Презентация, доклад по русскому языку по теме Правописание корней с чередованием. (5 класс)

Содержание

Словарно-орфографическая разминкаЗадание. Определение понятий замените одним словом с приставками, оканчивающимися на з/с.1. Сообщение о чем-либо. И..вестие. 2.Проверочный опрос, экзамен.

Слайд 1Правописание чередующихся гласных а -о в корнях -лаг- - -лож-, -

раст- (-ращ-) - - рос - .
Правописание чередующихся гласных а -о в корнях -лаг- - -лож-, - раст- (-ращ-) - - рос -

Слайд 2Словарно-орфографическая разминка
Задание. Определение понятий замените одним словом с приставками, оканчивающимися на

з/с.
1. Сообщение о чем-либо.
И..вестие.

2.Проверочный опрос, экзамен.
И.пытание.

3.Место, где начинается водный источник.
И..ток.
4. Лишенный смысла.
Бе..смысленный.


з

с

с

с

Словарно-орфографическая разминкаЗадание. Определение понятий замените одним словом с приставками, оканчивающимися на з/с.1. Сообщение о чем-либо.

Слайд 35. Беседа


Ра..говор

6. Молчание, полная тишина.
Бе..молвие.

7. Никогда не умирающий.
Бе..смертный.

8. Небольшое художественное произведение в прозе.
Ра..сказ.

з

з

с

с

5. Беседа

Слайд 4Какой раздел науки о языке мы изучаем?
МОРФЕМИКА
Продолжите выражение:

Морфема – это

Корень слова

– это


Орфограмма – это

наименьшая значимая часть слова


главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

выбор написания по соответствующему правилу или по традиции.

Какой раздел науки о языке мы изучаем?МОРФЕМИКАПродолжите выражение:Морфема – этоКорень слова – этоОрфограмма – этонаименьшая значимая часть

Слайд 5Для чего мы должны изучать орфограммы?

Какие вы знаете орфограммы в

корне слова?
Для чего мы должны изучать орфограммы? Какие вы знаете орфограммы в корне слова?

Слайд 6Безударные гласные в корне
слова
Проверяемые ударением
Непроверяемые
Чередующиеся

Безударные гласные в корне словаПроверяемые ударениемНепроверяемыеЧередующиеся

Слайд 7Разделите данные слова на группы, обоснуйте свое мнение, вставьте пропущенные буквы
Л..сник,

осм..треть, р..стение, р..сточек, н..бесный, г..мнаст, изл..гать, прил..жить, выр..щенный, м..ршрут, м..рковь
Разделите данные слова на группы, обоснуйте свое мнение, вставьте пропущенные буквыЛ..сник, осм..треть, р..стение, р..сточек, н..бесный, г..мнаст, изл..гать,

Слайд 8Проверим
Лесник
осмотреть
небесный
Растение
росточек
выращенный
излагать
приложить
Гимнаст
маршрут
морковь

ПроверимЛесник осмотретьнебесныйРастениеросточеквыращенный излагатьприложитьГимнаст маршрутморковь

Слайд 9
предлагать - предложить
а
и

предлагать - предложитьаи

Слайд 10ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА В СТОЛБИКАХ. УКАЖИТЕ УСЛОВИЕ НАПИСАНИЯ БУКВ А-О В

КОРНЯХ.
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ А-О В КОРНЯХ –ЛАГ-,-ЛОЖ-.

ПОЛОЖИТЬ
ПРИЛОЖИТЬ
СЛОЖИТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗЛОЖЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПОЛАГ-А-ТЬ
ПРИЛАГ-А-ТЬ
СЛАГ-А-ЕМОЕ

ПРИЛАГ-А-ТЕЛЬНОЕ
ИЗЛАГ-А-ТЬ
ПРЕДЛАГ-А-ТЬ

Вывод: В корне с чередованием –лаг-, -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс А; буква о пишется, если за корнем нет суффикса А. Исключение: полог!
ИЛИ
В корне с чередованием –лаг-, -лож- в безударном положении буква а пишется перед г , буквой о – перед ж.

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА В СТОЛБИКАХ. УКАЖИТЕ УСЛОВИЕ НАПИСАНИЯ БУКВ А-О В КОРНЯХ. СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ

Слайд 11Найти слова на изучаемую орфограмму. Выделить корень. Вставить буквы и объяснить

выбор гласной гласной в корне.

Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прол..жу.
Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.
Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.
6. Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.



а

а

а

о

о

о

Найти слова на изучаемую орфограмму. Выделить корень. Вставить буквы и объяснить выбор гласной гласной в корне. Кто

Слайд 121. УЛ..ЖИТЬ, СЛ..ЖИТЬ, ИЗЛ.. ГАТЬ
2. ПОЛ..ГАТЬ, ПРЕДПОЛ..ГАТЬ, ПОЛ..ЖИТЬ
3.

