Презентация, доклад по русскому языку по теме Глагол как часть речи

Содержание

«Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка». Л.В. Щерба

Слайд 1« Глагол как часть речи»
ГАОУ СПО «Набережночелнинский экономико-строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»
Набережные

Челны

Презентация:

Составитель учитель русского языка и литературы
Хайруллина Р.Р.

« Глагол как часть речи»ГАОУ СПО «Набережночелнинский экономико-строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»Набережные ЧелныПрезентация:Составитель учитель русского языка и литературыХайруллина

Слайд 2 «Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка».
Л.В.

Щерба
«Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка».   Л.В. Щерба

Слайд 3Бодланула – бодлануть
кудрячит – закудрячит
кудрячит – кудрячится
кудрячит – кудрячь!
кудрячит

– кудрячила – будет кудрячить
кудрячит – кудрячет

Определить, какими грамматическими признаками отличаются глагольные пары.

Бодланула – бодлануть кудрячит – закудрячиткудрячит – кудрячится кудрячит – кудрячь!кудрячит – кудрячила – будет кудрячитькудрячит –

Слайд 4

Спряжение глаголов

II спряжение
глаголы в н.ф. на – ить
(кроме брить, стелить)
– 7

глаголов на – еть
смотреть – видеть
зависеть – ненавидеть
терпеть, вертеть, обидеть
– 4 глагола на – ать
слышать – дышать
гнать – держать

В окончании пишется:
гласная -И
3 л.мн.ч. -ат (-ят)

I спряжение

все остальные глаголы








В окончании пишется:
гласная -Е
3 л. мн.ч. -ут (-ют)

Спряжение глаголовII спряжениеглаголы в н.ф. на – ить(кроме брить, стелить)– 7 глаголов на – етьсмотреть – видетьзависеть

Слайд 5Задание. К данным существительным допишите подходящие по смыслу глаголы 2-го лица

единственного числа и 3-го лица множественного числа. Укажите спряжение.

Веником …
бороной …
лопатой …
плугом …

топором …
косой …
ушами …
глазами …

Образец. Мылом умываешься, умываются (I).
Пилой пилишь, пилят (II)





Задание. К данным существительным допишите подходящие по смыслу глаголы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного

Слайд 6 1.Глагол ( от старославянского)- «глаголить- говорить»;
2. Глагол (от древнерусского) – «слово»

«речь вообще»
(«Глаголом жги сердца людей». А.С.Пушкин)
3. «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». (В.Даль)

Глагол

1.Глагол ( от старославянского)- «глаголить- говорить»;	2. Глагол (от древнерусского) – «слово» «речь вообще» 	(«Глаголом жги сердца людей».

Слайд 7 «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
В глаголе струится самая

алая, самая свежая, артериальная кровь языка.
Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
А.Югов
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.		В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.		Да

Слайд 8 «Глагол придает речи жизнь, присутствием своим животворит отдельные слова».
Н. Греч

«Глагол придает речи жизнь, присутствием своим животворит отдельные слова».Н. Греч

Слайд 9 «Глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены».
А.М.Пешковский

«Глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены».А.М.Пешковский

Слайд 10Подберите синонимы к глаголу со значением движения:
1. Весна … робкими шагами.
2.

С весёлой песней … отряд.
3. Лениво … стадо коров.
4. По улицам города … автомобили.
Подберите синонимы к глаголу со значением движения:	1. Весна … робкими шагами.	2. С весёлой песней … отряд.	3. Лениво

Слайд 11Зарубить шашкой
Зарубить на носу
(запомнить)
Составьте фразеологические обороты по образцу:

Зарубить шашкойЗарубить на носу(запомнить)Составьте фразеологические обороты по образцу:

Слайд 13«Ветер»
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил

за что-то
Воробьёв знакомых.
М.Исаковский
«Ветер»Осторожно ветерИз калитки вышел,Постучал в окошко,Пробежал по крыше, Поиграл немногоВетками черёмух,Пожурил за что-тоВоробьёв знакомых.М.Исаковский

Слайд 14Повар
Врач
Учитель
Ученик
Художник
Баянист

ПоварВрачУчительУченикХудожникБаянист

Слайд 15Портниха
Продавец
Пекарь
Ветер

ПортнихаПродавецПекарьВетер

Слайд 16Гром
Молния
Трава
Дождь
Огонь
Солнце
Вода

ГромМолнияТраваДождьОгоньСолнцеВода

Слайд 17Какой глагол употребляется в данных ситуациях:
1. Самолёт пошёл на посадку и

благополучно …

2. Американский космический корабль … в Тихом океане.

3. Когда лодка прикасается к берегу, говорят, что она … или …

4. Когда корабль останавливается у пристани, говорят, что он … или …

Какой глагол употребляется в данных ситуациях:1. Самолёт пошёл на посадку и благополучно … 2. Американский космический корабль

Слайд 18Вставьте пропущенный мягкий знак
Надо учит(…)ся, а он не учит(…)ся.

Вставьте пропущенный мягкий знакНадо учит(…)ся, а он не учит(…)ся.

Слайд 19Употребление буквы Ь в глагольных формах

Употребление буквы Ь в глагольных формах

Слайд 20Задание. Соберите пословицы, раскрыв скобки
Если сам себя (не)будешь уважать, ...
Кто (не)почитает

старших, …
Кто за малое (не)поблагодарит, …
О чём тебя (не)спрашивают, …
Чистого и огонь (не)обожжёт, …

…о том много (не)говори.
…сам (не)достоин почтения.
…а грязного и вода (не)отмоёт.
…тот и за большое спасибо (не)скажет.
…то никто тебя уважать (не)будет.

Задание. Соберите пословицы, раскрыв скобкиЕсли сам себя (не)будешь уважать, ...Кто (не)почитает старших, …Кто за малое (не)поблагодарит, …О

Слайд 21Правописание глаголов с частицей НЕ


Правописание глаголов с частицей НЕ

Слайд 23 Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико

было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел... Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле. Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку...
(М. Горький)
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал,

Слайд 241. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного

и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
1. Найдите в тексте глаголы. 2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и

Слайд 25Домашнее задание
Прослушайте отрывок из незнакомого вам музыкального произведения (Л.Бетховен «Лунная соната»)
Напишите

сочинение-миниатюру «Звуки музыки», опираясь на схему:
Я слышу (что?)
Я чувствую (что?)
Я представляю (что?)
Какой или чей образ возникает передо мной?
Цветовая и световая гамма, возникающие передо мной во время прослушивания музыки.
Домашнее заданиеПрослушайте отрывок из незнакомого вам музыкального произведения (Л.Бетховен «Лунная соната»)Напишите сочинение-миниатюру «Звуки музыки», опираясь на схему:Я

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть