Слайд 1Выполнила учитель МБОУ «ООШ №8» Назаренко О.С.
Сжатое изложение «Старый пень»
Задачи:
Выяснить, каким
образом можно достичь краткости в речи.
Научиться сокращенно излагать прочитанный текст.
Слайд 2Задумаемся
Что произошло в лесу?
Какие герои участвуют в событии?
Чем занимаются люди?
Почему люди
кланялись пню?
Кланялись ли они пню?
Почему пень решил, что ему кланяются?
В каких словах проявляется зазнайство пня?
Как деревья отнеслись к словам пня?
Почему деревья не хотели разговаривать с пнем?
Что сказала синичка?
Почему она решила высказать свое отношение к пню?
Слайд 3Словарная работа
Лексическое значение слов
Высокомерный человек – презрительно-надменный, чрезмерно высоко думающий о
себе.
Гордость – чувство собственного достоинства,
чувство удовлетворения от чего-либо,
чрезмерно высокое мнение о себе.
Зазнайство- поведение человека, возгордившегося собой, высказывавшего пренебрежение к другим
Слайд 4План
1. Все кланяются пню.
2. Старый пень возгордился.
3. Деревья гордо молчали.
4. Рассердился
старый пень.
5. Синица открывает гордецу правду.
-Записать план в тетрадь
Слайд 5Приёмы сжатия текста
Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа.
Особенностью вашего
текста должна стать краткость.
Каковы же приемы сжатия текста.
- обобщение
- исключение
- упрощение
Слайд 6Работа с 1 частью ( 1 микротема)
Прочитайте первую часть.
Объедините 1 и 2 абзац.
Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?
Слайд 7Обобщение
Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать
своими словами или предложением из 2 абзаца, которое можно объединить в одну часть:
Слайд 8пример
В лесу стоял большой старый пень. Весь день
приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше
Слайд 92 часть текста (2 микротема)
Прочитайте 2 часть текста.
Вся ли
информация важна для раскрытия темы?
Слайд 10исключение
Уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения,
заменим прямую речь на косвенную.
Слайд 11пример
Возгордился старый пень и стал говорить деревьям, что он в лесу
самый главный.
Слайд 123 абзац (3 микротема)
Как вы думаете, следует ли оставить предложение
3
абзаца полным
или его можно упростить?
Слайд 13упрощение
Его можно сделать покороче.
Но деревья молчали в ответ.
Слайд 144 абзац (4 микротема)
Как в думаете, важен ли для раскрытия темы
4 абзац?
Слайд 15Пример
Рассердился старый пень и давай кричать: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!»
Слайд 16Последний абзац (5 микротема)
Прочитайте последнюю часть.
Какая мысль содержится в ней?
Выберите ключевые фразы из последней части.
Слайд 17Пример
Но тут прилетела синичка и защебетала о том, что никакой он не
царь, а обыкновенный старый пень, и люди вовсе не ему кланяются, а опёнки возле него ищут, да и тех не находят.
Слайд 18Образец изложения
Старый пень.
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в
лес разные люди, кланялись ему и шли дальше.
Возгордился пень, стал говорить деревьям, что он в лесу самый главный.
Но деревья молчали в ответ.
Рассердился старый пень и давай кричать: «Кланяйтесь мне!
Я ваш царь!»
Но тут прилетела синичка и защебетала о том, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень, и люди вовсе не ему кланяются, а опёнки возле него ищут, да и тех не находят.
Слайд 19Использованные материалы:
1.Презентация учителя русского языка и
литературы Колычевой Н.К МОУ «ООШ с.Ключи»
2.
«Конспекты уроков для учителя русского языка. 5 класс. Сычугова Л.П. 2004. 336 с.»
3.Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А. Влодавская. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. 380, [4] с. — (Серия «Учебно-методический комплект»).