Слайд 2Цели урока:
Повторить сведения о наречии, полученные в 5-6 классах; формировать
умение находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формировать умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Развивать умение сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы; формировать коммуникативные умения.
Прививать интерес к урокам русского языка; развивать языковое чутьё; формировать умение работать в команде; воспитывать дух толерантности.
Слайд 3 Давным-давно части речи решили навести порядок в своих
городах и пригласили на помощь мудрую волшебницу Морфологию. Чтобы ребята не путали их, Морфология предложила каждой части речи выбрать вопросы, которые более всего ей подходят. Существительное сразу выбрало самые короткие вопросы кто? и что? Прилагательное вежливо попросило вопросы какой? и чей?, глагол – что делать? и что сделать? Каждая часть речи радостно несла домой свои вопросы, красиво писала их на своем домике, знакомила с ними всех, кого встречала. Наречие же поздно спохватилось и, запыхавшись, прибежало последним. Оно жадно перебирало вопросы как?, когда?, где?, зачем? и другие и, как ни старалось, не могло выбрать самый подходящий. Тогда Морфология отдала ему все вопросы, которые еще остались. Вот и расплачивается теперь Наречие за опоздание и жадность.
Слайд 4Верите ли вы, что это наречия?
Верите ли вы, что наречия могут
иметь разное грамматическое значение?
Верите ли вы, что наречия связаны с глаголом?
Верите ли вы, что наречия не могут зависеть от прилагательных?
Верите ли вы, что наречия изменяются?
Верите ли вы, что наречия в предложении чаще всего являются обстоятельствами?
Слайд 5Происхождение наречий
Обратите внимание на корень -РЕЧЬ-.
Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «РЕЧЬ» имело значение «говорить».
Давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка.
на+реч+ие = на+глагол+ие
Наречие почти всегда «работает» рядом с глаголом.
Слайд 7Определение наречия по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова
1) Наречие – совокупность
местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).
2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).
Слайд 11 Задание для I группы. Восстановите текст.
Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
________ ночью пошел дождь. Он ______ стучал в окна, _______ шумел в густой листве деревьев, ___________ журчал в водосточных трубах. ________ он затихал, и _________ слышно было, как крупные дождевые капли _______ и ________ падают в бочку, стоявшую под окном. ______, как бы набравшись сил, дождь ________ начинал лить густыми потоками. (Л. Лагин)
Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо.
Слайд 12Задание для II группы. Восстановите текст.
Вместо пропусков
употребите подходящие по значению наречия.
Тимошка ____________ быстро оказался _____________ с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые _______________ падали _____________, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и __________ посмотрел на промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой. (П. Проскурин)
Слова для вставки: доверху, очень, по-прежнему, вокруг, рядом, весело, яростно, непрерывно, сверху.
* Чьим помощником является наречие?
Слайд 13 Задание для III группы. Восстановите текст.
Вместо
пропусков употребите подходящие по значению наречия.
Над землей _______ поднимается холодное солнце, __________ бежит холодный ветерок, ______________ несутся холодные тучи... Жизнь замирает _____, _____. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.
И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю ____ начинают падать миллионы _______красивых снежинок, и вся она становится ______ белой. (В. Короленко)
Слова для вставки: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.
* Чьим помощником является наречие?
Слайд 15Алгоритм рассуждения
1. Найдите в тексте слово, похожее на
наречие.
2. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию.
3. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
4. Подумайте, что обозначает наречие.
5. Сделайте вывод, какая это часть речи.
Слайд 16Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...
(А.И.Куприн)
Слайд 17Синквейн «Наречие»
Тема (существительное)____________________________________________
Описание (два прилагательных)______________________________________
Действие (три глагола)______________________________________________
Чувство (фраза
из 4-х слов)__________________________________________
Повторение сути (синоним темы)_____________________________________
Слайд 18Подведем итоги
- Оцените ваше эмоциональное состояние по окончании урока. Изменилось
ли оно?
- Что нового вы узнали?
- Какие задания показались сложными, а какие – нет?
Слайд 19Домашнее задание
Выучить материал по кластеру;
из книги, которую читаете во
внешкольное время, выбрать и выписать на карточку текст с наречиями (до 100 слов).