Слайд 1 ПОДГОТОВКА К ОГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.
ЧАСТЬ 3. ЗАДАНИЕ 15.3
Слайд 2ЗАДАНИЕ15.3
15.3 Как вы понимаете значение слова сострадание? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3ЗАДАЧИ УРОКА
сформулировать и прокомментировать значение данного слова
написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве
тезиса данное нами определение
Слайд 4СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
Вступление-тезис. Даём определение слову.
(Вступление может быть проблемным вопросом с комментарием)
Аргумент 1: из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения.
Аргумент 2: из собственного жизненного опыта.
Вывод.
Помните, в сочинении должно быть как минимум 3 (ТРИ) абзаца!!!
Количество слов – не менее 70 слов!!!
Слайд 5ИСТОЛКОВЫВАЕМ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
ЧТО ТАКОЕ СОСТРАДАНИЕ?
КАК Я ЭТО ПОНИМАЮ?
1. ЖАЛОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ,
ВЫЗЫВАЕМЫЕ ЧЬИМ-НИБУДЬ НЕСЧАСТЬЕМ, ГОРЕМ. (СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА)
2. СОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОСТЬ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ СТРАДАНИЕМ, НЕСЧАСТЬЕМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.(МАЛЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ)
Слайд 6
ИСТОЛКОВЫВАЕМ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
ЧТО ТАКОЕ СОСТРАДАНИЕ?
КАК Я ЭТО ПОНИМАЮ?
Синонимы:
доброта
милосердие
гуманность
человечность
жалость
Антонимы:
безжалостность
беспощадность
жестокосердие
бессердечность бессердечие бесчеловечность
Слайд 7Работа с текстом
(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее
увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...
(3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал...
(4)— Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдёт! — убеждала меня жена.
(8)Пройдёт... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно...
(11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всём были виноваты марки!
(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...
(15)— Ну-с, брат, — обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16)— Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик...
Слайд 8(18)— Понимаешь, папа... — сын посмотрел на меня распахнутыми до дна
глазами. (19)— Я давно хотел тебе сказать... (20)У меня нет альбома...
(21)— Потерял?! — всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван.
(22)— Ну что ты, папочка! — снисходительно пожал плечами сын, несколько шокированный, видимо, такой вопиющей глупостью родителя.
(23)— Просто у меня сейчас его нет.
(24)—Ага... — радостная догадка осенила меня. (25)— Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живёт, этот твой товарищ?!
(28)— Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, — совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом... (34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36)— А ты не жалеешь о своём альбоме? — безжалостно спросил я. (37)— Только честно?
Слайд 9(38)—Да, папа, жалею... (39)Сначала — очень жалел, а теперь — чуть-чуть...
(40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать? (43)А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?
(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир — он щедро подарил его другому.
(48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
(По Л. Куклину)
Филателия -это коллекционирование почтовых марок. Филателия – это не просто хобби по собиранию марок, это целый мир, ведь коллекционер изучает историю, географию, мировое искусство и науку.
Слайд 10СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ (ПОЭТАПНО)
Формулируем тезис. Даём определение слову.
Сострадание – это ………………………………………………………
…………………………………………………………………………..
Докажу
справедливость своих слов на конкретных примерах.
!!! Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Сострадание – это когда….
Слайд 11СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ (ПОЭТАПНО)
Формулируем тезис. Даём определение слову
Сострадание – это милосердие,
способность не только почувствовать боль другого человека, но и оказать помощь в избавлении от неё. В основе этого чувства, на мой взгляд, лежит любовь ко всему живому, потому что без неё сострадание не может быть искренним. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.
!!! Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Сострадание – это когда….
Слайд 12СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ (ПОЭТАПНО)
Формулируем тезис. Даём определение слову.
Возможно следующее начало:
Что такое
……………? Я думаю, что ……………………….. Обратимся к тексту ФИО автора в род.п.…
Слайд 13СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ (ПОЭТАПНО)
Формулируем тезис. Даём определение слову.
Возможно следующее начало
Что такое
сострадание? Я думаю, что ответ кроется в самом слове. Приставка «со» обозначает совместность, то есть сострадание –это способность разделить страдание и ,если возможно, найти способ избавления от него. Это душевное качество свойственно чутким, неравнодушным людям. Обратимся к тексту Л. Куклина.
Слайд 14СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ (ПОЭТАПНО)
Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.(Указываем номера
предложений)
Для проявления чувства сострадания могут быть разные причины. Это подтверждает поступок героя рассказа В. Куклина – мальчика, который отдал ценную коллекцию марок парализованному малознакомому «товарищу» (предложение 33).Он сделал это из желания порадовать его и облегчить жизнь сверстнику (предложение 35).
Слайд 15
Структура сочинения (поэтапно)
Аргументы из жизненного опыта
Жизненный
опыт включает в себя примеры из
художественной,
научной
литературы,
кинофильмов,
факты общественной и личной жизни.
Слайд 16В.Г. Распутин
«Уроки французского»
В.Г. Короленко
«Дети подземелья»
А.П. Платонов
«Юшка»
Л. Н. Андреев
«Кусака»
Слайд 17СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ (ПОЭТАПНО)
Приводим ВТОРОЙ АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта
«Проявления сострадания мы
часто встречаем и в повседневной жизни: одна из жительниц нашего дома по субботам готовит обеды в приюте для бездомных не из-за денег, а из чувства сострадания».
«Другим примером может стать любовь к людям известной матери Терезы на протяжении всей её долгой жизни в основе строительства десятков приют и лечебниц для нищих и больных людей. За своё милосердие она получила Нобелевскую премию».
Слайд 18СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ (ПОЭТАПНО)
Формулируем вывод
Таким образом, …….
Подводя итог, хочется сказать, что ……
Итак,
……….
Слайд 19СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ (ПОЭТАПНО)
Формулируем вывод
Подводя итог, хочется сказать, что по-настоящему могут сострадать
только те, кто принимает чужие боль или проблемы как свои собственные.
Слайд 20
Что такое сострадание?
Что такое сострадание? Я думаю, что ответ кроется в
самом слове. Приставка «со» обозначает совместность, то есть сострадание –это способность разделить страдание и ,если возможно, найти способ избавления от него. Это душевное качество свойственно чутким, неравнодушным людям. Обратимся к тексту Л. Куклина.
Для проявления чувства сострадания могут быть разные причины. Это подтверждает поступок героя рассказа В. Куклина – мальчика, который отдал ценную коллекцию марок парализованному малознакомому «товарищу» (предложение 33).Он сделал это из желания порадовать его и облегчить жизнь сверстнику (предложение 35).
Проявления сострадания мы часто встречаем и в повседневной жизни: одна из жительниц нашего дома по субботам готовит обеды в приюте для бездомных не из-за денег, а из чувства сострадания.
Подводя итог, хочется сказать, что по-настоящему могут сострадать только те, кто принимает чужие боль или проблемы как свои собственные.
Слайд 21ЗНАЙТЕ, ЧТО ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВАШЕГО СОЧИНЕНИЯ ТАКОВЫ (ПО МАКСИМУМУ):
С3К1 Толкование
значения слова (дать определение и прокомментировать его) – 2 б.
С3К2 Наличие примеров-аргументов (один – из текста, другой – из жизненного опыта) – 3б.
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность (отсутствие логических ошибок, нарушений абзацного членения) - 2б.
С3К4 Композиционная стройность (нет ошибок в построении текста) – 2б.
Максимальное количество баллов - 9
Слайд 22ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ИЗЛОЖЕНИЕ + СОЧИНЕНИЕ):
ГК1 Соблюдение орфографических норм (не
более 1 ошибки) – 2б.
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм (не более 2 ошибок) – 2б.
ГК3 Соблюдение грамматических норм (не более 1 ошибки) – 2б.
ГК4 Соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2б.
ФК1 Фактическая точность письменной речи (нет ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов)- 2б.
Максимальное количество баллов - 10
Слайд 23ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: 39
Изложение (содержание; сжатие исходного текста несколькими способами (три
способа: исключение, упрощение, обобщение); смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения): 7 баллов
Задания 2-14 (вопросы с вариантами ответов и др.): 13 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание)
Часть 3. Сочинение-рассуждение: 9 баллов
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи: 10 баллов
Слайд 24ОТМЕТКА ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ
Отметка «2» - не более 14 баллов
Отметка
«3» - не менее 15 и не более 24 баллов
Отметка «4» - не менее 25 и не более 33 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 4 баллов!!!
Отметка «5» - не менее 34 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 6 баллов!!!
Слайд 25ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить структуру сочинения
Запомнить речевые обороты (клише).
Дать определения словам: дружба, смелость.
Привести
на каждое определение аргумент из собственного жизненного опыта.