Слайд 1Путешествие в страну
Глаголию
(повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе)
Учитель
русского языка и литературы МКОУ Большеверейской СОШ Безбородова Т.В.
Слайд 2- повторить, обобщить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания
о глаголе, а именно: знания о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обоснование правильности выбора орфограммы при написании глаголов, умение использовать глаголы в речи.
Цель урока
Слайд 3 «Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе
струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»
(А. Югов.)
(Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
Слайд 4ЭТА ЧАСТЬ РЕЧИ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ ПО
ПАДЕЖАМ, ЧИСЛАМ, НО НЕ ПО РОДАМ, ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ.
«Угадай-ка!»
Эта часть речи может быть любым членом предложения, может изменяться по падежам, числам, но не по родам, обозначает предмет.
(Имя существительное)
Слайд 5 Эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число,
ни действие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения.
Имя прилагательное
Слайд 6 Эта часть речи ничего не называет, а только указывает,
заменяет другие части речи.
Местоимение
Слайд 7Эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда
без НЕ не употребляется; обозначает действие.
Глагол
Слайд 8ЧАСТЬ РЕЧИ , КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Глагол
Слайд 9Я приглашаю вас в путешествие по сказочной лингвистической Стране Глаголии. Этой
страны вы не найдете на географической карте. Вокруг нее Морфологический океан. Рядом соседи: страны Существительных, Местоимений, Прилагательных, Числительных и много других. Путешествуют по этой стране на поезде знаний.
Слайд 10 - Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. А вытянуть репку
дед не мог.
Не осилил. Позвал бабку. И вдвоем с бабкой не смогли вытянуть. Позвали внучку — не вытянули. Позвали жучку. Позвали кошку. Позвали мышку и — вытянули репку. Умная сказка, но вовсе не про репку эта сказка...
Слайд 11Одному трудно с делом справиться, а коллектив любое дело осилит.
Дружная коллективная
работа
Слайд 12Посадил, выросла, вытянуть не мог, не осилил, позвал,
не смогли
вытянуть, позвали, не вытянули, вытянули.
Слайд 13Город Неопределенной формы глагола.
Слайд 14Неопределенная форма глагола
что делать? что сделать?
не указывает ни на время,
ни на число,
ни на лицо,
ни на род.
Имеет другое название: инфинитив
-ть, (ти),чь
Слайд 15Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенную форму: беседа, сожаление,
помощь, дело
Поставьте глаголы в неопределенную форму, запишите их, обозначьте окончание. Привез, спросил, смотрел, читал.
Замените словосочетания, употребив неопределенную форму глагола. Благодарность отцу ,
вращение турбины, готовка еды.
Слайд 16 Беседа - беседовать
сожаление - сожалеть
помощь - помогать
дело
- делать
Слайд 17Привез - привезти
Спросил - спросить
Смотрел - смотреть
Читал - читать
Слайд 18Благодарность отцу - благодарить отца;
вращение турбины – вращать турбину;
готовка
еды – готовить еду
Слайд 19Город Совершенного вида и город Несовершенного вида.
Слайд 20Журчит, запели, поют, прилетели, приносят, зацветают, умылись, подпевают, проснулись, шумят, тает,
пробилась.
Слайд 21Совершенного вида – запели, прилетели, умылись, проснулись, пробилась
Слайд 22Несовершенного вида
- журчит, поют, приносят, зацветают, подпевают, шумят, тает
Слайд 23
Глаголы бывают совершенного и несовершенного видов
Совершенный вид отвечает на вопросы
что сделать?
что сделал?
что сделаю? и указывает на результат действия, например, выучить
Несовершенный вид отвечает на вопросы что делал? что делаю? что буду делать? и указывает на продолжительность и повторяемость действия, например, учить.
Слайд 24
Писать – написать, переписать
(присоединение приставки)
2-я группа.
Решать
– решить
(заменой суффиксов)
3-я группа.
Разрезать – разрезать
(изменением ударения)
Слайд 25Другие способы образования совершенного вида
1. Заменой одного слова другим: брать –
взять, говорить – сказать;
2. Путем одновременного присоединения приставки и заменой суффикса: кланяться - поклониться , глотать – проглотить;
3. Чередование гласных: запирать – запереть;
4. Чередование с нулем звука:
собирать – собрать;
5. Чередование согласных:
освещать – осветить;
Слайд 27Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
Слайд 28Глаголы прошедшего времени
Что делал? Что сделал?
Глаголы в
форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того, как о нем стали говорить (до момента речи).
Слайд 29 Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: читал
- читали.
В форме ед. числа глаголы изменяются родам:
читал, читала, читало
Слайд 30Глаголы настоящего времени
(Что делаю?)
