Слайд 1Урок русского языка в 9 классе
в формате подготовки к ОГЭ.
Разработала
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2 с.п.Баксаненок »
Быкова Ксения Хадиновна
Слайд 2
Классная работа.
Обучение сжатию текста
Слайд 3Цели урока:
1) обучить приёмам сжатия исходного текста;
2) выработать умение
и навык сжатия текста, орфографическую зоркость;
3) развивать монологическую речь учащихся (устную и письменную), умение анализировать и делать выводы;
4) воспитывать эстетические чувства, культуру письменной речи.
Слайд 4Последовательность
работы с текстом.
Внимательно прослушайте текст.
Определите тему текста (о чём текст?).
Сформулируйте
основную мысль (чему учит текст?).
Определите особенности построения текста.
Составьте подробный план:
- выделите микротемы каждой части;
- определите, из скольких абзацев состоит текст;
- озаглавьте каждый абзац.
Выделите ключевые слова и определите, какое из них могло бы стать заголовком текста.
Слайд 5 1)Однажды мы поехали рыбачить на Старую Канаву и возвращались на следующий
день. 2) Подошёл маленький поезд, весь из пустых товарных вагонов. 3) Мы влезли в тот вагон, где было побольше народа. 4) Женщины везли кошёлки с брусникой и грибами. 5) Два оборванных и небритых охотника сидели, свесив ноги в открытых дверях вагона, и курили.6) Сначала женщины разговаривали о своих сельских делах, но вскоре таинственная прелесть лесных сумерек вошла в вагон и женщины, вздохнув, замолчали.
7) Поезд вышел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат. 8) Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья.
9) Тогда самая молодая женщина запела, глядя на закат, и глаза её казались золочёными. 10) Пела она простую рязанскую песню, и кое-кто из женщин начал ей подпевать.
11) Когда женщины замолкли, охотник, в обмотках из солдатской шинели, сказал вполголоса своему спутнику: «Споём и мы, Ваня».
12) У одного из них был густой мягкий бас. 13)Он лился свободно, широко, и мы все сидели, поражённые этим необыкновенным голосом.
14) Женщины слушали певцов, покачивая головами от удивления; потом самая молодая женщина тихонько заплакала, но никто даже не обернулся в её сторону, потому что это были слёзы не боли и горечи, а переполнявшего сердце восхищения.
(К.Г.Паустовский)
Слайд 6План.
1. Возвращение с рыбалки.
2. Тихий закат.
3. Запела молодая женщина.
4. Запели
охотники.
5. Необыкновенный голос.
6. Слёзы восхищения.
Слайд 7Приёмы сжатия (компрессии) текста.
1. Составление плана.
2. Исключение отдельных членов предложения, синонимов,
повторов.
3. Выделение ключевых понятий путём подчёркивания.
4. Установление между ключевыми понятиями смысловых связей.
5. Составление сложного предложения из слияния простых.
6. Разделение сложного предложения на простые.
7. Перевод прямой речи в косвенную.
8. Пропуск предложений с описаниями, рассуждениями.
9. Исключение имён собственных.
10. Составление осложнённого предложения из нескольких простых.
Слайд 8 1. Возвращение с рыбалки.
(Определите приёмы сжатия.)
1)Однажды мы поехали рыбачить на Старую Канаву и возвращались на следующий день. 2) Подошёл маленький поезд, весь из пустых товарных вагонов. 3) Мы влезли в тот вагон, где было побольше народа. 4) Женщины везли кошёлки с брусникой и грибами. 5) Два оборванных и небритых охотника сидели, свесив ноги в открытых дверях вагона, и курили.6) Сначала женщины разговаривали о своих сельских делах, но вскоре таинственная прелесть лесных сумерек вошла в вагон и женщины, вздохнув, замолчали.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Слайд 9 Однажды мы возвращались с рыбалки в товарном вагоне
маленького поезда. В вагоне было много народу: женщины с кошёлками ягод и грибов, небритые и оборванные охотники. Сначала женщины разговаривали о своих делах, но вскоре, вздохнув, замолчали.
Слайд 102.Тихий закат.
Из двух предложений составьте одно,
используя приём 5 (работа в
парах).
7) Поезд вышел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат. 8) Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья.
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Слайд 11 Из окна поезда люди любовались тихим
закатом, слушали птичье щебетанье, которое даже шум поезда не мог заглушить.
Слайд 123. Запела молодая женщина.
Из двух предложений составьте одно,
используя приём 5.
9) Тогда самая молодая женщина запела, глядя на закат, и глаза её казались золочёными. 10) Пела она простую рязанскую песню, и кое-кто из женщин начал ей подпевать.
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
____________________________________
Слайд 13 Самая молодая женщина, воодушевившись, запела простую рязанскую песню,
и кое–кто из женщин стал ей подпевать.
Слайд 144. Запели охотники.
Сократите предложение 4 абзаца, используя приём 7 (перевод прямой
речи в косвенную).
11) Когда женщины замолкли, охотник, в обмотках из солдатской шинели, сказал вполголоса своему спутнику: «Споём и мы, Ваня».
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
____________________________________
Слайд 15 Когда женщины замолкли, один из охотников предложил своему
спутнику тоже спеть.
Слайд 165. Необыкновенный голос.
Самостоятельно сократите 5 абзац, выбрав один из указанных приёмов.
12) У одного из них был густой мягкий бас. 13)Он лился свободно, широко, и мы все сидели, поражённые этим необыкновенным голосом.
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Слайд 17 Все были очарованы необыкновенным голосом одного из охотников,
который лился широко и свободно.
(приём 5)
Слайд 186. Слёзы восхищения.
Прочитайте 6 абзац. Подчеркните ключевые понятия, установите между ними
смысловые связи.
14) Женщины слушали певцов, покачивая головами от удивления; потом самая молодая женщина тихонько заплакала, но никто даже не обернулся в её сторону, потому что это были слёзы не боли и горечи, а переполнявшего сердце восхищения.
Женщины, слушали; женщина, заплакала; никто не обернулся; слёзы восхищения
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________
Слайд 19 Женщины слушали певцов. Самая молодая заплакала, но никто
не обернулся, потому что это были слёзы восхищения.
Слайд 20Слёзы восхищения.
Однажды мы возвращались с рыбалки в товарном
вагоне маленького поезда. В вагоне (Там) было много народу: женщины с кошёлками ягод и грибов, небритые и оборванные охотники. Сначала женщины разговаривали о своих делах, но вскоре, вздохнув, замолчали.
Из окна поезда люди (Они) любовались тихим закатом, слушали птичье щебетанье, которое даже шум поезда не мог заглушить.
Самая молодая женщина, воодушевившись, запела простую рязанскую песню, и кое–кто из женщин (подруг) стал ей подпевать.
Когда женщины замолкли, один из охотников предложил своему спутнику тоже спеть.
Все были очарованы необыкновенным голосом одного из охотников, который лился широко и свободно. (Все были очарованы необыкновенным голосом охотников).
Женщины слушали певцов. Самая молодая заплакала, но никто не обернулся, потому что это были слёзы восхищения.
(Самая молодая заплакала, но никто не обернулся: это были слёзы восхищения).
Слайд 21Слёзы восхищения.
Однажды мы возвращались с рыбалки в
маленьком поезде. В вагоне было много народу: женщины с кошёлками, небритые и оборванные охотники. Сначала женщины разговаривали о своих делах, но вскоре замолчали.
Они любовались тихим закатом, слушали птичье щебетанье, которое даже шум поезда не мог заглушить.
Самая молодая женщина, воодушевившись, запела простую рязанскую песню, и кое–кто из подруг стал ей подпевать.
Когда женщины замолкли, один из охотников предложил своему спутнику тоже спеть.
Все были очарованы необыкновенным голосом охотников.
Женщины слушали певцов. Самая молодая заплакала, но никто не обернулся: это были слёзы восхищения.
Слайд 22Итоги урока:
Повторили способы и приёмы сжатия текста.
Научились создавать свой текст, используя
способы и приёмы сжатия текста.
Слайд 23Домашнее задание.
Напишите сжатое изложение, используя памятки. Объём изложения – не менее
90 слов.
Желаю удачи!
Большое спасибо!