Слайд 1Урок русского языка
по теме
« Повторение и обобщение изученного по
теме «Сложноподчиненные предложения»
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Слайд 3Двадцать восьмое февраля
Классная
работа
« Повторение и обобщение
изученного по теме
«Сложноподчиненные предложения»
Слайд 4Цели урока:
1.Обобщить знания о сложноподчиненном предложении.
2. Закрепить умение определять вид
придаточного предложения.
3.Совершенствовать пунктуационные навыки
Слайд 5Языковая разминка
По этим схемам определите типы сложных предложений, укажите, какое сложносочиненное,
сложноподчиненное и бессоюзное.
1) [ ] ,и [ ].
2) [ ], (если…).
3) [ ], [ ].
Слайд 6Ключи
1) [ ] ,и [ ] - сложносочиненное.
2) [ ], (если:)
- сложноподчиненное.
3) [ ], [ ] – бессоюзное
Слайд 8Синтаксическая пятиминутка
Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш
герой.
Слайд 9Виды придаточных предложений:
Все придаточные предложения делятся на следующие виды:
Придаточные определительные.
Придаточные
изъяснительные.
Придаточные обстоятельственные
Придаточные присоединительные
Слайд 10Работа в группах
1-я группа- придаточные определительные, изъяснительные,
присоединительные
Обстоятельственные:
2-я гр. -времени,
места, причины
3-я гр– следствия, уступки, условия.
4-я гр. – цели, образа действия, меры и степени, сравнительные.
Слайд 11 По каким основным признакам мы различаем придаточные?
От слова ( и
чем оно выражено) мы задаём вопрос. Либо от всего предложения.
Какой вопрос мы задаём.
Какое средство связи (союз – какой союз), либо союзное слово ( какое союзное слово).
Слайд 121.Придаточные определительные предложения.
Придаточные определительные предложения – содержат характеристику предмета или явления,
названного в главном предложении и отвечают на вопрос «какой (-ая-, -ие-)».
Они относятся к определяемым словам, выраженным существительным или другим словам в значении существительного.
Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где.
Слайд 132. Придаточные изъяснительные предложения.
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на падежные вопросы (Что?
О чём?)
Придаточные изъяснительные относятся к изъясняемым словам, которые находятся в главном предложении и имеют значение мысли, чувства или состояния. Изъясняемые слова выражены глаголами (говорить, сказать, думать, понимать, увидеть, жалеть и т. д.) либо прилагательными (прав, рад, уверен, счастлив, виноват и т. д.)
Придаточные изъяснительные присоединяются к изъясняемым словам с помощью:
Союзов: что, как, будто, чтобы;
Союзных слов: кто, как, сколько, потому что, откуда.
Слайд 14Придаточные присоединительные
выражают дополнительные сообщения относительно содержания главной части.
Придаточные присоединительные относятся ко
всей главной части, к ним нельзя поставить вопрос.
К главной части придаточные присоединительные прикрепляются с помощью союзных слов слов что, почему, отчего, зачем и др.
Придаточная часть, как правило, находится после главной
Слайд 153. Придаточные обстоятельственные предложения.
Самая обширная группа придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные предложения
отвечают на те же вопросы и подразделяются на такие же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
Важная особенность придаточных обстоятельственных предложений состоит в том, что обстоятельственный вопрос к придаточному предложению мы задаём от всего главного.
Слайд 16СПП с придаточным обстоятельственными времени.
Придаточные обстоятельственные времени указывают на время протекания
действия, о котором говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём следующие вопросы: Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов и союзных слов: когда, пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор пока.
Слайд 17Придаточные обстоятельственные места.
Придаточные обстоятельственные места указывают на место, где совершается то,
о чём говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём следующие вопросы: Где? Куда? Откуда?
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов: где, куда, откуда.
Слайд 18СПП с придаточным обстоятельственным причины.
Придаточные обстоятельственные причины содержат указание на причину
того, о чём говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопросы: Почему? Отчего?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: потому что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, ибо, поскольку.
Слайд 19Придаточное обстоятельственное следствия.
Придаточные обстоятельственные следствия содержат указание на следствие, результат, итог,
вытекающий из содержания всего главного предложения. От главного предложения мы задаём вопросы: что произошло вследствие этого?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союза так что.
Слайд 20Придаточное обстоятельственное уступки.
Придаточные обстоятельственные уступки сообщают о причинах, условиях, вопреки, наперекор
которым совершается то, о чём говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопросы: Несмотря на что? Вопреки чему?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что (+ сочетание слов «как ни»).
Слайд 21Придаточное обстоятельственное условия.
Придаточные обстоятельственные условные служат для выражения условия, при котором
возможно то, о чём говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопрос: При каком условии?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль).
Слайд 22Придаточное обстоятельственное цели.
Придаточные обстоятельственные цели раскрывают цель того, о чём говорится
в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопросы: Для чего? С какой целью?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы (стил. окраш.), лишь бы, только бы.
Слайд 23Придаточное обстоятельственное образа действия.
Придаточные обстоятельственные образа действия раскрывают образ, способ действия,
о котором говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопрос: каким образом? Как?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: что, чтобы, как;
союзных слов: как, насколько.
Слайд 24Придаточное обстоятельственное меры и степени.
Придаточные обстоятельственные меры и степени раскрывают меру
и степень действия, признака действия, обозначенного в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопросы: как? Насколько? До какой степени? Сколько?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: что, чтобы, как;
союзных слов: как, насколько.
Слайд 25Придаточное обстоятельственное сравнительные.
Придаточные обстоятельственные сравнительные поясняют обозначенные в главном предложении действия,
состояния, предметы, признаки через сравнения с другими действиями предметами, признаками и т. д. От главного предложения мы задаём вопросы: как? Подобно чему?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы, будто бы, как бы.
Слайд 26Цифровой диктант
Найдите пару и отметьте цифрами.
Вид придаточных Союзы,
союзные слова
1) определительные будто
2) условия хотя
3) причины если
4) сравнения так что
5) уступки потому что
6) следствия который
Слайд 27Ключи
1) определительные 4) будто
2) условия
5) хотя
3) причины 2) если
4) сравнения 6) так что
5) уступки 3) потому что
6) следствия 1) который
Слайд 28Физминутка.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Прямо все стоим притом.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами,
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели – всё в полном порядке.
Наши мышцы не устали,
А ещё послушней стали.
Нам становиться понятно,
Что упражнения приятны.
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело,
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
Слайд 29Расставить номера СПП в таблицу и составить схему.
1Сердце мое заныло, когда
очутились мы в давно знакомой комнате.
2Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9Где тонко, там и рвется.
10Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
СХЕМА
1 [ ], ( когда…)
4 (Чтобы…), [ ]
5 [ (куда…), ]
7 [ ], ( что…)
9 (Где…), [ ]
Слайд 31Картина Перова «Тройка».
Хмурый зимний день клонится к вечеру. Колючий
ветер кружит поземку насквозь пронизывает троих детей которые изнемогая от усталости тащат обледеневшую большую бочку. Хотя очень холодно дети одеты легко. Страшную усталость муку и боязнь побоев можно прочесть на лицах ребят потому что нелегка жизнь детей. Несмотря на то что бочка очень тяжела они не оставят ее. Хозяин жестоко накажет их если они не привезут воды.
Непосильный труд голод побои отняли у ребят детство. Перов правдиво рассказал об этом в своей картине которая никогда и никого не сможет оставить равнодушным.
Слайд 32Творческая работа по репродукции картины Перова «Тройка».
Слайд 33Словосочетания и выражения:
выбиваясь из сил
ветхая одежда
выражать тоску и муку
не защищает
от пронизывающего ветра
изнемогать от непосильной тяжести
серовато-тусклые краски
протест против эксплуатации детей
Слайд 34Итог урока
Были ли достигнуты цели, которые мы поставили в начале урока?
Что
мы на уроке повторяли?
- Какие виды виды придаточных предложений вы знаете?
Слайд 35Домашняя работа.
1 уровень- тестирование по теме;
2 уровень - выпишите из
художественного произведения, которое вы читаете, предложения на разные виды сложных предложений.
3 уровень – сочинение – миниатюра о СПП.
Слайд 37Спасибо
за урок!
Спасибо
за урок!
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!