(Глаголы в форме настоящего времени
обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нем говорят в момент речи.
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).
Слайд 31Глаголы будущего времени
Что сделаю? Что буду делать?
Глаголы в
форме будущего времени обозначают действие, которое произойдет после того, как о нем скажут (после момента речи).
Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).
Слайд 32И. Бунин «После половодья».
Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь - туман,
а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
Слайд 33Прошли - прошедшее время, мн. число.
Теплеет — наст, время, 3 лицо,
ед. число.
Млеет - наст, время, 3 лицо, ед. число.
Синеет - наст, время, 3 лицо, ед. число.
Слайд 34Будущее время
(изменяется по числам и лицам)
Настоящее время
(изменяется
по лицам
и числам)
Прошедшее время
(изменяется по родам и числам)
Слайд 37По горизонтали:
лететь ловить
вертеть
По вертикали:
плыть есть
спросить
Слайд 39Орфоэпическая минутка.
Облегчить, углубить, упростить.
Создать, создал, создала.
Понять, понял, поняла.
Облегчить, углубить, упростить.
Создать,
создал, создала.
Понять, понял, поняла.
Слайд 40Напишите 4-5 предложений на тему «Приход весны»,
используя глаголы.
Опорные слова:
наступила,
греет, журчат, прилетели.
Слайд 42Что называется спряжением?
Изменение глаголов по лицам и числам.
Слайд 43Личные окончания глаголов
1 спряжение
Ед
ч. Мн ч
1лицо- у(ю), - ем
2 лицо—ешь - ете
3 лицо—ет - ут, ют
2 спряжение
Ед ч. Мн ч
1 лицо -у(ю) - им
2 лицо - ишь - ите
3 лицо -ит - ат(ят)
Слайд 44Если у глагола безударное личное окончание
нужно:
1) поставить глагол в
неопределенную форму.
2)определить, какая гласная стоит перед – ть.
Слайд 45 Ко II спряжению относятся:
все глаголы на –ить(кроме брить, стелить)
4 глагола на – ать: гнать, держать, дышать, слышать,
7 глаголов на- еть: видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, зависеть, вертеть.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Слайд 47Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть,
скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?
Почему считаются исключениями глаголы дышать, гнать, держать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать и др., не являясь исключениями, относятся ко II спряжению?
Слайд 48Ответ:
эти глаголы не являются исключениями, так как имеют ударные
окончания и трудностей с определением спряжения не возникает
Слайд 49Определите спряжение глаголов:
Стоит -
Молчишь -
Ждут -
Глядит -
Мечтает - Пойдешь -
Шумят -
Пахнет -
Слайд 50Стоит - II спр.
Молчишь -II спр.
Ждут - I спр.
Глядит - II спр.
Мечтает - I спр. Пойдешь -I спр.
Шумят - II спр.
Пахнет - I спр.
Слайд 52Правописание –тся и – ться
Если глагол отвечает на вопросы
Что делает?
Что сделает?,
то этот глагол
стоит в 3 –ем лице
Ь
не пишется
Если глагол отвечает на вопросы
Что делать?
Что сделать?, то этот глагол в неопределенной форме
Ь
пишется
Слайд 53Правописание Ь знака в глаголах после шипящих
Во 2-м лице ед. ч.
после ш пишется Ь, например:
ты знаешь, мчишься, шлешь, лечишься
Мягкий знак на конце глаголов в неопределенной форме пишется после «Ч», например: беречь, стеречь, жечь, разжечь
Слайд 54Подберите к данным глаголам синонимы с НЕ:
Болеть -
Плохо себя чувствовать
-
Презирать -
Удивляться -
-недомогать
-нездоровится
-ненавидеть
-недоумевать
Слайд 55НЕ с глаголами
Не
пишется с глаголами раздельно.
Исключение составляют те
глаголы, которые не употребляются без не.
Например:
Ненавидеть
Слайд 56Мы повторили
значение глагола, морфологические признаки,
его синтаксическую роль
в предложении.
Слайд 57Домашнее задание.
1. Упражнение № 460.
2. Самым любознательным - вспомнить и записать
загадки и пословицы, в которых есть глаголы с изученными орфограммами.
(С частицей не-, с орфограммой -ТСЯ и -ТЬСЯ,
Ь после шипящих в глаголах).
Слайд 58 -У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить Страну
Глаголию весенними цветами. Если вам урок понравился, было интересно - выберите красный цветок,
если вы остались равнодушными,
вам было неуютно, возьмите зеленый цветок,
а если вам нам наше путешествие не понравилось - синий цветок.