Слайд 1Итоговое собеседование
по русскому языку
Кирей Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №27 имени А.А. Дейнеки»
г.Курск
Слайд 2Цель: формирование умения вести диалог с собеседником
Слайд 3Структура итогового собеседования
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы
включает 4 задания:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали.
Слайд 4Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы:
Тема 1. Увлечение (на основе описания фотографии)
Тема 2. Путешествие, которое запомнилось мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Нужно ли бережно относиться к родному языку? (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 5Диало́г (греч. dialogos — «разговор») — вид устной речи, разговор, беседа
между двумя (или более) лицами, в которой участники меняются ролями автора и адресата (в отличие от монолога, где каждый исполняет только одну роль).
Диало́г – литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми.
Фрагменты речи каждого из участников диалога называются репликами. В повседневной речи диалог составляют краткие реплики с активным использованием жестов и мимики. В различных видах диалога (научный спор, деловые переговоры и т. п.) реплики могут представлять собой пространные выступления, речи.
Слайд 6Карточка участника собеседования
Тема 1. Увлечение
Опишите фотографию
Не забудьте рассказать:
какими
могут быть увлечения в зависимости от их тематической направленности;
что дает человеку его увлечение;
в чем преимущество интеллектуальных увлечений;
опишите героя этого фотоснимка и его настроение.
Слайд 7Тема 2. Путешествие, которое запомнилось мне больше всего.
Расскажите о том,
как Вы путешествовали по стране или по миру.
Не забудьте рассказать:
давно ли Вы путешествуете и как Ваша семья выбирает страну (город, место) для очередного путешествия;
какова основная цель путешествия для Вас и для Вашей семьи;
какое из путешествий Вам запомнилось больше всего и почему;
что изменилось в Вашей жизни благодаря путешествиям.
Тема 3. Нужно ли бережно относиться к родному языку?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Какова роль родного языка и в чем, по-вашему, заключено его богатство?
Что такое словесный мусор?
Почему меняется отношение к языку в наши дни?
Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?
Слайд 8Круг возможных вопросов для диалога
Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1. Увлечение
Опишите фотографию.
1) Есть ли у Вас какое-либо увлечение и в чем его привлекательность?
2) Какие необычные увлечения есть у Ваших друзей и знакомых?
3) Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?
Тема 2. Путешествие
Расскажите о том, как Вы путешествуете.
1) Куда Вы планируете отправиться путешествовать в ближайшее время?
2) Есть ли места, в которые Вам бы хотелось вернуться?
3) Что бы Вы порекомендовали тем, кто впервые собирается отправиться путешествовать?
Слайд 9Тема 3. Родной язык
Нужно ли бережно относиться к родному языку?
1) Как Вы понимаете выражение «всё доступно нашему языку»?
2) Что может рассказать о человеке его язык?
3) Как Вы относитесь к привычке употреблять в речи слова-паразиты?
Слайд 10Задание 4. Участие в диалоге.
По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт
три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Обращаем внимание, что вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. Например, если учащийся в монологе описывал фото (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании экзаменуемый рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем.
Слайд 11Диалог – это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется
ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий – говорящий».
Особенность диалога в коммуникативном плане – диалогическое единство, выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что отражается в структуре диалога. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.
Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников попеременно бывает в роли говорящего и слушающего, то есть в процессе диалога происходит обмен информацией.
Реплики диалога – это речевые акты, то есть действия, определяемые целью говорящего, направленной на результат.
Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты диалога.
Слайд 124 задание. Диалог.
Помните:
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной
Вами теме беседы.
Во время диалога с экзаменатором старайтесь давать полные, развёрнутые ответы.
Не бойтесь дать «неправильный» ответ, т.к. диалог предполагает возможность высказывания разных точек зрения, но помните, что Ваше мнение Вы должны уметь обосновать.
Во время диалога оценивается Ваше способность к общению.
Во время диалога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно.
Обращайте внимание на правильность построения предложений.
На это задание отводится 2-2,5 минуты.
Слайд 14По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы, заданные собеседником,
в целом.
Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз.
Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.
