Слайд 1Тема:
Деепричастие
как часть речи
Слайд 2Цель урока: научить определять и выделять деепричастие среди других частей речи:
глагола, причастия, наречия.
Слайд 3 Словарный диктант
Записать слова,
определить какой частью речи является каждое слово. С одиночными словами составить словосочетания.
Приносить извинения; скучный рассказ; раскладывать аккуратно; великолепный аромат; начать; стремиться; скучающий; баловать; обдумывая.
Слайд 4Запишите предложения и сравните их.
Мальчик сидит и любуется картиной.
Мальчик сидит, любуясь
картиной.
Слайд 5Деепричастие — это особая, неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие
при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?»
Слайд 6Признаки глагола у деепричастия
вид – совершенный и несовершенный, возвратность
Признаки наречия у
деепричастия
неизменяемость, синтаксическая роль в предложении
Слайд 7Находим деепричастие по следующему алгоритму
Находим в тексте слова с суффиксами -а-,
-я-, -учи-, -в-,
-вши-, -ши-
2. После нахождения этих слов, задаем вопрос что делая? или что сделав?
3. Определяем, от какого глагола оно образовано.
Слайд 8 Образовать деепричастия от глаголов по образцу:
глядеть – глядя, сложить
– сложив, сложивши.
Отнять, баловаться, просмотреть, чувствовать, замереть, выкрасить, узнать, заметить. Стремиться, запереть, любить, удивляться, замирать, устроиться, знать, плакать.
Слайд 9Заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам
определить вид деепричастия.
Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костёр.
Слайд 10Карточка 1.
Прочитайте теорию по учебнику в § 28.
Дайте определение деепричастия.
Запишите признаки
глагола и наречия у деепричастия в форме алгоритма.
Дайте характеристику деепричастию уходя.
Карточка 2.
Прочитайте теорию по учебнику в § 28.
Дайте определение деепричастия.
Запишите признаки глагола и признаки наречия у деепричастия в форме алгоритма.
Дайте характеристику деепричастию оглядываясь.
Слайд 11V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. На какие вопросы отвечает
деепричастие?
2. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
3. Что такое деепричастие?
4. Какие признаки глагола есть у деепричастия?
5. Каким членом предложения является деепричастие?
Слайд 12Домашнее задание.
1. п. 28, стр. 76-77.
2. Выписать из произведении художественной
литературы 7 предложении с деепричастиями.