РАСПОЛ..ГАТЬ, ПРЕДЛ..ГАТЬ, СЛ..ЖЕНИЕ
4. ИЗЛ..ЖЕНИЕ, ПРИЛ..ЖЕНИЕ,ПРИЛ..ГАТЕЛЬНОЕ
5. ЗАЛ..ЖИТЬ, ОТЛ..ЖИТЬ, ПРИЛ..ГАТЬ
6. ВОЗЛ..ГАТЬ, ПРЕДЛ..ЖЕНИЕ, ИЗЛ..ГАТЬ

О

А

А

А

А

А

О

О

О

О

О

О

О

О

А

А

А

А

Найти третье лишнее слово

1.  УЛ..ЖИТЬ, СЛ..ЖИТЬ, ИЗЛ.. ГАТЬ2.  ПОЛ..ГАТЬ, ПРЕДПОЛ..ГАТЬ, ПОЛ..ЖИТЬ3.  РАСПОЛ..ГАТЬ, ПРЕДЛ..ГАТЬ, СЛ..ЖЕНИЕ4.  ИЗЛ..ЖЕНИЕ, ПРИЛ..ЖЕНИЕ,ПРИЛ..ГАТЕЛЬНОЕ5.

Слайд 131. ИЗЛАГАТЬ

2. ПОЛОЖИТЬ

3. СЛОЖЕНИЕ

4. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

5. ПРИЛАГАТЬ

6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ



ключ

1. ИЗЛАГАТЬ2. ПОЛОЖИТЬ3. СЛОЖЕНИЕ4. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ5. ПРИЛАГАТЬ6. ПРЕДЛОЖЕНИЕключ

Слайд 14Задание: от данных глаголов с помощью суффикса
–ени- образуйте новое слово.

Какой частью речи они будут являться?

ИЗЛАГАТЬ
ПРЕДЛАГАТЬ
РАСПОЛАГАТЬ
СЛАГАТЬ
ПРИЛАГАТЬ


Задание: от данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово. Какой частью речи они будут являться?			ИЗЛАГАТЬ			ПРЕДЛАГАТЬ			РАСПОЛАГАТЬ			СЛАГАТЬ			ПРИЛАГАТЬ

Слайд 15ключ
ИЗЛАГАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ
ПРЕДЛАГАТЬ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАСПОЛАГАТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕ СЛАГАТЬ СЛОЖЕНИЕ ПРИЛАГАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ
ключ     ИЗЛАГАТЬ			ИЗЛОЖЕНИЕ     ПРЕДЛАГАТЬ	     ПРЕДЛОЖЕНИЕ	РАСПОЛАГАТЬ		РАСПОЛОЖЕНИЕ	СЛАГАТЬ			СЛОЖЕНИЕ

Слайд 16Запомните!
Корни –лож- и –лаг- являются чередующимися вариантами одного и того

же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные:
О-в корне –лож-, А – в корне –лаг-.

Корень –лож- и –лаг- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.д.

Исключение: ложиться!
Запомните! Корни –лож- и –лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих

Слайд 17Исключения:
Ростов
Ростислав
Росток
Ростовщик
На вырост
Отрасль

Исключения:РостовРостиславРостокРостовщикНа выростОтрасль

Слайд 18Вставить пропущенные буквы на изучаемую орфограмму
Испокон века книга р..стит человека
Возвышенность пор..сла

степными травами
Лет до ста р..сти нам без старости
Семечко прор..сло и выр..с крохотный р..сточек
Долго р..сло р..стение, выр..щенное заботливыми руками.

а

а

о

о

о

о

о

а

а

Вставить пропущенные буквы на изучаемую орфограммуИспокон века книга р..стит человекаВозвышенность пор..сла степными травамиЛет до ста р..сти нам

Слайд 19Задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та

же буква

Зар..сли, прил..гать
Предпол..жение, водор..сли
Подр..стать, изл..жение
Отр..щивать, ул..жить

а

а

о

а

о

о

о

о

Задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же букваЗар..сли, прил..гатьПредпол..жение, водор..слиПодр..стать, изл..жениеОтр..щивать, ул..житьааоаоооо

Слайд 20Проверим себя

В чем сходство между правилами о правописании корней – -

лаг - / - лож – и – раст – ( - ращ -) / - рос -?

От чего зависит выбор гласных в корне – - лаг - / - лож – и – раст – ( - ращ -) / - рос -?

Какие есть слова-исключения?
Проверим себяВ чем сходство между правилами о правописании корней – - лаг - / - лож –

Слайд 21Спасибо за урок! До свидания!

Спасибо за урок! До свидания!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть