Презентация, доклад по русскому языку по теме Путешествие в страну Глаголию (6 класс)

Содержание

- повторить, обобщить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о глаголе, а именно: знания о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обоснование правильности выбора орфограммы при написании глаголов, умение использовать глаголы

Слайд 1Путешествие в страну
Глаголию
 (повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе)

Учитель

русского языка и литературы МКОУ Большеверейской СОШ Безбородова Т.В.

Путешествие в страну Глаголию (повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе)Учитель русского языка и литературы МКОУ Большеверейской

Слайд 2- повторить, обобщить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания

о глаголе, а именно: знания о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обоснование правильности выбора орфограммы при написании глаголов, умение использовать глаголы в речи.
 

 


Цель урока

- повторить, обобщить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о глаголе, а именно: знания о

Слайд 3 «Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе

струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»
(А. Югов.)

(Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)


«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная

Слайд 4ЭТА ЧАСТЬ РЕЧИ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ ПО

ПАДЕЖАМ, ЧИСЛАМ, НО НЕ ПО РОДАМ, ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ.



«Угадай-ка!»

Эта часть речи может быть любым членом предложения, может изменяться по падежам, числам, но не по родам, обозначает предмет.

(Имя существительное)

ЭТА ЧАСТЬ РЕЧИ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ ПО ПАДЕЖАМ, ЧИСЛАМ, НО НЕ ПО РОДАМ,

Слайд 5 Эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число,

ни действие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения.

Имя прилагательное

Эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число, ни действие; изменяется по падежам, числам

Слайд 6 Эта часть речи ничего не называет, а только указывает,

заменяет другие части речи.


Местоимение

Эта часть речи ничего не называет, а только указывает, заменяет другие части речи.Местоимение

Слайд 7Эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда

без НЕ не употребляется; обозначает действие.

Глагол


Эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда без НЕ не употребляется; обозначает действие.Глагол

Слайд 8ЧАСТЬ РЕЧИ , КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?

Глагол

ЧАСТЬ РЕЧИ , КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Глагол

Слайд 9Я приглашаю вас в путешествие по сказочной лингвистической Стране Глаголии. Этой

страны вы не найдете на географической карте. Вокруг нее Морфологический океан. Рядом соседи: страны Существительных, Местоимений, Прилагательных, Числительных и много других. Путешествуют по этой стране на поезде знаний.
Я приглашаю вас в путешествие по сказочной лингвистической Стране Глаголии. Этой страны вы не найдете на географической

Слайд 10 - Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. А вытянуть репку

дед не мог.
Не осилил. Позвал бабку. И вдвоем с бабкой не смогли вытянуть. Позвали внучку — не вытянули. Позвали жучку. Позвали кошку. Позвали мышку и — вытянули репку. Умная сказка, но вовсе не про репку эта сказка...
- Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. А вытянуть репку дед не мог.  Не осилил.

Слайд 11Одному трудно с делом справиться, а коллектив любое дело осилит.

Дружная коллективная

работа
Одному трудно с делом справиться, а коллектив любое дело осилит.Дружная коллективная работа

Слайд 12Посадил, выросла, вытянуть не мог, не осилил, позвал,
не смогли

вытянуть, позвали, не вытянули, вытянули.

Посадил, выросла, вытянуть не мог, не осилил, позвал,  не смогли вытянуть, позвали, не вытянули, вытянули.

Слайд 13Город Неопределенной формы глагола.

Город Неопределенной формы глагола.

Слайд 14Неопределенная форма глагола
что делать? что сделать?
не указывает ни на время,

ни на число,
ни на лицо,
ни на род.

Имеет другое название: инфинитив
-ть, (ти),чь

Неопределенная форма глаголачто делать? что сделать? не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо,

Слайд 15Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенную форму: беседа, сожаление,

помощь, дело

Поставьте глаголы в неопределенную форму, запишите их, обозначьте окончание. Привез, спросил, смотрел, читал.

Замените словосочетания, употребив неопределенную форму глагола. Благодарность отцу , вращение турбины, готовка еды.

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенную форму: беседа, сожаление, помощь, делоПоставьте глаголы в неопределенную форму,

Слайд 16 Беседа - беседовать сожаление - сожалеть помощь - помогать дело

- делать
Беседа - беседовать  сожаление - сожалеть  помощь - помогать дело - делать

Слайд 17Привез - привезти
Спросил - спросить
Смотрел - смотреть
Читал - читать

Привез - привезтиСпросил - спроситьСмотрел - смотретьЧитал - читать

Слайд 18Благодарность отцу - благодарить отца; вращение турбины – вращать турбину;
готовка

еды – готовить еду
Благодарность отцу - благодарить отца;  вращение турбины – вращать турбину; готовка еды – готовить еду

Слайд 19Город Совершенного вида и город Несовершенного вида.

Город Совершенного вида и город Несовершенного вида.

