Презентация, доклад по русскому языку по блоку Причастие (7 класс)

Содержание

Какие части речи в себе объединяет причастие?

Слайд 1Русский язык.
Тема: «Причастие».

Русский язык. Тема: «Причастие».

Слайд 3Какие части речи в себе объединяет причастие?

Какие части речи в себе объединяет причастие?

Слайд 4Признаки имени прилагательного и глагола у причастия:
Белеющий – белеющая;
Белеющий – белеющие;
Белеющий

– белеющего – белеющему – белеющим … о белеющем;
Белеющий – побелевший;
Белеющий – белевший;

Признаки имени прилагательного и глагола у причастия:Белеющий – белеющая;Белеющий – белеющие;Белеющий – белеющего – белеющему – белеющим

Слайд 6Задание: измени словосочетания так, чтобы они стали причастиями.
Образец: свеча, которая догорела

– догоревшая свеча.
Растение, которое вьётся; травы, которые растут; колонна, которая движется; оратор, который выступает; потоки, которые несутся; снежинки, которые летят; дождь, который стучит.
Листок, который загнулся; путник, который расположился; ребёнок, который наигрался; почка, которая набухла; жучок, который ползал; студент, который присутствовал; повар, который приготовил.
Задание: измени словосочетания так, чтобы они стали причастиями.Образец: свеча, которая догорела – догоревшая свеча.Растение, которое вьётся; травы,

Слайд 7Склонение причастий:

Склонение причастий:

Слайд 8Просклоняй причастия женского рода:
Чтобы проследить, как именно мы определяем падежные окончания

причастий, просклоняем одно из них вместе с существительным и прилагательным.
И.п. – есть кто? бегущая рыжая лиса
Р.п.  – нет кого? бегущей рыжей лисы.
Д.п. – дать сыра кому? бегущей рыжей лисе
В.п. вижу кого? бегущую рыжую лису
Т.п. – сыр украден кем? бегущей рыжей лисой
П.п. – говорить о ком? – о бегущей рыжей лисе.

Просклоняй причастия женского рода:Чтобы проследить, как именно мы определяем падежные окончания причастий, просклоняем одно из них вместе

Слайд 9Мы с вами видим, что окончания прилагательного и причастия при склонении

различаются весьма незначительно. Например: лису бегущУЮ и рыжУЮ. Но ведь мы помним, как мы определяем окончания прилагательных? Мы ставим к ним вопрос. Здесь мы можем спросить: какую лису?
Получается, что падежные окончания причастий, как и окончания прилагательных определяются при помощи вопроса. Значит, окончание причастия всегда будет равно или приближенно равно окончанию вопроса.

Мы с вами видим, что окончания прилагательного и причастия при склонении различаются весьма незначительно. Например: лису бегущУЮ и

Слайд 10 Попытаемся просклонять причастие и прилагательное мужского рода
И.п. – кто? лежащий толстый кот
Р.п.  – нет кого? лежащего толстого кота
Д.п.

– подойти к кому? к лежащему толстому коту
В.п. вижу кого? лежащего толстого кота
Т.п. – мышь поймана кем? лежащим толстым котом
П.п. – говорить о ком? – о лежащем толстом коте

 Попытаемся просклонять причастие и прилагательное мужского родаИ.п. – кто? лежащий толстый котР.п.  – нет кого? лежащего толстого котаД.п. – подойти к кому? к лежащему толстому котуВ.п. вижу

Слайд 11 Посмотрим, как обстоят дела с причастиями среднего рода:
И.п. – что это? сморщенное смешное лицо
Р.п.  –

чего нет? сморщенного смешного лица
Д.п. – удивляться чему? сморщенному смешному лицу
В.п. вижу что? сморщенное смешное лицо
Т.п. – восхищаться чем? сморщенным смешным лицом
П.п. – говорить о чём? – о сморщенном смешном лице
 Посмотрим, как обстоят дела с причастиями среднего рода:И.п. – что это? сморщенное смешное лицоР.п.  – чего нет? сморщенного смешного лицаД.п. – удивляться чему? сморщенному смешному лицуВ.п. вижу

Слайд 12Как склоняются причастия множественного числа?
И.п. – есть кто? уставшие тихие дети
Р.п.  – нет кого? уставших тихих детей
Д.п.

– петь кому? уставшим тихим детям
В.п. вижу кого? уставших тихих детей
Т.п. – играть с кем? с уставшими тихими детьми
П.п. – говорить о ком? – об уставших тихих детях
Как склоняются причастия множественного числа?И.п. – есть кто? уставшие тихие детиР.п.  – нет кого? уставших тихих детейД.п. – петь кому? уставшим тихим детямВ.п. вижу кого? уставших тихих детейТ.п. –

Слайд 13Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Обозначьте окончания прилагательных

и причастий.

Доп.: выполните морфоемный разбор выделенных причастий.
В (потемневший) хвое, с (распахнутый) воротами, о (спящий) царевне, за (строящийся) домом, свирепствовал с (нарастающий) силой, пахло (тающий) снегом, в (колеблемый) ветром траве, (проверяемый) ударением гласные, вдоль (оживлённый) дороги, наблюдать за (плывущий) облаками, в (надвигающийся) сумерках, по (разъезженный) машинами дороге, с (проваленный) крыши.

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Обозначьте окончания прилагательных и причастий.  Доп.: выполните морфоемный

Слайд 14Причастный оборот

Причастный оборот

Слайд 17Замени сложное предложение простым с причастным оборотом:
1) Мальчик, который ехал к

бабушке, хотел обрадовать её хорошей оценкой.
2) Если бы не ветер, который дул с севера, мы бы не простудились.
3) Участник, который получает более восьмидесяти шести баллов, становится чемпионом.
4) Дверь, которая открывалась со скрипом, и звон колокольчика спугнули вора.
5) Я случайно присел на лавочку, которую только что выкрасили.
Замени сложное предложение простым с причастным оборотом:1) Мальчик, который ехал к бабушке, хотел обрадовать её хорошей оценкой.2)

Слайд 18Выделение на письме причастного оборота (ПО).

Выделение на письме причастного оборота (ПО).

Слайд 19Выписать в одну колонку словосочетания «прилагательные + существительные», а в другую

– «причастия + сущ.».

Нежный взгляд, серая мыш(?), разрезанный пирог, вымытые полы, чистый пол, танцующие дети, пр..смешная история, пропавший щеноч..к, ар..стованный пр..ступник, кожа..ая куртка, сломанный стул, зашитая дырка, городской парк, звери..ые следы, поющие птицы, (ярко)красные розы, сорванные розы, выкрашенные волосы, подстреленная птица, стреляющий воин, уд..вительный рассказ, листве(н-нн)ый лес, ч..рный кот, почерневшие камни, подстриженные волосы, открытая дверь, серебря(н-нн)ая цепочка, построенный дом, пр..школьная те(р-рр)итория.

Выписать в одну колонку словосочетания «прилагательные + существительные», а в другую – «причастия + сущ.». Нежный взгляд,

Слайд 20Переписать, вставляя пропущенные буквы.
1 Я подош..л к улыбающ..муся человеку и прот..нул ему

(не)большой конвертик. 2. За оставш..мися па(с-сс)ажирами наконец(то) пр..плыла шлю(б-п)ка. 3. Девч..нка медленно подошла к светящ..муся шару из (нежно)голубого стекла. 4. В колеблющ..мся свете свечи она увид..ла какую(то) (не)обычную тень. 5. Он непр..менно буд..т следить за приближающ..мся поездом 6. На прогнувш..мся мосту стояли люди в кожа(н-нн)ых куртках. 7. Кони ост..новились перед прогнувш..мся мостом и н..(за)что не хотели заходить на него. 8. Н..кто (не)мог успокоить развеселивш..гося малыша.

Переписать, вставляя пропущенные буквы. 1 Я подош..л к улыбающ..муся человеку и прот..нул ему (не)большой конвертик. 2. За оставш..мися па(с-сс)ажирами наконец(то)

Слайд 21Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами.
1.

Дом, который был построен на холме, стоял возле ручья, который впадал в Гаронну. 2. Люди, которые с детства живут в Москве, хорошо знают места, о которых я говорю. 3. Солдаты, которые пытались взобраться на стену по лестницам, походили на муравьев, которые так же упорно лезут вверх по какой-нибудь ветке. 4. Шум, который доносился сверху, мешал детям, которые спали на первом этаже. 5. Книги, которые написал Пушкин, всегда будут представлять ценность для людей, которые любят читать. 6. Эту награду получит человек, который найдет кошелек, который я потерял. 7. Хрустальная вазу, которую Марина разбила, склеить было нельзя, и мы отнесли ее старику, который покупал такие вещи.

Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами. 1. Дом, который был построен на

Слайд 22Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами.
1.

Молодые работники, которые переселились в наши места, были довольны теми домами, которые для них построили. 2.Действительно, пуля, которую выпустил молодой охотник, попала в дерево, которое росло на краю пруда. 3. Кошка, которая играла с клубком, вдруг увидела мышь, которая сидела под лавкой. 4. Ту комнату, в которой раньше жил Егор, теперь дед отдал племяннице, которая недавно приехала из Москвы. 5. Письмо, которое написала Татьяна, так и осталось лежать на тумбочке, которая стояла возле кровати. 6. Мы сели в автобус, который ехал в новый микрорайон, который построили совсем недавно. 7. Князь поднял лук, который подал ему слуга, и выстрелил в лань, которая как раз в этот момент выпрыгнула из кустов на дорожку.

Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами. 1. Молодые работники, которые переселились в

Слайд 23Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах.
1. На

тарелк(е-и) лежал сыр нарезанный тонкими ломтиками. 2. Мальчик прочитавший эту книгу получил высокую отметку.3. Сделанные из серебра статуэтки сразу привлекли моё внимание. 4. Листья ярко осв..щенные солнцем к..зались красными.5. Мы сели в автобус под(?)ехавший к нашей остановк(е-и).6. Мы с удовольствием смотрели на хорошо вычищенную посуду. 7.Костёр разожженный мальчиками был виден издалека. 8. Катя одела новое пальто сшитое из плотной ч..рной ткани.9.В честь праздника мама поставила на стол салат приготовленный из экзотических фруктов. 10. Туго заплетенные косички торчали в разные стороны.

Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах. 1. На тарелк(е-и) лежал сыр нарезанный тонкими

Слайд 24Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах. Выделить

чередующиеся корни.

1. Все грибы собранные в лесу мы сложили в одну большую корзину.2. В саду дети соб..рали яблоки упавшие на землю.3. Груша р..стущая в нашем саду давала плоды один раз в два года.4. Первым заг..релся стоящий возле бани сарай.5.Справа от меня прост..ралась р..внина освещенная яркой луной.6. В широко открытое окно на з..ре ворвался свежий утре(н-нн)ий воздух.7. Бабушка очень обиженная моими словами стала зап..рать двери. 8. На столе стояли стаканы (з-с)деланные из голубого стекла. 9. Его аккуратно подстриженные волосы были (светло)русого оттенка.10.Горничная одетая в (бледно)голубое платье стала расст..лать скатерть.

Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах. Выделить чередующиеся корни. 1. Все грибы собранные

Слайд 25Действительные и страдательные причастия.

Действительные и страдательные причастия.

Слайд 27Определи разряд причастия:
Гонимый
Выросший
Приготовленный
Поющий
Обутый
Выращенный
Выпитый
Надетый
Пришедший
Ведомый
Танцующий
Говоримый
Любящий
Решившаяся
Пьющий
Пробуемый
Работающий
Озаренный
Дувший
Вылеченный
Защищенный
Плывущий
Надеющийся


Определи разряд причастия:ГонимыйВыросшийПриготовленныйПоющийОбутыйВыращенныйВыпитыйНадетыйПришедшийВедомыйТанцующийГоворимыйЛюбящийРешившаясяПьющийПробуемыйРаботающийОзаренныйДувшийВылеченныйЗащищенныйПлывущийНадеющийся

Слайд 28Краткая форма причастий образуется от основы полной формы с помощью окончаний:
нулевого

— для мужского рода,
-а — женского рода,
-о — среднего рода,
-ы — множественного числа
Например: приклеенный – приклеен, приклеена, приклеено, приклеены
Т.е., окончания кратких причастий состоят из одной буквы или могут быть нулевыми.

Краткая форма причастий образуется от основы полной формы с помощью окончаний:нулевого — для мужского рода,-а — женского

Слайд 32 Определить, чем являются выделенные слова : кратким причастием, полным причастием

или глаголом.

1 Земл..трясние началось на рассвете. 2. Экзамен начат в девять часов утра. 3. Начатую работу необходимо закончить. 4. Нельзя использовать непроверенные факты. 5. Работа проверена учеником небрежно. 6. Я все внимательно проверила. 7. Бой наконец-то окончен. 8. Патроны закончились. 9. Посуда была вытерта насухо. 10. Он оставлен на второй год. 11. Подушка была набита пухом. 12. Надо улыбаться, даже если на душе тяжело. 13. Улыбающийся ребенок протянул мне игрушку. 14. Коса была очень туго заплетена. 15. Мне не нравится молотый кофе. 16. В открытую дверь ворвался свежий воздух. 17. Открой дверь пошире! 18. Двери и окна открыты.

Определить, чем являются выделенные слова : кратким причастием, полным причастием или глаголом. 1 Земл..трясние началось на рассвете. 2.

Слайд 33Всеми узнаваемый персонаж, проигранный спор, выпитый до дна чай, ведомый человек,

наигранное поведение, украшенная цветами веранда, залитый солнцем балкон, избитая тема для разговора, сшитое платье, начищенные мальчиком туфли, разбитое сердце, начисто вымытый пол, часто повторяемое слово, заряженный телефон, спущенное на дороге колесо, свежесвареный к завтраку кофе, выкопанный по осени картофель.
Всеми узнаваемый персонаж, проигранный спор, выпитый до дна чай, ведомый человек, наигранное поведение, украшенная цветами веранда, залитый

Слайд 34Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные.
Организова…ая

экскурсия; полноце…ый завтрак; развеша…ы картины; лица озабоче…ы; полома…ые деревья; воспита…ый бабушкой; организова…ая работа; уроки законче…ы; молчание наруше…о; послание адресова..о товарищу; выраще…ый урожай; сломленны человек; задета за живое; подслушанный разговор;

Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные. Организова…ая экскурсия; полноце…ый завтрак; развеша…ы картины;

Слайд 35Найти причастия, подписать, полные они или краткие, и подчеркнуть их как

члены предложения. Объяснить вставленные буквы.

1. Летящие птицы непр..менно пр..влекут его внимание. 2. Стол покрыт (ярко)ж..лтой скатертью. 3. Я увид..л, что упавший орех был расколот пополам. 4. Работа выполнена пр..восходно. 5. На тумбочк.. лежит непрочитанная книга. 6. Посуда почему(то) до сих пор не вымыта. 7. В распахнутые окна льет(?)ся свет. 8. Деревя(н-нн)ая дверь распахнута настежь. 9.Этот глиня(н-нн)ый кувшин (з-с)делан пр..красным мастером. 10. Возле сломанной ивы тропинка сворач..вала к пруду. 11. Ветр(е-я)ная мельница оказалась сломана. 11. Ремонтные работы начаты пят(?)надцать часов назад.

Найти причастия, подписать, полные они или краткие, и подчеркнуть их как члены предложения. Объяснить вставленные буквы. 1.

Слайд 36Замените, где можно, придаточные предложения причастными оборотами, поставьте необходимые знаки препинания.
1.

Наступил день, которого мы давно ожидали. 2. Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. 3. Книги я брал в городской библиотеке, которую основал еще А.П.Чехов. 4. Ум, когда он направлен на одно отрицание, бледнеет, сохнет. (Тургенев И.С.)  5. Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. 6. Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом.(Чехов А.П.) 7. Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. 8. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели.

Замените, где можно, придаточные предложения причастными оборотами, поставьте необходимые знаки препинания. 1. Наступил день, которого мы давно

Слайд 38. От глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. 
Верить, держать, ценить, полоть,

пахать, звать, класть, стелить, зависеть, чтить, молчать, скрипеть, ползти, брить, опаздывать.

.
. От глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Верить, держать, ценить, полоть, пахать, звать, класть, стелить, зависеть, чтить,

Слайд 39От глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.
Хранить, зависеть, таять, засеять, сидеть,

смотреть, клеить, уходить, вертеть, лечить, молоть, ограничивать, стоять, распороть, лелеять.

От глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.Хранить, зависеть, таять, засеять, сидеть, смотреть, клеить, уходить, вертеть, лечить, молоть,

Слайд 40От данных глаголов образуйте причастия настоящего времени, объясните написание суффиксов
Любить, уважать,

волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

От данных глаголов образуйте причастия настоящего времени, объясните написание суффиксов Любить, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть,

Слайд 41Закрепление:
Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в

воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро сража…щийся полк, хлопоч…щая у печки хозяйка, растила…щаяся степь, стро…щееся здание, кол…щий дрова истопник, ненавид…щий нас враг, пряч…щийся ребёнок, трепещ…щая рыба, готов…щийся к зачётам студент, дремл…щий старик, слыш…щийся издали гудок, стел…щийся туман, ла…щая собака, спе…щий виноград, ре…щие знамёна.

Закрепление:Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, знач…щееся

Слайд 44От глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени. 
Верить, держать, ценить, полоть, пахать,

звать, класть, стелить, зависеть, чтить, молчать, скрипеть, ползти, брить, опаздывать.

От глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени.  Верить, держать, ценить, полоть, пахать, звать, класть, стелить, зависеть, чтить,

Слайд 45Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
 
1) Наступает

золотая осень приносящая дожди.
2) Река огибавшая берег уходила в горы.
3) Не закрытая тучей заря освещала окна.
4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев.
5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.
6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.  1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2)

Слайд 46Подберите определяемое слово к причастиям. С любыми двумя словосочетаниями составьте простые

распространенные предложения с однородными членами.

оз…ренный
изл…живший
пр…дложенная
замерзающий


к накл…нивш…йся
о заг…ревш…мся
к строящ…муся

Подберите определяемое слово к причастиям. С любыми двумя словосочетаниями составьте простые распространенные предложения с однородными членами. оз…ренныйизл…жившийпр…дложеннаязамерзающийк

Слайд 47 Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от

которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания.

Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути.

 Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный

Слайд 48 Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Спишите предложения, расставляя знаки

препинания и графически обозначая причастные обороты.
Сороки (состоять) с воронами в близком родстве заметили перекличку ворон и застрекотали. Я проснулся от (пробиться) в мутное стекло солнечного луча. Под полом одиноко и робко скреблась мышь (голодать) из-за кота.
 Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
(Н_)чего нет пр_краснее бе_предельного широкого моря залитого лу_ным светом и голубого неба полного тихих сияющих звезд. Темная вода громады утесов на берегу и м_лчаливый лес в горах так г_рмонично соч_тались друг с другом и созд_вали картину, полную величестве(н,нн)ой красоты.

 Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и графически обозначая причастные обороты.Сороки

Слайд 49 Образуйте от глаголов сначала действительные причастия настоящего времени, а затем прошедшего.
Шептать,

пилить, полоть, тащить, ставить, возить, хвалить, плакать, дремать, гнать, торопиться.
 Замените часть предложения со словом которая причастными оборотами.
Кит, который плавает посредине водного поля, кажется гигантским. На борту корабля или на носу шлюпки устанавливается особая пушка, которая стреляет разрывными пулями. Полосатик будто не замечает шлюпки, которая описывает круг, обходя его.

 Образуйте от глаголов сначала действительные причастия настоящего времени, а затем прошедшего.Шептать, пилить, полоть, тащить, ставить, возить, хвалить,

Слайд 50Выпишите из предложений причастия вместе с определяемыми словами. Во всех ли

предложениях есть причастия?
1) В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром.
2) Я поблагодарил вожатого за оказанную помощь.
3) Я увидел мужчину высокого, но уже сгорбленного старостью.
4) Старый полинялый мундир его напоминал воина времен Анны Иоанновны.
5) Река уже в нескольких местах была покрыта белым снегом.
6) У ворот я видел старую чугунную пушку.

Выпишите из предложений причастия вместе с определяемыми словами. Во всех ли предложениях есть причастия?1) В эту минуту

Слайд 51 Укажите правильный вариант ответа.
1. Действительное причастие настоящего времени, образованное от глагола

несовершенного вида.
а) Ждущий ответа; б) узнавший обо всем; в) предпочитаемый мною.
2. Действительное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида.
а) Решивший задачу; б) сверкающий в ночи; в) сдерживаемый с трудом.

 Укажите правильный вариант ответа.1. Действительное причастие настоящего времени, образованное от глагола несовершенного вида.а) Ждущий ответа; б) узнавший

Слайд 53Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени:
Читать, вести, откидывать, видеть, удерживать,

рекомендовать, слышать, понимать, осматривать, повторять.
Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени:Читать, вести, откидывать, видеть, удерживать, рекомендовать, слышать, понимать, осматривать, повторять.

Слайд 54Можно ли образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола обидеть? Почему? Докажите.
А

от глаголов кричать, вертеть, жать, держать, сжать, быть, петь, жевать и др.

движимый.
-  Объясните почему в суффиксе этого причастия пишется буква «и».

Можно ли образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола обидеть? Почему? Докажите.А от глаголов кричать, вертеть, жать, держать,

Слайд 55Девочка движимая чувством сострадания бережно поддерживала пожилую женщину.
Чьи – то голоса слышимые издалека гулко раздаются среди

шелеста трав.
Верхушки берёзок колеблемые утренним ветерком приветствовали нарождавшийся день.

Девочка движимая чувством  сострадания бережно поддерживала пожилую женщину.Чьи – то голоса слышимые издалека гулко раздаются среди шелеста трав.Верхушки берёзок колеблемые утренним ветерком приветствовали

Слайд 56Образуйте от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени:
Колебать, видеть, отправлять,

прикрывать, зависеть, гнать, ненавидеть.
Образуйте от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени:Колебать, видеть, отправлять, прикрывать, зависеть, гнать, ненавидеть.

Слайд 57Распространите предложения причастным оборотом так, чтобы причастие было страдательным настоящего времени.

Используйте слова для справок.              

                                                         
За окном проносится серая полоса туннеля.
По тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и бабочки.
Слова для справок: видеть, обрабатывать, слышать, управлять.

Распространите предложения причастным оборотом так, чтобы причастие было страдательным настоящего времени. Используйте слова для справок.    

Слайд 61Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени:
Указать, затеять, видеть, изранить, построить,

понять, сжать, просмотреть, выпилить, повалить, включить, пройти, вырастить, испечь, сотворить, убрать, засеять, застеклить, опустить, окружить, напечатать, засыпать,
проложить, нагрузить, увешать, разработать, забросить, склонить,
пронизать, подвесить, зажечь, обмануть, вылечит.

Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени:Указать, затеять, видеть, изранить, построить, понять, сжать, просмотреть, выпилить, повалить, включить,

Слайд 62Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст,

выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми. Дорожка (очистить)

Слайд 63Составьте связный текст, используя данные словосочетания.
Одетые в разноцветный наряд деревья; сжатые

поля; пожелтевшая листва,
увядшие листья берёз; разъярённый ветер; почерневшая от частых дождей
земля, шёпот шуршащих под ногами листьев; раскачивающиеся от ветра
ветки; уходящее тепло; побледневшая полоса горизонта; расстилающееся
лесное болото; подхватываемые ветром; приглушённый голос кукушки;
трепещущие осинки; расшитый ковёр; лес, наполненный голосами; холодноватая вода; несмолкаемый гомон.


Составьте связный текст, используя данные словосочетания.Одетые в разноцветный наряд деревья; сжатые поля; пожелтевшая листва,увядшие листья берёз; разъярённый ветер;

Слайд 64Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов.

Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
2. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
3. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
4. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
5. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
6. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
7. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
8. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.

Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.1. В центре романа образ

Слайд 66Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания в предложениях, выделите причастные обороты.
.
Ели

засыпа…ые снегом, окаймляли поляну.
Поднявшийся на трибуну докладчик был хорошо знаком слушателям.
Книги прочита…ные во время каникул я сдала в библиотеку.
Я заметил крепкий грибок спрятавшийся под листком.
Омытая росой трава радовала глаз.
Разлившаяся по широкому лугу речка отражает ясное небо и легкие облака.


Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания в предложениях, выделите причастные обороты..Ели засыпа…ые снегом, окаймляли поляну.Поднявшийся на трибуну

Слайд 67Воробьи сл…тевшиеся к к…рмушке быстро скл…вали брошенные зерна.
Снег падающий с самого

утра засыпал все дороги.
Недавно смаза…ные лыжи отлично ск…льзили по первому снегу.
Сквозь пелену тумана в…днелись д…ревья ч…рнеющие на противоположн…м берегу.
Шум машины пр…ближавшейся по шоссе спугнул лося.
Воробьи сл…тевшиеся к к…рмушке быстро скл…вали брошенные зерна.Снег падающий с самого утра засыпал все дороги.Недавно смаза…ные лыжи

Слайд 68Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с

Н-НН.

Реше..ая задача, вырва..ый лист, пуга..ая ворона, прочита..ая книга, сея..ая мука, ветре..ая погода, серебря..ое кольцо, привяза..ая ветка, кипяче..ая в кастрюле, броше..ый щенок.

Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.  Реше..ая задача, вырва..ый лист,

Слайд 69Запись предложений с причастиями. Найти и выделить причастные обороты, объяснить постановку

запятых. Объяснить написание н и нн в выделенных словах.

На песчаном дне, сплошь усеянном маленькими обломками камней, слабо колыхались перепутанные водоросли.
Памятники изобразительного искусства, связанные с историей страны, представляют большой интерес.
Материал, собираемый писателем для работы, хранится в записных книжках, представляющих особую художественную ценность.

Запись предложений с причастиями. Найти и выделить причастные обороты, объяснить постановку запятых. Объяснить написание н и нн

Слайд 70Дочь умна и воспита…а.
Девочка хорошо воспита…а бабушкой.
Море взволнова(н,нн)о Лицо девочки было

взволнова(н,нн)о
Некоторые люди очень рассея…ы.
Семена рассея…ы по полю.

Дочь умна и воспита…а.Девочка хорошо воспита…а бабушкой.Море взволнова(н,нн)о  Лицо девочки было взволнова(н,нн)оНекоторые люди очень рассея…ы.Семена рассея…ы

Слайд 71 Дочь умна и воспитанна.
Девочка хорошо воспитана

бабушкой.
Лицо девочки было взволнованно.
Море взволновано.
Некоторые люди очень рассеянны.
Семена рассеяны по полю.
 

Дочь умна и воспитанна.   Девочка хорошо воспитана бабушкой.   Лицо девочки было взволнованно.

Слайд 74Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; объясните.
Раскрашенные картинки,

подстриженные волосы, спокойные зрители, единственная возможность, ветреная девица, отшлифованная поверхность, , похищенная вещь.
 
Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; объясните. Раскрашенные картинки, подстриженные волосы, спокойные зрители, единственная

Слайд 75«Третий лишний».
Ветреный, глиняный, скошенный
Убранный, замороженный, карманный
Крашеный, вязаный, колющий
Нагреваемый, изучаемый, квашеный.

«Третий лишний». Ветреный, глиняный, скошенныйУбранный, замороженный, карманныйКрашеный, вязаный, колющийНагреваемый, изучаемый, квашеный.

Слайд 77Пирожки бывают пече…ые и жаре…ые. Множество пирожков, испече…ых, поджаре…ых, ждало гостей.

Пирожки, пече…ые в духовке и жаре…ые на сковородке, лежали на блюдах красивыми горками.
Пирожки бывают пече…ые и жаре…ые. Множество пирожков, испече…ых, поджаре…ых, ждало гостей. Пирожки, пече…ые в духовке и жаре…ые

Слайд 78Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с

Н-НН.

     Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса, Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок. 

Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.      Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный

Слайд 791. Ресурсы изысканы экономистами. 2. Её манеры изысканны.

3. Ягоды подавлены в корзине. 4. Люди стояли подавленны и унылы. 5. Сумма собрана по копеечке. 6. Речь стройна и собранна. 7. Вещи утеряны в дороге. 8. Студентка рассеянна. 9. Публика избалована гастролёрами. 10. Все трудности временны. 11. Вещи утеряны в дороге.

1. Ресурсы изысканы экономистами.   2. Её манеры изысканны.   3. Ягоды подавлены в корзине.

Слайд 80Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол,

от которого образовано данное причастие.

 
Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.
Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.
Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.  Живем

Слайд 81Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте

Н/НН.

