Слайд 1Методические материалы по психологическому сопровождению одарённых детей.
Автор: Комалова Юлия Сабировна
Электронный адрес:
ykomalova64@mail.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Маякская основная общеобразовательная школа».
Презентация предназначена для помощи в подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к ОГЭ».
Цели и задачи: Мотивация учащихся 9 класса к успешной сдаче ОГЭ;
Ожидаемый результат: 1. Применение ИКТ при подготовке к ОГЭ по русскому языку для качественной сдачи экзамена.
2. Формировать у обучающихся интерес к систематизации изученного.
3. Закреплять умение вести самостоятельный поиск информации.
4. Закреплять приёмы отбора и систематизации материала на определённую тему.
5. Углубление понимания определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности.
Слайд 3Повторение и обобщение изученного
Слайд 5Расставьте ударение в словах:
Свекла
Каталог
Туфля Газопровод
Жалюзи Позвонит
Арахис Квартал
Баловать
Слайд 6Свекла - свёкла
Каталог
Туфля Газопровод
Жалюзи Позвонит
Арахис Квартал
Баловать
Слайд 7Уровень знаний, сложить песню, опереться на палку, загорелась бумага, сжечь письмо,
выскочить на улицу, уровнять в правах, скакать вдоль дороги, блистать на балу, зонт промокает, прилагать усилия, сровнять землю в саду, чудесное творение, вьющееся растение, разложить вещи, перебирать овощи, написать изложение, замочить бельё, замирать от восторга, загорелый юноша, умереть со смеху, буйная поросль, яркие зарницы.
Слайд 8Домашнее задание: 1. Повторить изученное по орфографии, пунктуации, синтаксису, лексике, фонетике;
2. Выполнить тестовые задания
3. Подготовить краткое сообщение об А.А. Лиханове
Слайд 18Прочитайте текст и выполните задания 2 - 14
Слайд 20Есть ли цена жестокости, коли она не от войны? Время безмерной
тяжести, не меняет ли оно цену на радость, обиду, ненависть?
Большое горе, неутешные слезы, безмерное ликование - не разменивают ли они в мелочь все другие чувства, которыми награжден от рождения каждый человек?
А если да?..
Как ужасно, как страшно это!
Горевать только при виде смерти, считать жестокостью лишь убийство, мерой счастья избирать одну собственную сохранность, во всех остальных случаях лишь равнодушно пожимая плечами: мол, бывает, дескать, случается, но главное - не это...
Слайд 21Главное - все, вот что.
Согласен: есть на
свете великое зло, но нет обыкновенного зла, не может, не должно его быть.
Есть великое горе, но нет горя простенького, обычного, есть горе. Есть необыкновенная радость, и кто станет спорить, что она дороже обыкновенного счастья, маленькой радости?
Копеечных, мелочных чувств не надо.
Щелястый забор отделял наш двор от детской поликлиники.
Слайд 22Так вот этот - и не щелястый даже, а полупустой какой-то,
условный забор - упирался в конюшню.
В ней ночевала кобыла Машка.
Ах, как хотел я прокатиться на ней, как жалел её и как мечтал дружить с ней!
Слайд 23 Вечерами, когда кончался ее рабочий день, я прижимался ухом к
стене конюшни и слушал, как в темноте хрупает сеном Машка, переминается с ноги на ногу и тяжко вздыхает. А лупили Машку почём зря.
Я не слыхивал ее голоса, она ни разу не заржала, сколько я помню, только вздыхала, и тогда я звал ее через стенку:
- Машка! Машка!
Слайд 24 Лошадь умолкала, переставала жевать сено, прислушивалась, видать, потом снова принималась
за еду, вздыхая еще пуще и чаще. Видно, душой принимала мое сочувствие и не скрывала от меня свое настроение и свои мысли.
- Эх, Машка! - вздыхал я, а сам думал: "И откуда же достался Машке такой жестокий конюх? Была бы Машка моей! Никогда бы ее не ударил! И ведь видит, знает, что лошади больно, а лупит, этот Мирон!"
Ему что дерево, что животина - все одно.
Слайд 25Но однажды случилась беда. Его убила тихая кобыла Машка.
Он лупил ее, как всегда, и ничего не ждал, никакой опасности от своей старой лошади, но много лет битая Машка вдруг зароптала, заходила на поводу перед своим хозяином, блеснула расширенным зрачком, поднялась на задние ноги - неуверенно, неумело поднялась, видать, с детства своего так не вставала, играя, а тут поднялась, заржала диким, тоскливым голосом и вдруг ударила передними копытами своего хозяина.
Он крикнул - негромко, хрипло, - упал. Мирон кряхтел, точно ему дали под дых, то открывал, то закрывал рот. Приехала "скорая". Его увезли.
Слайд 26Вот и все.
Машка убила конюха, он умер
в больнице через несколько дней от сильного внутреннего кровоизлияния.
Случилось то, что выбрал сам конюх Мирон. Его убила собственная жестокость.
А может, неизбывная обида, тоска, неизвестное мне прошлое - их не увидишь, не поймешь, не рассудишь...
Слайд 27Никого-то он не любил, не щадил.
Иззлобился, мотал свою душу,
терзал свою кобылу, а раньше всего, может, себя терзал, вычернил.
Ах, дядька Мирон! Пожалел бы ты кого! Может, в этом было твое спасение!
У каждого времени своя жестокость.
А доброта - одна, на все времена.
Слайд 28Карточка № 1: знание – приём «Продолжи…»
1. Грамматическая основа предложения –
это…
2. Фразеологизм – это…
3. В приставках - пре и - при пишется – и…,
пишется – е…
4. Синоним – это…
5. Виды связи слов в словосочетаниях – это…
6. Обособленные распространённые обстоятельства выражаются…
7. Вводная конструкция – это…
8. Сочинительная связь между частями сложного предложения – это…
9. Однородное подчинение придаточных – это…
10. Бессоюзные сложные предложения – это…
Слайд 29 1. Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое
Слайд 302. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов
Слайд 31В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения
приставки.
Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.
Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.
Слайд 32Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые
обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Слайд 33Согласование – вид связи, при которой зависимое слово имеет те же
формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное.
Управление – вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом.
Примыкание – вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу.
Слайд 34Обособленное распространённое обстоятельство выражается деепричастным оборотом.
Слайд 35Вводная конструкция – это слова или сочетания слов, при помощи которых
говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;
указывает на последовательность изложения;
на источник сообщения.
Слайд 36Сочинительные союзы определяют характер синтаксических отношений между простыми предложениями, объединёнными в
сложное: они указывают на взаимоотношения участников или взаимозависимость и взаимообусловленность реальных событий.
Слайд 37Однородное подчинение придаточных: если придаточное одного вида относятся к одному и
тому же слову в главном или ко всему главному.
Слайд 38Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые
предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов или союзных слов).
Слайд 392. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему рассказчик хотел, чтобы кобыла Машка была у него, а не у конюха Мирона?»
1). Рассказчику нравилось слушать , как Машка хрупает сено, переминается с ноги на ногу и тяжело вздыхает.
2). Мальчик никогда не слышал голоса кобылы, и ему хотелось его услышать.
3). Мальчик жалел кобылу Машку и мечтал с ней дружить.
4). Рассказчик предполагал, что если кобыла останется у Мирона, то рано или поздно хозяина убьёт собственная жестокость.
Слайд 403. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1). Есть
ли цена жестокости, коли она не от войны?
2). Согласен: есть на свете великое зло, но нет обыкновенного зла, не может, не должно его быть.
3). Есть обыкновенная радость, и кто станет спорить, что она дороже обыкновенного счастья, что она ценнее маленькой радости?
4). Случилось то, что выбрал сам конюх Мирон.
Слайд 415. Из предложений 5 – 6 выпишите слово, в котором правописание
суффикса определяется правилом: «В наречии на - о (- е) пишется столько Н, сколько было в имени прилагательном, от которого оно образовано».
5). Как ужасно, как страшно это!
6). Горевать только при виде смерти, считать жестокостью лишь убийство, мерой счастья избирать одну собственную сохранность, во всех остальных случаях лишь равнодушно пожимать плечами: мол, бывает, дескать, случается, но главное – не это…
Слайд 426. Замените разговорное слово «хрупает» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
Слайд 437. Замените словосочетание «детской поликлиники», построенное на основе согласования,
Синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 448. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Слайд 459. Среди предложений 18 – 22 найдите предложение с обособленным распространённым
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Слайд 46В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
все цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове).
А может,(1) неизбывная обида, тоска, неизвестное мне прошлое – их не увидишь,(2) не поймёшь,(3) не рассудишь… Никого – то он не любил,(4) не щадил. Иззлобился,(5) мотал свою душу,(6) терзал свою кобылу,(7) а раньше всего,(8) может,(9) себя терзал,(10) вычернил.
Слайд 4711. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
Слайд 4812. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Есть великое горе,(1) но нет горя простенького,(2) обычного,(3) есть горе. Есть необыкновенная радость,(4) и кто станет спорить,(5) что она дороже обыкновенного счастья,(6) маленькой радости.
Слайд 4913. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение с
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Слайд 5014. Среди предложений 32 – 40 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите
номера этих предложений.