Слайд 1
Урок русского языка в 7 классе.
Слайд 2Что такое текст?
Текст-это сообщение в устной или письменной форме, характеризующееся смысловой
и структурной завершенностью, определенным отношением автора к сообщаемому, целенаправленностью и прагматической установкой сообщения.
Любой текст – это прежде всего связная структура. Связность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, – «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения.
Слайд 3Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени
колодезного сруба.
Слайд 4Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» –
в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа связи:
цепная связь
параллельная связь
Слайд 7Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени
колодезного сруба.
Средство связи - МЕСТОИМЕНИЕ
Слайд 8Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные раскаты. Гром,
уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку.
Предложения тесно спаяны между собой, и, будучи изолированными, они лишаются способности самостоятельного употребления, так как в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями (повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения).
Слайд 9Параллельная связь отражает перечисление, сопоставление или противопоставление.
Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная
молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков.
Слайд 10Средства связи предложений в тексте:
Повторы.
Синонимы.
Антонимы.
Местоимения.
Вводные конструкции.
предложения-скрепы
Слайд 11В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это
относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин.
Тема текста?
Основная мысль?
Слайд 12Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу.
Нет лучшей “музыки в человеке, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.
( Д. Лихачев)
Слайд 13Домашнее задание:
Стр. 34, упр.80