Учёт речевой ситуации, критерий Д2, позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.
Слайд 15
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
Слайд 16
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4
(Р2)
Слайд 17Языковое оформление высказывания
Точность в выборе слов и выражений и их
соответствие теме и ситуации общения;
правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение норм русского языка;
запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы);
точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств.
Слайд 18Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема
1. Досуг (на основе описания фотографии)
Тема 2. Один день моей жизни, который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Интернет – это благо или зло? (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 19Тема 1. Досуг
Опишите фотографию
Не забудьте описать:
какой вид
досуга запечатлен на фотографии и какие качества и свойства характера он развивает;
кто принимает участие в игре;
как, на Ваш взгляд, проходит игра;
опишите запечатленных на фотографии людей и их настроение.
Слайд 20Тема 2. Один день моей жизни, который запомнился мне больше всего
Расскажите о самом ярком, запомнившемся дне из вашей жизни
Не забудьте рассказать:
что, на Ваш взгляд, может сделать жизнь яркой;
чем отличался Ваш особенный день от остальных;
какие события произошли в этот день;
может ли сам человек делать свою жизнь и жизнь других яркой и как.
Тема 3. Интернет – это благо или зло?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Каковы функции Интернета?
Как Вы понимаете выражение: «Интернет – Всемирная паутина»?
Что, на Ваш взгляд, делает Интернет благом?
Слайд 21Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема
1. Семейный отдых (на основе описания фотографии)
Тема 2. Моя первая победа над собой (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Нужно ли отстаивать свою точку зрения? (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 22Задание 4. Диалог.
Во время беседа Вам будут заданы вопросы по
выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором. Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1. Досуг
Опишите фотографию.
1) Какие виды досуга Вам известны?
2) Какие виды досуга привлекают Вас больше всего и почему?
3) Помогает ли Вам досуг в самообразовании?
Тема 2. Самый яркий день жизни
Расскажите о ярком дне жизни.
1) Что для Вас в жизни по-настоящему ценно?
2) Какие события, занятия или деятельность дарят Вам ощущение счастья?
3) Изменяют ли человека яркие, незабываемые дни его жизни и как?
Слайд 23Тема 3. Интернет
1) Для каких целей Вы используете Интернет?
2)
Сколько времени Вы проводите в Интернете?
3) Облегчает или усложняет Вашу жизнь интернет?
Слайд 24Тема 1. Семейный отдых
Опишите фотографию
Не забудьте описать:
где и
когда отдыхает семья;
какие формы отдыха предпочитает;
что можно рассказать о каждом герое снимка;
опишите изображенных на фотографии и их эмоции.
Слайд 25Тема 2. Моя первая победа над собой
Расскажите о том, как
Вы впервые одержали победу над собой
Не забудьте рассказать:
что может стать причиной недовольства собой;
какие события послужили причиной Вашего желания побороться со своими привычками и пристрастиями;
какие действия помогли Вам победить самого себя;
изменились ли Вы и Ваш мир после этой победы и каким образом.
Тема 3. Нужно ли отстаивать свою точку зрения?
В своем высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
Всегда ли следует воспринимать чужое мнение как истину?
Что такое собственное мнение и когда оно уместно?
Что лежит в основе собственного мнения?
Какие качества необходимы в отстаивании собственной точки зрения?
Слайд 26Задание 4. Диалог. Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1. Семейный отдых
Опишите фотографию.
1) Какие формы и традиции семейного отдыха предпочитает Ваша семья?
2) Какой вид семейного отдыха Вам нравится больше всего и почему?
3) В чем ценность семейного отдыха?
Тема 2. Первая победа над собой
Расскажите о первой победе над собой.
1) Согласны ли Вы с мыслью о том, что самая большая победа – это победа над самим собой?
2) Как сохранить в себе желание меняться к лучшему?
3) Какие пути преодоления себя Вы посоветовали бы своим сверстникам?
Тема 3. Собственное мнение
Нужно ли отстаивать свою точку зрения?
1) Зависит ли Ваше мнение от мнения окружающих?
2) Учитывается ли Ваше мнение при решении семейных вопросов?
3) Как сформировать собственное мнение?
Слайд 27Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема
1. Библиотека
(на основе описания фотографии)
Тема 2. Мой самый памятный день рождения (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Дружба – это дар или труд?
(рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 28Тема 1. Библиотека
Опишите фотографию
Не забудьте описать:
обстановку и атмосферу
библиотеки;
внешний вид героев фотоснимка;
действия изображённых на фотографии;
настроение и эмоции ребят.
Слайд 29Тема 2. Мой самый памятный день рождения
Расскажите о самом ярком
вашем дне рождения
Не забудьте рассказать:
всегда ли Вы отмечаете свой день рождения и с кем (с одноклассниками, друзьями, с родителями);
расскажите, как Вы готовились к Вашему предыдущему дню рождения и были ли особенности в его подготовке;
какие события превратили день рождения в незабываемый праздник;
какие идеи проведения дня рождения Вы посоветовали бы своим одноклассникам.
Слайд 30Тема 3. Дружба – это дар или труд?
В своем высказывании
дайте ответы на следующие вопросы:
Дружба. Что Вы вкладываете в это понятие?
Всякого ли человека можно назвать другом и от кого зависит дружба?
Какими качествами должен обладать, на Ваш взгляд, настоящий друг?
Какова роль дружбы в жизни человека и можно ли обойтись без нее?
Слайд 31Задание 4. Диалог. Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1. Библиотека
Опишите фотографию.
1)
Как часто Вы посещаете библиотеку и какие книги выбираете?
2) Согласны ли Вы с утверждением, что библиотека – это «аптека для души»?
3) Какова, по Вашему мнению, роль библиотеки в наши дни?
Тема 2. Самый памятный день рождения
Расскажите о самом памятном дне рождения.
1) Нравится ли Вам отмечать свой день рождения?
2) Кто участвует в его подготовке?
3) Какие подарки Вы предпочитаете получать в свой день рождения?
Тема 3. Друзья
Дружба – это дар или труд?
1) Важны ли Вам советы и помощь Вашего друга?
2) Что делает вас близкими людьми?
3) Как правильно строить отношения с друзьями?
Слайд 32Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема
1. Семейные реликвии
(на основе описания фотографии)
Тема 2. Спортивное соревнование, которое запомнилось мне больше всего
(повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Нужна ли человеку мечта?
(рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 33Тема 1. Семейные реликвии
Опишите фотографию
Не забудьте описать:
какими могут
быть семейные реликвии;
как появляются семейные реликвии и почему бережно хранятся веками;
реликвии, изображенные на фотографии;
эмоции, которые вызывает у Вас эта фотография.
Слайд 34Тема 2. Спортивное соревнование, которое запомнилось мне больше всего
Расскажите о
том, как Вы участвовали в спортивных соревнованиях.
Не забудьте рассказать:
когда и где состоялось это соревнование, по какому виду спорта;
каким было это соревнование – командным или на личное первенство, кто был Вашим соперником;
как проходило соревнование;
почему Вам запомнилось это спортивное соревнование и что бы Вы порекомендовали своим сверстникам, которым предстоят подобные соревнования.
Слайд 35Тема 3. Нужна ли человеку мечта?
В своем высказывании дайте ответы
на следующие вопросы:
Что даёт человеку мечта и как влияет на его характер и самооценку?
В каком случае мечта может остаться нереализованной?
Как развить способность мечтать и научиться воплощать желаемое в жизнь?
Как влияют мечты на развитие человечества?
Слайд 36Задание 4. Диалог. Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1. Семейные реликвии
Опишите фотографию.
1) Есть ли в Вашей семье какая-либо реликвия? Чья это вещь и что значит этот человек для Вашей семьи?
2) Сколько лет Вашей реликвии и знаете ли Вы историю этого предмета?
3) Какие мысли и чувства рождает в Вас Ваша семейная реликвия?
Тема 2. Спортивное соревнование
Расскажите о самом памятном спортивном соревновании.
1) Кто Ваш кумир в спорте и почему?
2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях? Как переживаете свои победы и поражения?
3) Может ли спорт утратить свою актуальность?
Тема 3. Нужна ли человеку мечта?
1) Влияет ли на выбор мечты массовая культура и как?
2) Есть ли у Вас мечта и помогает ли она Вам выстраивать Ваши отношения с окружающими?
3) Почему, по Вашему мнению, мечты могут не выполняться?
Слайд 37Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема
1. Бессмертный полк
(на основе описания фотографии)
Тема 2. Занятие, которое доставляет мне радость
(повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Нужны ли нам кумиры?
(рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 38Тема 1. Бессмертный полк
Опишите фотографию
Не забудьте описать:
фрагмент, который запечатлён на
фотографии;
внешний вид, действия персонажей, изображённых на фотографии;
чувства и эмоции, переданные на этой фотографии;
своё впечатление от этой фотографии.
Слайд 39Тема 2. Занятие, которое доставляет мне радость
Расскажите о занятии, которое доставляет
Вам радость.
Не забудьте рассказать:
какого рода это Ваше занятие;
как обычно оно проходит;
что доставляет Вам особую радость в этом занятии;
хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с этим занятием и в какой мере.
Слайд 40Тема 3. Нужны ли нам кумиры?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Что
заставляет людей создавать себе кумиров?
Может ли успех других людей быть движущей силой, ведущей к самосовершенствованию?
Что необходимо человеку, чтобы стать кумиром?
Есть ли у вас в школе ученики, которые являются кумирами для других подростков, и какими качествами они обладают?
Слайд 41Задание 4. Диалог. Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1. Бессмертный полк
Опишите фотографию.
Какова
на Ваш взгляд, главная цель акции «Бессмертный полк»?
Есть ли в Вашей семье родственники, чьи портреты Вы несёте в Бессмертном полку?
Что Вы знаете об их подвигах?
Тема 2. Занятие, которое доставляет мне радость
Как относятся родители к Вашему увлечению этим занятием?
Какие навыки, необходимые в жизни, даёт Вам это занятие?
Разделяют ли друзья Вашу радость от увлечённости этим занятием?
Тема 3. Нужны ли нам кумиры?
Есть ли у Вас кумир и почему Вы выбрали именно его?
Могли бы Вы назвать кого-нибудь из родителей своим кумиром?
Хотелось ли бы Вам самому стать кумиром для молодёжи и почему?
Слайд 42Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема
1. Школьный бал (на основе описания фотографии)
Тема 2. Экологические акции (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Всегда ли нужно подражать кумирам? (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 43Тема 1. Школьный бал
Опишите фотографию
Не забудьте описать:
кто
изображен на фотографии, чему может быть посвящено мероприятие;
какой эпохе может принадлежать танец;
опишите танцующих и их настроение;
какой школьный бал видели Вы.
Слайд 44Тема 2. Экологические акции
Расскажите об одной из экологических акций, которой
Вы принимали участие.
Не забудьте рассказать:
как проходила акция;
с кем Вы участвовали в этой акции;
как Вы готовились к экологической акции, каков ее результат;
какие мероприятия по охране природы Вы можете предложить.
Тема 3. Всегда ли нужно подражать кумирам?
В своем высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
Менялись ли Ваши кумиры и почему?
В чем Вы старались быть похожим на своего героя?
Назовите отрицательные стороны Вашего кумира?
Каким будет Ваше отношение к кумиру, когда Вы станете старше?
Слайд 45Задание 4. Диалог. Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1. Школьный бал
Опишите фотографию.
1) По какому поводу обычно проводят школьный бал?
2) Как готовятся к школьному балу?
3) Как обычно проходит школьный бал?
Тема 2. Экологические акции
Расскажите об экологических акциях.
1) Какие экологические акции Вы знаете?
2) Почему нужно проводить экологические акции?
3) В каких акциях Вы участвовали?
Тема 3. Всегда ли нужно подражать кумирам?
1) Кто является Вашим кумиром?
2) Назовите черты кумира, которые Вам нравятся?
3) Подражать кумирам: это хорошо или плохо?