 
Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.  Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый

Слайд 82Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
 
1) Наступает

золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.  1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2)

Слайд 83Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.
1 вариант
Жаре..ый гусь, поджаре..ая колбаса, жаре..ые в

масле пирожки, писа..ый красавец, вписа..ый треугольник, писа..ый художником, организова..ая спонсорами ярмарка, тка..ая скатерть, тка..ая золотом скатерть, забракова..ые товары;
2 вариант
Воспита..ый человек, дистиллирова..ая вода, расклее..ые афиши, дисквалифицирова..ый спортсмен, незва..ый гость, связа..ый пленник, завербова..ый агент, сдела..ая надпись, варе..ый в мундире картофель, купле..ые в магазине вещи.

Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн. 1 вариантЖаре..ый гусь, поджаре..ая колбаса, жаре..ые в масле пирожки, писа..ый красавец, вписа..ый

Слайд 84Проверь себя 
Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный

красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.

Проверь себя Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная

Слайд 87Задание. Спишите текст, вставив знаки препинания. Сделайте морфологический разбор причастий.
Иван Иванович Шишкин

известный пейзажист изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника рисовавшего преимущественно сосновые дубовые самые мощные и самые высокие леса современники называли богатырем русского леса. Творчество художника глубоко и преданно любившего русскую природу было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи запечатлевшие виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.
 

Задание. Спишите текст, вставив знаки препинания. Сделайте морфологический разбор причастий. Иван Иванович Шишкин известный пейзажист изобразивший в своих

Слайд 88Задание 1. Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта. Не с причастиями

Задание 1. Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта. Не с причастиями

Слайд 89Задание 2. Решите, как писать, – слитно или раздельно. Раскройте скобки.
(Не)выученный урок,

(не)открытая книга, (не)расцветший, а увядший росток, урок (не)окончен, (не)завершенное вовремя дело, (не)скошенная на поле трава.

Задание 2. Решите, как писать, – слитно или раздельно. Раскройте скобки. (Не)выученный урок, (не)открытая книга, (не)расцветший, а увядший

Слайд 90(Не)примятая трава, трава (не)примята, (не)примятая машинами трава, (не)поставленная на место книга,

(не)забытая, а созданная вновь песня, (не)выученное стихотворение, лошадь (не)запряжена, (не)прикрытая форточка.
(Не)примятая трава, трава (не)примята, (не)примятая машинами трава, (не)поставленная на место книга, (не)забытая, а созданная вновь песня, (не)выученное

Слайд 91Задание: Списать, раскрыть скобки.
По (не)зависящим причинам; (не)решаемая задача; трава (не)скошена; (не)убранное поле;

никогда (не)знавшие страха; (не)останавливающийся ни перед какой преградой; никем (не)исследованный вопрос; дорожки (не)расчищены; (не)подоспевшие вовремя на помощь; сочинение (не)написано; (не)исправленная работа по математике; вещи (не) собраны; (не)написанное сочинение по литературе; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника; тропинка (не)освещена; (не)взволнованное, а успокоившееся море; далеко (не)решенный вопрос; (не)прекращающийся ливень; задача (не)решенная, а только начатая; (не)встреченный никем.

Задание: Списать, раскрыть скобки. По (не)зависящим причинам; (не)решаемая задача; трава (не)скошена; (не)убранное поле; никогда (не)знавшие страха; (не)останавливающийся ни

Слайд 92Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в

предложении:  Огонёк в башенке светится ровным, (не)мигающим светом.

А) (Не)мигающим –пишется раздельно, так как  НЕ с причастиями всегда пишется раздельно
Б) (Не)мигающим – пишется слитно, так как при причастии нет зависимого слова и противопоставления с союзом А
В) (Не)мигающим –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)мигающий – пишется слитно, так как это причастие не употребляется без НЕ

Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:  Огонёк в башенке светится ровным,

Слайд 93Укажите вариант ответа с ошибкой.
А) невыращенный куст
Б) невыращенный к весне куст
В)

куст не выращен
Г) нерастущий куст

Укажите вариант ответа с ошибкой. А) невыращенный кустБ) невыращенный к весне кустВ) куст не выращенГ) нерастущий куст

Слайд 94Спишите, исправив все ошибки.
Я аглидел фсё не доумевающим взглядам. Вакрук нас

прастералась не тронутая тайга. В первые я увидил не освищоный лес, а полутемный и дикий. Деревья не прикрытые листвой напоминали о приближении зимы.
Спишите, исправив все ошибки.Я аглидел фсё не доумевающим взглядам. Вакрук нас прастералась не тронутая тайга. В первые

Слайд 96Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки.
Освеще_ая площадка,

купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые  деревья.
Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, , травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки.Освеще_ая площадка, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка,

Слайд 97Объясните слитное и раздельное написание не.
Образец: (Не) сданная своевременно работа – не сданная своевременно работа.
1.

(Не)законченный эксперимент, (Не)законченный лабораторией эксперимент. Эксперимент (не)закончен. Эксперимент до сих пор (не)закончен. 2. (Не)просохшая после дождя земля. (Не) просохшая земля. (Не) утихающий, а усиливающийся ветер. 3. (Не)замеченная ошибка. (Не) обнаруженные при осмотре дефекты. (Не)поладки (не)устранены. 4. (Не)прекращающийся всю ночь снегопад. (Не)прекращающиеся метели. Дви­жение транспорта (не)прекращено. 5. (Не)принятое комиссией предложение. (Не)приятный для всех раз­говор. Решение (не)принято. 6. Совсем (не)исследован­ные районы. Совсем (не)исследованные геологами рай­оны. 7. (Не)установленные до конца причины. Совер­шенно (не)выясненные обстоятельства.

Объясните слитное и раздельное написание не. Образец: (Не) сданная своевременно работа – не сданная своевременно работа.1. (Не)законченный эксперимент, (Не)законченный лабораторией эксперимент.

Слайд 99Определи тип связи в словосочетании:
Красивый пейзаж
Его книга
Уничтожить улики
Убраться в доме
Молодой человек
Холодная

зима

Поехать отдыхать
Пятнадцать рублей
Храбрый мальчик
Выглядеть печально
Косой дождь
Выполненное обещание

Определи тип связи в словосочетании:Красивый пейзажЕго книгаУничтожить уликиУбраться в домеМолодой человекХолодная зима Поехать отдыхатьПятнадцать рублейХрабрый мальчикВыглядеть печальноКосой

Слайд 100-Задание: вместо точек вставьте нужную букву.
Подреза…ые деревья
Краше…ые стены
Заплете…ая коса
Выстрое…ая школа
Упакова…ые книги
Моче…ое

яблоко
Прочита…ая книга
Вяза…ые варежки
Ответы
Подрезанные деревья
Крашеные стены
Заплетенная коса
Выстроенная школа
Упакованные книги
Моченое яблоко
Прочитанная книга
Вязаные варежки

-Задание: вместо точек вставьте нужную букву. Подреза…ые деревьяКраше…ые стеныЗаплете…ая косаВыстрое…ая школаУпакова…ые книгиМоче…ое яблокоПрочита…ая книгаВяза…ые варежкиОтветыПодрезанные деревьяКрашеные стеныЗаплетенная

Слайд 101Наступает золотая осень, приносящая дожди.
Приносящая –
морфологический разбор.

Наступает золотая осень, приносящая дожди.Приносящая – морфологический разбор.

Слайд 102В связи с какими частями речи и какими морфемами мы говорили

о правописании О-Ё после шипящих?

Правописание О-Ё после шипящих в корне; суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных.

В связи с какими частями речи и какими морфемами мы говорили о правописании О-Ё после шипящих? Правописание

Слайд 103Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная,

а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка.
Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная

Слайд 104(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь. (Не) сказанному

слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние. Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый. (Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало. (Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан. (Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.
(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь. (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово–

Слайд 112Вставьте – н – или – нн-…
а) Ране…ый солдат, ране…ый в

ногу, нежда…ый, негада…ый, реше…ая задача, писа…ый красками портрет, маринова…ый гриб, броше…ая лодка, некоше…ая трава, нескоше…ая трава, не коше…ая никем трава, засоле…ые грузди, жаре…ая в сметане рыба, соле…ый огурец, разброса…ые бумаги, нехоже…ые тропы, писа…ая красавица, раскова…ый парень.
б) Девочка образова…а, образова…а комиссия; море взволнова…о, мама взволнова…а; продукты взвеше…ы, его решение взвеше…о; собрание организова…о, бригада организова…а; Семена рассея…ы по полю; Дети невнимательны и рассея…ы.

Вставьте – н – или – нн-… а) Ране…ый солдат, ране…ый в ногу, нежда…ый, негада…ый, реше…ая задача,

Слайд 113 Вставьте пропущенную гласную.
Смеш…ный с песком, смеш…нное тесто, застрел…нная птица, пристрел.

. . нное ружье, стриж…ные головы, освещ…нные светом луны, засе…нное поле, замеш…ное тесто, отправл…нная корреспонденция, выкач…нная нефть, выкач…нная из подвала бочка, выращ…ный урожай.
Освещ…нный лес, расчищ…нная дорожка, испеч…нный, остановились пораж…нные, окруж…нная врагами, золоч…нные купола, заброш…нная деревушка. .

Вставьте пропущенную гласную. Смеш…ный с песком, смеш…нное тесто, застрел…нная птица, пристрел. . . нное ружье, стриж…ные

Слайд 114Определите роль причастий в предложении.
 
Сорванные травы и цветы мы раскладывали и

сушили в книгах. Все в мирный сон погружено. Широкая дороженька берёзками обставлена. Небо было загромождено клочьями снежно – белых облаков. Лесная лужайка вся пропитана холодной росой. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились ещё не очищенные от снега скаты крыш.

Определите роль причастий в предложении.  Сорванные травы и цветы мы раскладывали и сушили в книгах. Все в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть