Слайд 1ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ
КРЕПКИЙ ОРЕШЕК,
или
РАЗГАДЫВАЕМ ЗАГАДКИ
СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
Материалы подготовила
Ирина Владимировна Горчакова,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Краснооктябрьская СОШ
Гусь-Хрустального района Владимирской области
Слайд 2
Формулировка задания С
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из
проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3ПЛАН
написания сочинения – рассуждения
1. Сформулировать проблему.
2. Прокомментировать проблему.
3. Определить позицию
автора исходного текста по данной проблеме.
4. Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
5. Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце).
6. Итоговый вывод (заключение).
Слайд 4
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
В плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно
с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в работе будут просматриваться и вступление, и заключение.
Слайд 51. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
ПРОБЛЕМА – это ВОПРОС, который интересует автора исходного текста
и вызывает его раздумья и размышления.
Сосредоточьте своё внимание на проблеме, которая:
находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной из главных, а не второстепенной;
даёт большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).
Слайд 6Сформулировать ПРОБЛЕМУ можно двумя способами
Слайд 7РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ,
используемые при формулировке проблемы
В своём тексте публицист (писатель) NN
рассматривает (поднимает, выдвигает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?).
Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?).
В тексте публициста (писателя) NN затрагивается сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая проблема (чего?).
Слайд 8ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
Сочинение можно начать, задав 2 – 3 вопроса по содержанию
исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной вами. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы, можно осуществить, используя следующие фразы: «Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально (подробно) автором рассматривается проблема (чего?).
Слайд 9ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
Термины «ПРОБЛЕМА» и «ТЕМА» не являются синонимами. Поэтому НЕЛЬЗЯ, подразумевая
проблему, ПИСАТЬ вместо этого слова «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут 1 балл по критерию К 12.
НЕЛЬЗЯ начинать сочинение так: «Автор текста затрагивает актуальную ПРОБЛЕМУ. Эта ТЕМА нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для жизни».
Слайд 10
2. КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОММЕНТАРИЙ – это рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Слайд 11
2. КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОММЕНТАРИЙ – это рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Слайд 12РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
для введения текстуального комментария
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу,
писатель NN рассказывает историю о…; повествует о…; приводит факты…; на примере случая из жизни (кого?) показывает, что…
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, писатель NN повествует о … Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что …
Слайд 13РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
для введения концепционного комментария
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и
известный писатель (публицист) NN не обошёл её вниманием.
Действительно, проблема (чего?) очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из «новостей» о том, что … Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
Актуальность данного вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: … Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном : …
Слайд 14ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
КОММЕНТАРИЙ – это НЕ ПЕРЕСКАЗ, НЕ ЦИТИРОВАНИЕ, а АНАЛИЗ постижения
авторской логики раскрытия проблемы данного текста.
Как текстуальный, так и концепционный анализ должен осуществляться С ОПОРОЙ на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему.
Слайд 15ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
НЕ СЛЕДУЕТ в сочинении при комментировании проблемы писать О СРЕДСТВАХ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, так как это задание вынесено в часть В (В 8). При проверке эссе экспертам предоставляется среди прочих нормативных документов лист с распечатанным заданием В 8, для того чтобы не учитывать в сочинении учащихся ПОЛНОСТЬЮ переписанное содержание этого задания.
Слайд 163. ПОЗИЦИЯ АВТОРА
ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это отношение автора к проблеме, о
которой он размышляет.
Для того чтобы выявить позицию автора, необходимо ответить на следующие вопросы:
Что хотел сказать автор, создавая данный текст?
Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Если вам трудно сформулировать позицию автора, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому.
Слайд 17РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ,
используемые для выражения авторской позиции
Слайд 18РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ,
используемые для выражения авторской позиции
Слайд 19РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ,
используемые для выражения авторской позиции
Слайд 20АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
может выражаться
Слайд 21РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ,
используемые для ПРЯМОГО и КОСВЕННОГО выражения авторской позиции
Слайд 22РЕКОМЕНДАЦИИ,
позволяющие избежать ошибок, допускаемых при выявлении авторской позиции
Позицию автора следует
формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать текст.
При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем – рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
Слайд 234. ФОРМУЛИРОВКА СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Выражая СОГЛАСИЕ или НЕСОГЛАСИЕ с позицией автора исходного
текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено КОРРЕКТНО и РАЗВЁРНУТО. ВАЖНО подробно объяснить, в чём заключается ваше согласие или несогласие.
Слайд 24
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ для выражения
СОГЛАСИЯ с точкой зрения автора
Слайд 25
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ для выражения
НЕСОГЛАСИЯ с точкой зрения автора
Слайд 265.ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Слайд 27АРГУМЕНТЫ должны быть достаточно РАЗВЁРНУТЫМИ и УБЕДИТЕЛЬНЫМИ, ДОКАЗЫВАТЬ ваше мнение.
ПОМНИТЕ! В
этой части работы необходимо следовать правилам построения текста – рассуждения:
Тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать).
Аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного текста).
Вывод.
Слайд 28РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ для введения аргументации собственной точки зрения
ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ
В доказательство справедливости
всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ…) NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении… (или Главную героиню этого произведения отличает…).
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русcкие писатели – классики. Вспомним рассказ (поветь, роман…) NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении…
Слайд 29РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ для введения аргументации собственной точки зрения
ВТОРОЙ АРГУМЕНТ
Хочу рассказать
об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что …
Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним аргументом в пользу того, что …
Приведу ещё один литературный пример, который показывает …
О том, как важно …, говорит в своём … (указывается жанр и название произведения) писатель NN.
У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного
жизненного опыта, которые доказывают необходимость (важность)
… (далее идут примеры – аргументы).
Слайд 30ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
При обращении к литературному
материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создаётся доказательная база.
Указание лишь на название литературного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части С эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте.
В аргументах (как и в работе в целом) даже в случае несогласия с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение по критерию К 11, регулирующему соблюдение этических норм.
Слайд 31ЗАКЛЮЧЕНИЕ
должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, затрагиваемой автором
исходного текста.
Слайд 32ЗАКЛЮЧЕНИЕ
должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, затрагиваемой автором
исходного текста.
Слайд 33СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БОЛЬШОГО ВАМ ПЛАВАНИЯ!
Слайд 34СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для
подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2012.
2. Егораева С.Т. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С. – М.: Экзамен, 2013.
3. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. – М.: «Русское слово», 2008.