Слайд 1Тема: «Подготовка к сочинению – описанию. Описание животного».
Урок в 5 классе.
Составитель:
учитель русского языка и литературы АНО «Лицей «Перспектива»
Смирнова Наиля Рашидовна
Слайд 2Цели урока
Совершенствование навыков написания сочинения- описания, составления плана сочинения, отбора материала
к сочинению;
Знакомство с интересными фактами из жизни домашних животных (кошек, собак);
Воспитание любви и уважения к «братьям нашим меньшим"
Слайд 3О собаках
Собака так преданна, что даже не веришь в то, что
человек заслуживает такой любви. Илья Ильф
Собака - лучший друг, когда тебе грустно, она не пробует выяснить почему.
Собака - единственное существо, которое любит нас больше, чем вы сами.
Генри Уилер Шоу
Слайд 4У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества.
Даниель Дефо
Мурлыкающий кот и горящий камин делают зиму приятной. Шотландская пословица
Лучшее лекарство от хандры — завести котенка. Фэнни Флэгг
Слайд 5Невыдуманные рассказы
Александр Иванович Куприн любил русскую
природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, слонах, птицах, лошадях. Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет.
Далее
Александр
Иванович Куприн
Один из друзей писателя вспоминал, что он «ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице
и не остановился, чтобы
его не погладить».
Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф», «Сапсан» и другие.
Далее
Слайд 7Олицетворение
земной красоты
А.И. Куприну удалось создать такие произведения о
животных, в которых «братья наши меньшие» стали олицетворением земной красоты, неиспорченности и чистоты
Далее
Слайд 8Тема- это то, о чем (или о ком) в нем говорится.
Идея
текста - это основная мысль текста, то, для чего автор написал произведение.
Слайд 9Что такое описание?
Описание – это перечисление постоянных признаков предмета, своеобразные
ответы на вопрос “какой?”
Что необходимо написать о животном?
Описать внешность: мордочку, лапки, хвостик, повадки.
Слайд 10Назовите стиль описания?
Тетерев.
Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам
весь чёрный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не замёрзли.
(Е. Чарушин).
Определите основную мысль? Проследите, как она раскрывается?
Отметьте сравнения, слова с переносным значением, с уменьшительно - ласкательными суффиксами?
Слайд 11Сопоставьте, как об одних и тех же приметах (трясогузки, лося, оляпки)
говорится в научном и художественном описании.
1)… Спина серая, горло чёрное, брюхо белое…- «…В светло-сером, отлично натянутом платьице, с передним чёрным галстуком».
2). Ноги рыжеватые или беловатые…- «На ногах словно белые, туго натянутые чулки.
3). «Изящен наряд у оляпки – куртка бархатно-чёрная, манишка белизною поспорит со снегом». – Спинная сторона оляпки серовато-бурая, брюшная – белая.
Слайд 12
Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые
испытывает автор. Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.
Слайд 13Языковые средства.
- слова в переносном значении, сравнения (ожерелье);
- эмоционально-оценочные слова:
а) с
уменьшительно-ласкательным суффиксом;
б) с суффиксом – оват;
- глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия;
- предложения вопросительные, побудительные, восклицательные;
- предложения сложные, с однородными членами.
Слайд 15Как описать животное?
Стиль речи текста.
Термины.
Слайд 16Композиция ( построение сочинения).
ИЛИ
Слайд 17ПЛАН (примерный) СОЧИНЕНИЯ
1.Вступление. Собака (кошка) - верный друг и помощник
человека. Цитата, афоризм о животном
2.Основная часть Мой четвероногий друг (описание собаки или кошки). Как появилось в вашей семье.
а) кличка;
б) порода;
в)голова, морда (глаза, уши, нос);
г) туловище (размер, шерсть);
д) лапы;
е) хвост;
ж) характер
з)Повадки, любимые занятия,
интересные истории
Заключение.
Я люблю свою собаку (кошку)
Слайд 18
Глаза: большие, овальные, игривые,
с зеленоватым оттенком…
Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…
Усы: длинные, черные, тонкие…
Глаголы: топорщатся, торчат, виснут…
Ушки: маленькие, черненькие…
Слайд 19
Хвост: черный с белым кончиком,
пушистый, длинный…
Глаголы: извивается, дрожит, стоит
покачиваясь…
Лапки: как сапожки, с мягкими
подушечками…
Окрас: дымчатый, черный с белым
ожерельем, серый…
Слайд 20Заполните таблицу.
бархатные
трубой
длинные
пушистая
мягкий, добрый
белая, дымчатая
большие, внимательные
хитрая
маленькие
План:
1.О каком животном я буду писать? (название)
2.Как
животное появилось у нас в доме?
3.Описание животного (какое оно?)
4.Моё отношение к питомцу.
Слайд 21Лексическая работа.
1.Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…
2.Глаза: большие, овальные, игривые,
с зеленоватым оттенком…, грустные, преданные, темно-коричневые….
3.Усы: длинные, черные, тонкие…
4.Ушки: маленькие, черненькие…топорщатся, торчат, виснут…
5.Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, куцый, длинный…
6.Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками… 7.Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый, трехцветный….
Слайд 22Орфографическая работа
Выт.?нутая, б.?льшие, к.?варные, длин?ые, т.?порщат?ся, ч.?рн.?нькие, ож.?релье, к?рич?невые, грус?ные
Слайд 23Восклицательное предложение:
(А какие красивые глаза у кошки!)
Вопросительное предложение: (Вы когда-нибудь
видели такую красавицу?)
Побудительное предложение: (Посмотрите внимательнее, и вы увидите, что на блестящей черной спинке есть серые пятнышки.)
Слайд 24
Домашнее задание:
Написать сочинение – описание домашнего животного.