Презентация, доклад по русскому языку по теме О-Ё после шипящих

Содержание

Двадцать четвертое января Классная работа

Слайд 1ПРАВОПИСАНИЕ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В КОРНЯХ, СУФФИКСАХ

И ОКОНЧАНИЯХ существительных и прилагательных Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей№1» Балукова Е.Г. г. Петрозаводск
ПРАВОПИСАНИЕ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В КОРНЯХ, СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ существительных и прилагательных

Слайд 2Двадцать четвертое января Классная работа

Двадцать четвертое января  Классная работа

Слайд 3Определите «третье лишнее»
Конечно, нарочно, игрушечный
Что, чтобы, нечто
Чувство, баловство, да здравствует

Определите «третье лишнее» Конечно, нарочно, игрушечныйЧто, чтобы, нечтоЧувство, баловство, да здравствует

Слайд 4Проблема!
Ш[о]л по ш[о]ссе с грач[о]м ч[о]рный галч[о]нок.


Проблема!Ш[о]л по ш[о]ссе с грач[о]м ч[о]рный  галч[о]нок.

Слайд 5Тема урока
ПРАВОПИСАНИЕ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В

КОРНЯХ, СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ существительных и прилагательных.
Тема урока  ПРАВОПИСАНИЕ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В КОРНЯХ, СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ существительных

Слайд 6Цели урока
выяснить условия выбора для новой орфограммы;
назвать слова-исключения и отличать их

от слов с данной орфограммой;
научиться видеть новую орфограмму в слове, правильно писать слова с этой орфограммой, объяснять условия ее выбора
Цели урокавыяснить условия выбора для новой орфограммы;назвать слова-исключения и отличать их от слов с данной орфограммой;научиться видеть

Слайд 7Я хочу
Знать:
способ выбора о - ё после шипящих

Уметь:
обосновывать

выбор о - ё после шипящих
Я  хочуЗнать:  способ выбора о - ё после шипящихУметь:обосновывать выбор о - ё после шипящих

Слайд 8Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания
пчёлка — пчела шёлковый — шелковистый щёчка —

щека щётка — щетина причёска — чесать чёлка — чело шёпот — шептать зачёркивать — зачеркнуть

шорты - шортики шорох капюшон — капюшончик крыжовник — крыжовенный
шоссе- шоссейная

Найдите существенный признак, определяющий условия разного написанияпчёлка — пчела  шёлковый — шелковистый  щёчка — щека  щётка — щетина

Слайд 9Результат 1 группы
Вывод:
Ё - если в однокоренных словах

произошла замена звука. О -если замены звука [О] не произошло
Результат 1 группыВывод:   Ё - если в однокоренных словах произошла замена звука. О -если замены звука [О]

Слайд 10Исключения
Исключения: крыжовник, обжора, прожорливый, шоры, шорох, шов, бесшовный, шок, шорник, капюшон,

шомпол, чокаться, чопорный, мажорный, трещотка, трущоба, чащоба, ожог (сущ.)руки, поджог (сущ.) дома, цокотать, Цокотуха.
Заимствованные слова: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр
ИсключенияИсключения: крыжовник, обжора, прожорливый, шоры, шорох, шов, бесшовный, шок, шорник, капюшон, шомпол, чокаться, чопорный, мажорный, трещотка, трущоба,

Слайд 11Результат 2 группы
Волчок ---- листочек
кулачок----- мешочек
моржовый ----ситцевый
собачонка----собаченька
Если орфограмма за корнем (в

суффиксе), под ударением пиши – о, без ударения – е




Результат 2 группыВолчок ---- листочеккулачок----- мешочекморжовый ----ситцевыйсобачонка----собаченькаЕсли орфограмма за корнем (в суффиксе), под ударением пиши – о,

Слайд 12Результат 3 группы
Лучом --- тучей
молодцом --- девицей
большой --- свежей
чужого --- могучего
Если

орфограмма за корнем (в окончании), под ударением пиши – о, без ударения – е

Результат 3 группыЛучом --- тучеймолодцом --- девицейбольшой --- свежейчужого --- могучегоЕсли орфограмма за корнем (в окончании), под

Слайд 131.Орфограмма в корне слова?
ДА

НЕТ
2. Это слово-исключение? 2. Это слово – глагол
(или слово, обр. от глагола)

ДА НЕТ ДА НЕТ

о ё ё о
См. шёлковый печёт сучок
«Исключ-я» жёлудь сгущённое ежовый
горячо
1.Орфограмма в корне слова?      ДА

Слайд 14Алгоритм
1. Определи часть слова.
2. Если корень, то пиши ё (кроме слов-исключений).
3.

Если /\ или окончание, определи часть речи.
4. Если существительное, прилагательное то под ударением о, без ударения е.
5. Если глагол и слова, образованные от глагола, то под ударением ё.
Алгоритм1. Определи часть слова.2. Если корень, то пиши ё (кроме слов-исключений).3. Если /\ или окончание, определи часть

Слайд 15На этом этапе урока
Я узнал(а) …
Я понял(а), что …
Я запомнил(а) …
Было

интересно, когда…
Было трудно, когда…
Мне нужно поработать над…
На этом этапе урокаЯ узнал(а) …Я понял(а), что …Я запомнил(а) …Было интересно, когда…Было трудно, когда…Мне нужно поработать

Слайд 16
Физкультминутка

Физкультминутка

Слайд 171. Место соединения сшитых кусков.
2. Глухой звук, шуршание.
3.

Наездник на скачках.
4. Водитель автомобиля.
5. Мощёная щебнем или асфальтированная дорога.
6. Мастер по изготовлению ременной упряжи.
7. Стержень для чистки и смазки ствола оружия.
8. Презрительное название ненасытного человека.
9. Цирковой артист.
10. Накидка на голову.
11. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета.

Кроссворд

1.  Место соединения сшитых кусков. 2.  Глухой звук, шуршание.3.  Наездник на скачках.4.  Водитель

Слайд 18Шоры,шорник
Шорник - кто работает ременную упряжь, конскую упряжную сбрую. Шоры, конские

наглазники, для пугливых лошадей; взяты с шорной упряжи.


Шоры,шорникШорник - кто работает ременную упряжь, конскую упряжную сбрую. Шоры, конские наглазники, для пугливых лошадей; взяты с

Слайд 19Чопорный
Чопорный человек - чрезмерно, неестественно строгий в поведении, в обращении; крайне

щепетильный в отношении соблюдения приличий.


ЧопорныйЧопорный человек - чрезмерно, неестественно строгий в поведении, в обращении; крайне  щепетильный в отношении соблюдения приличий.

Слайд 20Шомпол
Шомпол — деревянный или металлический прут, длиной несколько больше длины канала

оружия, к которому полагается.


ШомполШомпол — деревянный или металлический прут, длиной несколько больше длины канала оружия, к которому полагается.

Слайд 21
Проверь себя

Проверь себя

Слайд 22Упражнение на развитие внимания и памяти

Упражнение на развитие внимания и памяти

Слайд 23Отработка написания о–ё после шипящих

Отработка написания о–ё после шипящих

Слайд 24Самопроверка: вставьте пропущенные буквы
Беч_вка, реш_тка, бесш_вный, ж_рдочка, верблюж_нок, приш_л, прож_рливый, ч_рточка,

девч_нка, наш_птывать, ч_порный, галч_нок, ж_сткий, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, ж_рдочка, реч_нка, щ_лочь, кош_лка, трущ_бы
Самопроверка: вставьте пропущенные буквыБеч_вка, реш_тка, бесш_вный, ж_рдочка, верблюж_нок, приш_л, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, ч_порный, галч_нок, ж_сткий, шалаш_м,

Слайд 25Проверь товарища!
БечЁвка, решЁтка, бесшОвный, жЁрдочка, верблюжОнок, пришЁл, прожОрливый, чЁрточка, девчОнка, нашЁптывать,

чОпорный, галчОнок, пережЁвывать, жЁсткий, дирижЁр, шалашОм, ножОм, лягушОнок, жОнглер, учЁба, шОрох, крыжОвник, жЁрдочка, речОнка, щЁлочь, кошЁлка, трущОбы

Проверь товарища!БечЁвка, решЁтка, бесшОвный, жЁрдочка, верблюжОнок, пришЁл, прожОрливый, чЁрточка, девчОнка, нашЁптывать, чОпорный, галчОнок, пережЁвывать, жЁсткий, дирижЁр, шалашОм,

Слайд 26Домашнее задание
1. Параграф 41
2. Упражнение 425 или сочини шуточный рассказ со

словами на изученную орфограмму
или
Разноуровневые задания
Домашнее задание1. Параграф 412. Упражнение 425 или сочини шуточный рассказ со словами на изученную орфограммуилиРазноуровневые задания

Слайд 27Сегодня на уроке
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Этот урок дал мне для жизни…
Я

понял, что…
Мне нужно поработать над…

Сегодня на урокеЯ научился…Было интересно…Было трудно…Этот урок дал мне для жизни…Я понял, что…Мне нужно поработать над…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть