Слайд 1Сложное предложение.
Обобщение
Слайд 2Выделите грамматическую основу и найдите лишнее.Обоснуйте свой ответ
1. Все в лесу веселятся,
а берёзки плачут.
2. Люди считают берёзовый сок полезным и вкусным.
3. Когда солнце садилось за берёзами, они поднимались к облакам.
4. Выросла берёзка, распустились на ней зелёные листочки.
Слайд 3Найдите Г.О. Определите вид сложного предложения
1. Если берёза перед ольхой лист распускает,
лето будет сухое.
2. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
3. Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.
4. Тонка берёзка, да разуму она учит.
Слайд 5Сложносочиненные предложения
ССП –это сложные предложения, части которого равноправны и связаны сочинительными
союзами:
соединительными (и, да(=и), ни…ни, тоже, также), которые указывают на одновременность или последовательность событий;
противительными (а, но, да(=но), зато, однако), которые указывают на различие явлений, их противопоставление;
разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то) указывают на то, что явления чередуются или взаимоисключают друг друга.
Между частями ССП обычно ставится запятая. Запятая не ставится, если
имеется общий член предложения или общая придаточная часть;
части ССП выражены двумя вопросительными, или восклицательными, или побудительными предложениями
Слайд 6??????????????????
– эти СП состоят из главной и придаточной частей, связанных между
собой подчинительными союзами или союзными словами. В главной части могут быть указательные слова (тот, такой, туда и др.), указывающие, что после главной части обязательно идет придаточная. Придаточное предложение может стоять перед, после и в середине главного. Делятся на три вида:
с придаточными определительными, которые относятся чаще всего к существительному в главном предложении и отвечают на вопрос какой, всегда стоят после главного предложения и связываются с помощью союзных слов.
с придаточными изъяснительными, которые относятся к глаголу в главном предложении, отвечает на вопросы косвенных падежей, присоединяются к главному с помощью союзов и союзных слов.
с придаточными обстоятельственными (их 9: места,времени, образа действия,меры и степени,причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия).
Слайд 7СПП с несколькими придаточными
Последовательное подчинение, при котором первое придаточное предложение относится
к главному, второе – первому придаточному и т.д.
Однородное подчинение, при котором обе придаточные части относятся к главной, отвечают на один и тот же вопрос, являются придаточными одного типа.
Параллельное подчинение, при котором обе придаточные части относятся к главной, но отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного типа.
Слайд 8Избегая лексических повторов и однообразного синтаксического строя, отредактировать отрывки из сочинений
Летом я прочитал книгу «Белый Бим Черное ухо». Эту книгу написал писатель Г.Н. Троепольский. Эту книгу я прочитал с большим интересом. Эта книга учит нас быть добрыми, заботиться о животных.
Слайд 9Возможный вариант редакции
Летом я с большим интересом прочитал книгу, которая учит
нас быть добрыми, заботиться о животных. Это произведение Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
Или:
Летом я с большим интересом прочитал книгу Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Она учит нас быть добрыми, заботиться о животных.
Слайд 10Викторина-тест (устно «по цепочке»)
1. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЭТО
а) союзное предложение;
б) бессоюзное
предложение.
2. ГЛАВНОЕ И ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВХОДЯТ В СОСТАВ
а) сложносочиненного предложения;
б) сложноподчиненного предложения;
в) бессоюзного предложения.
Слайд 11
3. Исправьте предложение:
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
4.
НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Назовите вид СП.
а) Снегопад прекратился внезапно, будто захлопнулся какой-то небесный люк.
б) С реки потянул ветер, содрал молодой снег с моста и погнал к стенам монастыря.
в) Луна то забегала за тучи, то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба.
Слайд 125. НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
а) Мраком задернуты небо и даль, ветер осенний
наводит печаль.
б) Впереди, куда вела дорога, было немного посвежее.
6. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
а) Солнца не видно, а полуденное небо озарено розовым веером лучей.
б) Луна поднялась выше акаций, которые росли по обеим сторонам улицы.
в) Над рекой горят окошки, над рекой летит снежок.
Слайд 13ИЗ СКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ? Знаки препинания не расставлены. Назовите
вид подчинения. Нарисуйте схему.
Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество детей и женщин.
Слайд 14Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, озаглавьте текст. Проанализируйте текст с
точки зрения пунктуации.
Мшары это глубокое озеро с холодной и прозрачной водой, синее в ясные дни и свинцово-серое в ненасть…. Осенью оно бывает сплош… завалено сухими листьями дубов р…бин ч…ремух липы орешника. Ло…ка скользит по его поверхности с тихим шуршанием мокрые листья липнут к ее бортам виснут на веслах.
В густом лесу много р…бины. Ветви её от…гч…нные грозд…ями ягод гнутся к самой воде в которой оранжевыми пятнами др…жит ра…плывчатое отр…жение.
Слайд 15
Проверь себя
Мшары - это глубокое озеро с холодной и прозрачной водой,
синее в ясные дни и свинцово-серое в ненастье. Осенью оно бывает сплошь завалено сухими листьями дубов, рябин, черемух, липы, орешника. Лодка скользит по его поверхности с тихим шуршанием, мокрые листья липнут к ее бортам, виснут на веслах.
В густом лесу много рябины. Ветви её, отягченные гроздьями ягод, гнутся к самой воде, в которой оранжевыми пятнами дрожит расплывчатое отражение.