Слайд 1 Правописание приставок
Ершова Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ лицей п.г.т.
Афипского
Слайд 2«В разнообразии приставок – разнообразие смысла».
К. Чуковский
Слайд 3Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце
тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось,
Чтоб совсем-совсем недолго
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Слайд 4 Проверь себя!
Сжаты
Скатилось
Взрытая
Примечталось
Недолго
Увидал
Запрягался
Слайд 5В прекрасной стране, которая называется Грамматика, жили-были подруги ПРЕ и ПРИ.
Жили они, не тужили, но приставки – народ общительный, и отправились они искать друзей.
Слайд 6Шли они, шли, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три
хлеба. Видят на четвертой горе домик.
Слайд 7 «Что вечно падает и никогда не разбивается? Что самое мягкое?
Что самое жирное?» – хором спросили чародеи.
Слайд 8Ты умна, ПРИ. Отныне у тебя будет много друзей: присоединение, приближение,
близость и неполнота действий.
Слайд 9А ты, ПРЕ, будешь иметь только одного друга – очень.
Слайд 10Новые приставки ПРЕ – и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково.
Чтобы правильно писать, надо знать их значения.
Слайд 11Алгоритм правописания приставок пре и при
1.Проверь можно ли заменить
приставку словом
очень или пере-
ДА
Пиши приставку пре-
2. С помощью жеста определи:
есть ли в ней значения: «Чуть-чуть»,
«друг к другу», «близко», «около»
ДА
Пиши приставку при-
НЕТ
Загляни в словарь
Слайд 12 Физкультминутка
Руками прихлопаем, ногами притопаем , приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём
, присядем и приостановленную работу опять начнём.
Слайд 13Я в фантастической стране!
Попал туда в ПР … красном сне.
ПР… необычный
сон, ну очень.
В ракете ПР…грунтился точно.
Сияет светом розовым планета,
Похожая на Марс по всем приметам.
ПР…крыл глаза, боясь вспугнуть виденье.
Чуть ПРИоткрыл и , будто наважденье,
ПР…близились два существа ПР…длинных,
Колючки ПР… лепились к ним обильно.
ПР… грады из камней ПР…одолели,
ПР…тонкими вдруг голосочками запели.
ПР… слушался я к песням их красивым,
ПР…сладкий звук! Но тут рубин массивный
Упал, ПР…жав траву, меня коснулся...
От страха закричав, я сразу же проснулся.
Слайд 14В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний
вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Слайд 15 Вставьте пропущенные буквы
Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..градить, пр..седать, пр..колоть, пр..дорожный, пр..увеличить, пр..ковылять,
пр..гореть, пр..неприятный, пр..рвать.
Слайд 16 Проверь себя !
ПрИцепить, прЕинтересный, прИбегать, прЕградить, прИседать, прИколоть, прИдорожный, прЕувеличить, прИковылять,
прИгореть, прЕнеприятный, прЕрвать.
Слайд 17 Домашнее задание
Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями)
или выполните упражнение 156.