Слайд 20Журчит, запели, поют, прилетели, приносят, зацветают, умылись, подпевают, проснулись, шумят, тает,

пробилась.
Журчит, запели, поют, прилетели, приносят, зацветают, умылись, подпевают, проснулись, шумят, тает, пробилась.

Слайд 21Совершенного вида – запели, прилетели, умылись, проснулись, пробилась

Совершенного вида – запели, прилетели, умылись, проснулись, пробилась

Слайд 22Несовершенного вида
- журчит, поют, приносят, зацветают, подпевают, шумят, тает

Несовершенного вида - журчит, поют, приносят, зацветают, подпевают, шумят, тает

Слайд 23 Глаголы бывают совершенного и несовершенного видов
Совершенный вид отвечает на вопросы


что сделать?
что сделал?
что сделаю? и указывает на результат действия, например, выучить

Несовершенный вид отвечает на вопросы что делал? что делаю? что буду делать? и указывает на продолжительность и повторяемость действия, например, учить.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного видовСовершенный вид отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что

Слайд 24 Писать – написать, переписать (присоединение приставки)
2-я группа.
Решать

– решить

(заменой суффиксов)

3-я группа.
Разрезать – разрезать

(изменением ударения)

Писать – написать, переписать  (присоединение приставки)

Слайд 25Другие способы образования совершенного вида
1. Заменой одного слова другим: брать –

взять, говорить – сказать;
2. Путем одновременного присоединения приставки и заменой суффикса: кланяться - поклониться , глотать – проглотить;
3. Чередование гласных: запирать – запереть;
4. Чередование с нулем звука:
собирать – собрать;
5. Чередование согласных:
освещать – осветить;
Другие способы образования совершенного вида 1. Заменой одного слова другим: брать – взять, говорить – сказать;2. Путем

Слайд 26Город
Трех времен

Город Трех времен

Слайд 27Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время

Настоящее времяПрошедшее время Будущее время

Слайд 28Глаголы прошедшего времени
Что делал? Что сделал?
Глаголы в

форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того, как о нем стали говорить (до момента речи).


Глаголы прошедшего времени 	Что делал? Что сделал?  Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило

Слайд 29 Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: читал

- читали.
В форме ед. числа глаголы изменяются родам:
читал, читала, читало
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: читал - читали. В форме ед. числа

Слайд 30Глаголы настоящего времени
  (Что делаю?)
(Глаголы в форме настоящего времени

обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нем говорят в момент речи.

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).

Глаголы настоящего времени  	(Что делаю?)  (Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в

Слайд 31Глаголы будущего времени

Что сделаю? Что буду делать?
Глаголы в

форме будущего времени обозначают действие, которое произойдет после того, как о нем скажут (после момента речи).

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).

Глаголы будущего времени  Что сделаю? Что буду делать? Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое

Слайд 32И. Бунин «После половодья».
Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь - туман,

а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.

И. Бунин «После половодья».Прошли дожди, апрель теплеет. Всю ночь - туман, а поутру Весенний воздух точно млеет

Слайд 33Прошли - прошедшее время, мн. число.
Теплеет — наст, время, 3 лицо,

ед. число.
Млеет - наст, время, 3 лицо, ед. число.
Синеет - наст, время, 3 лицо, ед. число.

Прошли - прошедшее время, мн. число.Теплеет — наст, время, 3 лицо, ед. число. Млеет - наст, время,

Слайд 34Будущее время (изменяется по числам и лицам)

Настоящее время
(изменяется
по лицам

и числам)

Прошедшее время
(изменяется по родам и числам)

Будущее время   (изменяется по числам и лицам) Настоящее время(изменяется по лицам и числам)  Прошедшее

Слайд 35Занимательный город

Занимательный город

Слайд 36Магический квадрат

Магический квадрат

Слайд 37По горизонтали:
лететь ловить
вертеть



По вертикали:
плыть есть
спросить

По горизонтали:  лететь ловить вертетьПо вертикали:  плыть естьспросить

Слайд 38Город Правильного произношения

Город Правильного произношения

Слайд 39Орфоэпическая минутка.
Облегчить, углубить, упростить.
Создать, создал, создала.
Понять, понял, поняла.


Облегчить, углубить, упростить.
Создать,

создал, создала.
Понять, понял, поняла.

Орфоэпическая минутка. Облегчить, углубить, упростить.Создать, создал, создала. Понять, понял, поняла.Облегчить, углубить, упростить.Создать, создал, создала. Понять, понял, поняла.

Слайд 40Напишите 4-5 предложений на тему «Приход весны»,
используя глаголы.

Опорные слова:
наступила,

греет, журчат, прилетели.

Напишите 4-5 предложений на тему  «Приход весны», используя глаголы.Опорные слова:наступила, греет, журчат, прилетели.

Слайд 41Город спряжений

Город спряжений

Слайд 42Что называется спряжением?

Изменение глаголов по лицам и числам.

Что называется спряжением? Изменение глаголов по лицам и числам.

Слайд 43Личные окончания глаголов
1 спряжение
Ед

ч. Мн ч
1лицо- у(ю), - ем
2 лицо—ешь - ете
3 лицо—ет - ут, ют


2 спряжение
Ед ч. Мн ч
1 лицо -у(ю) - им
2 лицо - ишь - ите
3 лицо -ит - ат(ят)

Личные окончания глаголов1 спряжение       Ед ч.    Мн ч

Слайд 44Если у глагола безударное личное окончание

нужно:
1) поставить глагол в

неопределенную форму.
2)определить, какая гласная стоит перед – ть.
Если у глагола безударное личное окончание  нужно: 1) поставить глагол в неопределенную форму.2)определить, какая гласная стоит

Слайд 45 Ко II спряжению относятся:

все глаголы на –ить(кроме брить, стелить)

4 глагола на – ать: гнать, держать, дышать, слышать,
7 глаголов на- еть: видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, зависеть, вертеть.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Ко II спряжению относятся: все глаголы на –ить(кроме брить, стелить) 4 глагола на – ать: гнать,

Слайд 46Лингвистические
задачи.

Лингвистические задачи.

Слайд 47Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть,

скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?

Почему считаются исключениями глаголы дышать, гнать, держать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать и др., не являясь исключениями, относятся ко II спряжению?
 

Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть и др. не входят

Слайд 48Ответ:
эти глаголы не являются исключениями, так как имеют ударные

окончания и трудностей с определением спряжения не возникает

Ответ:  эти глаголы не являются исключениями, так как имеют ударные окончания и трудностей с определением спряжения

Слайд 49Определите спряжение глаголов:
 
Стоит -
Молчишь -


Ждут -
Глядит -


Мечтает - Пойдешь -
Шумят -
Пахнет -

Определите спряжение глаголов:   Стоит -    Молчишь -     Ждут -

Слайд 50Стоит - II спр.
Молчишь -II спр.


Ждут - I спр.
Глядит - II спр.

Мечтает - I спр. Пойдешь -I спр.
Шумят - II спр.
Пахнет - I спр.

Стоит - II спр.	Молчишь -II спр.         Ждут - I

Слайд 51Большой
орфографический лес.

Большойорфографический лес.

Слайд 52Правописание –тся и – ться
Если глагол отвечает на вопросы

Что делает?
Что сделает?,
то этот глагол
стоит в 3 –ем лице
Ь
не пишется

Если глагол отвечает на вопросы
Что делать?
Что сделать?, то этот глагол в неопределенной форме
Ь
пишется

Правописание –тся и – ться Если глагол отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?,то этот глагол стоит

Слайд 53Правописание Ь знака в глаголах после шипящих
Во 2-м лице ед. ч.

после ш пишется Ь, например:
ты знаешь, мчишься, шлешь, лечишься


Мягкий знак на конце глаголов в неопределенной форме пишется после «Ч», например: беречь, стеречь, жечь, разжечь


Правописание Ь знака в глаголах после шипящихВо 2-м лице ед. ч. после ш пишется Ь, например: ты

Слайд 54Подберите к данным глаголам синонимы с НЕ:
Болеть -
Плохо себя чувствовать

-
Презирать -
Удивляться -

-недомогать

-нездоровится
-ненавидеть
-недоумевать

Подберите к данным глаголам синонимы с НЕ:Болеть  -Плохо себя чувствовать -Презирать -Удивляться --недомогать -нездоровится-ненавидеть -недоумевать

Слайд 55НЕ с глаголами
Не
пишется с глаголами раздельно.

Исключение составляют те

глаголы, которые не употребляются без не.
Например:
Ненавидеть

НЕ с глаголамиНе пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Слайд 56Мы повторили
значение глагола, морфологические признаки,
его синтаксическую роль

в предложении.

Мы повторили значение глагола, морфологические признаки,  его синтаксическую роль в предложении.

Слайд 57Домашнее задание.
1. Упражнение № 460.
2. Самым любознательным - вспомнить и записать

загадки и пословицы, в которых есть глаголы с изученными орфограммами.
(С частицей не-, с орфограммой -ТСЯ и -ТЬСЯ,
Ь после шипящих в глаголах).

Домашнее задание.1. Упражнение № 460.2. Самым любознательным - вспомнить и записать загадки и пословицы, в которых есть

Слайд 58 -У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить Страну

Глаголию весенними цветами. Если вам урок понравился, было интересно - выберите красный цветок,
если вы остались равнодушными,
вам было неуютно, возьмите зеленый цветок,
а если вам нам наше путешествие не понравилось - синий цветок.

-У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить Страну Глаголию весенними цветами. Если вам урок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть