и обобщения Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В

Слайд 14
Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо

проехал Шашкин (бакенщик) и крикнул:
- Гроза находит. С ветром. Приставайте к лесному берегу, вон - за мысом. Там изба стоит в лесу. Я тоже в ней укроюсь.
- Чья изба? – спросил я. – До сих пор я что-то её не замечал.
- Святослава Рихтера, музыканта. А вы разве не знали? Московский музыкант. Жена у него певица. Только фамилию её не выговорю, трудная в обращении фамилия.
Я не знал об этом и не мог предполагать, что в такой безлюдной глуши поселился наш известный пианист. (По Е. Киселёвой).

Упрощение синтаксических структур. Замена прямой речи косвенной.


Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо проехал Шашкин (бакенщик) и крикнул:- Гроза

Слайд 15
Упрощение синтаксических структур. Преобразование СПП и ССП в бессоюзные. (Знаки препинания не

расставлены).

1). Мне очень понравился доклад потому что в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства.
2). Солнце дымное встаёт так что будет день горячий.
3). Каждый кто хотя бы немного изучал географию знает что наш земной шар на три четверти покрыт водой.
4). Не умея в руке держать топор дерева не стешешь а не зная языка хорошо красиво просто и понятно не напишешь.


Упрощение синтаксических структур. Преобразование СПП и ССП в бессоюзные.  (Знаки препинания не расставлены).1). Мне очень понравился

Слайд 16СПАСИБО ЗА урок

СПАСИБО ЗА урок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть