Слайд 1Урок получения нового знания
Тема:
«Имя числительное как часть речи».
Слайд 2
Цель:
Ознакомление с историей происхождения, общим значением, морфологическими признаками и синтаксической
ролью имени числительного.
Слайд 3Рассказ о части речи
1.Вопрос
2. Значение,
3. Морфологические признаки:
4. Постоянные и непостоянные
5.
Синтаксическая роль
в предложении.
Слайд 4Из истории имени числительного
История русских числительных
очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: "два дома", "семь быков". И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.
Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу.
Следы этого согласования сохранились до наших дней в числительных "один" и "два" – "один учебник" – "одна книга" – "одно окно" – "одни ножницы"; "два учебника" – "две книги". "Пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять" – из существительных.
Слайд 5Из истории имени числительного
Числительные в русском языке появились
гораздо позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были. Для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые при письме двумя чёрточками по бокам и особым значком «тильда» Однако позже появляются несколько групп слов, которые и назвали «числительное».
Слайд 7История числительного миллион
Происходит от итал. milione, увелич. от mille «тысяча»; далее
от лат. mille — то же.
Слово «миллион», обозначающее тысячу тысяч и соответствует несуществующему русскому слову «тысячища».
Его придумал путешественник Марко Поло, посетивший в ХIII веке Китай, чтобы передать
восхищение поразившими его
несметным богатством.
Слайд 8История числительного сорок
Числительное 40 (4 десятка) происходит от древнерусского слова "сорокъ", что означает
связку из 40 собольих шкур. Именно столько нужно было на тулуп. То есть это как бы круглое число. Поэтому считали "сороками". Например, сорок сороков. В счете предметов в ряду числительных в русском языке число 40 стоит особняком. Десять, двадцать (от более древнего «два десять»), тридцать, – тут логический ряд нарушается, вместо четырдесять или четырьдесят внезапно появляется сорок.
Слайд 9Работа в группе.
Слово СОРОК является родственным слову СОРОЧКА 'рубашка'. Его современное
значение развилось, как считают исследователи, в языке охотников, которые называли так некоторое подобие тары, вмещавшей ровно четыре десятка
шкурок пушного зверя.
Слайд 10Употребление имён числительных
Определи жанр
Одна голова хорошо, а две лучше
Как телеге
пятое колесо.
Шестой континент.
Я могу считать до ста,
Времени не жалко.
Раз, два, три, четыре, сто,
Вот и вся считалка.
33 коровы, и стакан парного молока
дважды два – четыре,
раз дощечка, два дощечка будет песенка
Слайд 11Минутка для шутки
Кому нужны числительные?
Ведь если бы их не было, то
не придумали бы математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии. Вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку лишние полчаса поспать?
Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания. И только скажи, что я не прав! Язык не повернется..
Слайд 12Домашнее задание по выбору
1 вариант
Найти и записать 5 пословиц с
именами числительными
2 вариант:
прикреплено файлом в дневник ру
Слайд 13Источники
https://yandex.ru/images/search?text=картинки
https://znanija.com/task/28192263#readmore
quotimwww.metod-kopilka.ru/sistema_urokov._ya_chislitelnoe_kak_chast_rechiquot_6_klass-9895.htm
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1»
г. Биробиджана
Н.В. Любина
Слайд 14Уважаемые коллеги. Вся презентация была выполнена на таком фоне. Но она
занимала много места и не загружалась. Если вы захотите вернуть фон, то можете его скопировать и вставить на каждый слайд