Слайд 1Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Корень
слова»
Слайд 2Планируемые результаты:
Личностные: интерес к исследовательской деятельности; стремление к речевому совершенствованию.
Метапредметные:
извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять чужие ошибки.
Предметные: знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов; знать, что однокоренные могут быть словами и одной части речи, и разных частей речи; выделять правильно корень; подбирать однокоренные слова; разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.
Слайд 4Этапы урока
I. Мотивация(5мин)
II. Целеполагание, получение новой информации (10мин
III. Интерактивные упражнения: выполнение
проверочных заданий по электронному приложению либо по учебнику (10мин.).)
IV. Тематический контроль(6мин.)
V. Ролевая игра «Исследователи»
(10мин.)
VI. Рефлексия (2мин.)
VII. Оценивание: выставление оценок за урок (2мин.)
VIII. Домашнее задание (1мин.)
Слайд 5I.Мотивация(5мин):
Учитель:
показывает по мультимедийному проектору задания:
1) По+ди+ва-по+к+а-ка+н=?
Со+бал-со+раз+ко-р+н-аз=?
Ука+ла-у+би-ла+нет=?
- угадывают, какие слова скрыты в
математических действиях;
- записывают в тетрадях и на доске полученные слова: диван, балкон, кабинет;
- называют и подчёркивают орфограммы.
Слайд 6Ученики:
- угадывают, какие слова скрыты в математических действиях;
- записывают
в тетрадях и на доске полученные слова: диван, балкон, кабинет;
- называют и подчёркивают орфограммы.
Слайд 7Учитель
показывает по мультимедийному проектору определения:
- след, накатанный лыжами - …
- составленный
в определённом порядке перечень каких-либо предметов - …
- часть города, ограниченная пересекающимися улицами; четвёртая часть года
- нижний этаж зрительного зала с местами для публики - …- длинное и широкое полотно, постилаемое на матрас(ц) - …
- наука, изучающая происхождение слов - …
Слайд 8Учитель
задаёт в быстром темпе вопросы на повторение изученного на предыдущих уроках:
-
значимая часть слова - …
- раздел науки о языке, изучающий состав слова- …
-изменяемая часть слова, которая образует форму слова - …
- часть изменяемого слова без окончания - ...
- какое значение заключено в основе слова - …
- какое значение заключено в окончании - …
- окончание, которое не выражено ни звуком, ни буквой - …
- то, что образуется при помощи окончания - …
Слайд 9Ученики
отвечают на вопросы:
морфема
морфемика
окончание
основа
лексическое
грамматическое
нулевое
формы слова
Слайд 10Целеполагание, получение новой информации (10мин.): параграф 74:
Учитель:
объявляет тему: «Корень слова»;
задаёт
вопросы:
1. Чему бы вы хотели научиться по данной теме?
2. Где могут пригодиться полученные знания?
3. Как вы понимаете слова Конфуция, которые могут стать нашим девизом:
«Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял» (Конфуций)?
4. Какие слова являются в этом высказывании главными?
Слайд 11Ученики
- самостоятельно читают параграф учебника,
- записывают в тетради, что они
хотели бы узнать на уроке, правильно формулируя свои мысли;
- самостоятельно ищут ответы на поставленные самими задачи
- делятся с учителем своими предположениями и мыслями.
делятся своими мыслями, подчёркивают главные слова:
сделал и понял
Слайд 12III.Интерактивные упражнения: выполнение проверочных заданий по электронному приложению либо по учебнику
Слайд 13Учитель
консультирует учеников-учителей, отвечает на возникшие вопросы
Слайд 14Ученики
самостоятельно выполняют упражнения: либо письменно, либо устно – по необходимости;
в случае
затруднения обращаются к своим учителям или к словарям (в данном случае: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова), при этом свободно перемещаются: отпадает необходимость в проведении физкультминутки (примечание: в классе 23 ученика; класс поделен на 6 групп, в каждой группе свой учитель из числа сильных учеников)
Слайд 15IV.Тематический контроль(6мин.): решение тестов в рабочих тетрадях
Учитель:
консультирует по возникающим вопросам,
знакомит с критериями оценивания:
9-10 верных ответов = «5»
7-8 верных ответов = «4»
5-6 = «3»
до 4 = «2»
Слайд 16Ученики
самостоятельно решают тесты: самостоятельная работа №13 (с.108-109)
Слайд 17V.Ролевая игра «Исследователи»
(10мин.)
Учитель:
дифференцирует задания по способностям, создаёт проблемные ситуации
(проблемные вопросы и задания показываются через мультимедиа)
1)выступление ученика с докладом «Близкие и дальние родственники» (по индивидуальному заданию)
2)выполнение упражнений исследовательского характера: 396,397 (ссылка №5);
3) выделение корней в словах: сошла, одеть, отойти, разуть, гнуть, вынуть.
4) выяснение этимологии слов: врач, брак, мешок
5) выяснение современных значений слов из памятников литературы:
- «Величествен и грустен был позор
Пустынных вод, лесов, долин и гор»
(Баратынский Е.А.);
- «Простынею и послушанием украшена» (XI век);
- «Князь Литовский взял Смоленск прелестью».
Слайд 18Ученики
выбирают для выполнения задания по своим способностям; свободно перемещаются:
1) выступление ученика
с мини-докладом «Близкие и дальние родственники» (о родственных славянских языках);
2) слабые ученики выполняют лёгкие задания: упр.396,397;
3) сильные решают проблему: существуют ли в русском языке слова без корня?
4) пытаются понять этимологию слов с помощью родственных языков.
Слайд 19VI.Рефлексия (2мин.)
Учитель
беседует:
-Что интересного узнали на уроке?
-Какие задания больше всего понравилось
выполнять?
Ученики:
анализируют свою работу
Слайд 20VII.Оценивание: выставление оценок за урок (2мин.)
Учитель:
перепоручает оценивание ученикам-учителям в группах
Ученики:
Ученики-учителя оценивают
работу своих товарищей
Слайд 21VIII. Домашнее задание (1мин.)
Учитель:
Объясняет задания по выбору:
1. сочинение –миниатюра «Сегодня
на уроке меня удивило…»
2.подготовить мини-доклад «Это интересно!» из области языкознания;
Ученики:
Записывают оба задания, с тем чтобы обдумать темы сочинений и выбрать понравившуюся