Презентация, доклад по русскому языку Отрицательные частицы НЕ и НИ (7 класс, 2 урока)

Содержание

7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Ответ запишите цифрой.1) отаплива..мый, чуть слыш..мый2) глубоко дыш..щий, плач..щий3) успоко..нный, неча..нный4) остав..вший, повер..вший8. В каком предложении в слове на месте пропуска пишется НН?

Слайд 1Готовимся к к.р.

6. В каком предложении при употреблении причастного (деепричастного) оборота

допущена ОШИБКА? Ответ запишите цифрой.
1) Вернувшись с прогулки, мы сели пить чай с баранками.
2) Выставка, открывшаяся сегодня в Доме художника, посвящена европейской живописи начала ХХ века.
3) Тиха и торжественна земля, покрытая первым снегом.
4) Ожидая результатов экзамена, у Ольги даже повысилась температура.
Готовимся к к.р.6. В каком предложении при употреблении причастного (деепричастного) оборота допущена ОШИБКА? Ответ запишите цифрой.1) Вернувшись

Слайд 2

7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та

же буква? Ответ запишите цифрой.
1) отаплива..мый, чуть слыш..мый
2) глубоко дыш..щий, плач..щий
3) успоко..нный, неча..нный
4) остав..вший, повер..вший
8. В каком предложении в слове на месте пропуска пишется НН? Ответ запишите цифрой.
1) На ужин мы приготовили жаре..ую картошку.
2) Была образова..а даже специальная комиссия, которая два месяца прове-
ряла документы.
3) Колонны войск организова..о двигались к местам расположения.
4) Подали тушё..ую утку с соусом.
7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Ответ запишите цифрой.1) отаплива..мый,

Слайд 3Оценочный лист

Оценочный лист

Слайд 4
Прочитаем диалог:
-Пока к вам ни раз придёшь в школу, вы

хорошие оценки получаете. (Родитель 1)
- Не говорите! Совсем обленились! (Родитель 2)
Вопрос: Что напутали родители?
Чтобы дать «грамотный» ответ на данный вопрос и суметь объяснить это родителям, что нужно знать?
О чём же пойдёт речь на уроке?
о частицах НЕ и НИ
Какова цель урока ?

1. Проблемная ситуация.


научиться на основе приобретённых знаний распознавать, писать и правильно употреблять в своей речи частицы НЕ и НИ .

Прочитаем диалог: -Пока к вам ни раз придёшь в школу, вы хорошие оценки получаете. (Родитель 1)- Не

Слайд 5Семнадцатое апреля.
Классная работа.
Отрицательные частицы
НЕ и НИ
урок русского языка в 7 классе
«Такие

разные и такие нужные»…
Семнадцатое апреля.Классная работа.Отрицательные частицыНЕ и НИурок русского языка в 7 классе«Такие разные и такие нужные»…

Слайд 62. Восстановите схему «Частицы –НЕ и –НИ».
Работа в парах. Помогите

восстановить схему «Частицы не и ни», используя материал учебника на стр. 174-175.

Отрицательные частицы

2.для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (сущ. В Р.п.)

1.для выражения утверждения при двойном отрицании

3.для выражения отрицания всему предложению или отдельным членам

4.для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словами НЕТ, НЕЛЬЗЯ

5.для выражения утверждения в придаточной части предложения после слов кто, что, как и т.п.

НЕ

НИ

2. Восстановите схему «Частицы –НЕ и –НИ». Работа в парах. Помогите восстановить схему «Частицы не и ни»,

Слайд 7
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,


Нет ни в чём тебе конца,
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.

(М. Ножкин.)

3. Работа с поэтическими текстами (с последующей взаимопроверкой).
Задание . Прослушать поэтические тексты. Используя опорную схему, выразите согласие-несогласие в употреблении частиц НЕ и НИ в каждом тексте.

Я люблю тебя, Россия,Дорогая наша Русь.Нерастраченная сила, Неразгаданная грусть.Ты размахом необъятна, Нет ни в чём тебе конца,Ты

Слайд 8Мне по душе и тишь её, и гам.
Куда б меня судьба

ни заносила,
Я возвращаюсь к волжским берегам,
Откуда начинается Россия.

(А.Дементьев.)
Мне по душе и тишь её, и гам.Куда б меня судьба ни заносила,Я возвращаюсь к волжским берегам,Откуда

Слайд 9Я точно знаю, кто впервые
Давным-давно сказал: «Не трусь!»
Тогда сказала так Россия,
Россия…

Если кратко – Русь.
(А.Прокофьев.)
Я точно знаю, кто впервыеДавным-давно сказал: «Не трусь!»Тогда сказала так Россия,Россия… Если кратко – Русь.

Слайд 10Взаимопроверка.
НИ – усиление отрицания со словом НЕТ;
НИ - утверждение в

придаточной части предложения после слова «куда»;
НЕ - для выражения отрицания всему предложению.
Взаимопроверка.НИ – усиление отрицания со словом НЕТ; НИ - утверждение в придаточной части предложения после слова «куда»;НЕ

Слайд 11Самостоятельная индивидуальная работа.
Задание: записать предложения, обозначив соответствующей цифрой (см. схему) условия

выбора написания частиц НЕ и НИ.

Нельзя (не-ни) любить своей Родины.
(Ни-не) звука русского, (ни-не) русского лица (ни-не) встретил.
И какой же русский (не-ни) любит быстрой езды!
Где б (ни-не) ехал, близко иль вдали,
Как бы (ни-не) встречали – привечали,
О тебе, Россия, боль Земли,
Все мои желания кричали!
(В.Сорокин.)

Самостоятельная индивидуальная работа.Задание: записать предложения, обозначив соответствующей цифрой (см. схему) условия выбора написания частиц НЕ и НИ.

Слайд 12Проверь себя.
Нельзя нИ любить своей Родины. - 4

2) НИ звука русского,

нИ русского лица нЕ встретил. – 2, 2, 3.

3) И какой же русский нЕ любит быстрой езды! - 3

4) Где б нИ ехал, близко иль вдали,
Как бы нИ встречали – привечали,
О тебе, Россия, боль Земли,
Все мои желания кричали! – 5, 5
(В.Сорокин.)
Проверь себя.Нельзя нИ любить своей Родины. - 42) НИ звука русского, нИ русского лица нЕ встретил. –

Слайд 13
Не один (много, несколько) –
ни один (никто)
Не

раз (много) –
ни разу (никогда, совсем)
Не кто иной, как (именно, только) – никто иной не (отрицат. местоим. никто)


Различай - ка

Не один (много, несколько) –   ни один (никто)Не раз (много) –   ни разу

Слайд 14
Задание 5 (устно): на основе картинок и предложенных к ним предложений

попытайтесь объяснить разницу в написании данных сочетаний.

Н? один наш герой способен на такую нежность.

Н? один художник не нарисует такую картину.

Я н? разу на море не был.

Этот город будет сниться мне н? раз.

Задание 5 (устно): на основе картинок и предложенных к ним предложений попытайтесь объяснить разницу в написании данных

Слайд 15
ПРОВЕРЯЕМ

Не один наш герой способен на такую нежность.
Ни один художник не

нарисует такую картину.

Я ни разу на море не был.

Этот город будет сниться мне не раз.

ПРОВЕРЯЕМНе один наш герой способен на такую нежность.Ни один художник не нарисует такую картину.Я ни разу на

Слайд 16
Задание 6. В данные предложения вставьте подходящие по смыслу выражения не

один – ни один, не раз – ни разу.


1. … час бродила по Подмосковью.

2. На нашем озере я был … .

3. … город в мире не заменит мне мою любимую Москву.

Не один (много)

Не раз (много)

Ни один («никто»)

Задание 6. В данные предложения вставьте подходящие по смыслу выражения не один – ни один, не раз

Слайд 177. Творческая работа. Продолжи рассказ по картине И.И. Шишкина «Утро в

сосновом лесу», включив в него частицы НЕ и НИ.

Глухой уголок соснового бора. Тихое утро. Неуклюжие медвежата. Кто (не-ни) знает этой картины И.И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу».

7. Творческая работа. Продолжи рассказ по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», включив в него частицы

Слайд 18Итог урока. Рефлексия
Вернёмся к вопросу «Что напутали родители?» и дать «грамотный»

ответ родителям.
-Пока к вам нЕ раз придёшь в школу, вы хорошие оценки НЕ получаете. (Родитель 1)
- НИ говорите! Совсем обленились! (Родитель 2)

Итог урока. РефлексияВернёмся к вопросу «Что напутали родители?» и дать «грамотный» ответ родителям. -Пока к вам нЕ

Слайд 19Итог урока. Рефлексия
Оценочный лист
Максимальное количество баллов – 25.

25 – 23 –

«5»,
22 – 18 – «4»,
17 – 13 – «3»,
12 и менее – «2».

Итог урока. РефлексияОценочный листМаксимальное количество баллов – 25.25 – 23 – «5»,22 – 18 – «4»,17 –

Слайд 20Напоследок…
В известном шлягере поётся: «Я отправлюсь за тобой, что бы путь

мне не пророчил…» Или всё-таки «ни пророчил»? Что перед вами – утверждение или отрицание?
Напоследок…В известном шлягере поётся: «Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил…» Или всё-таки «ни

Слайд 21Домашнее задание
п. 71 + С. Учить
Упр.429.

Домашнее заданиеп. 71 + С. УчитьУпр.429.

Слайд 22Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Слайд 23Готовимся к к.р.
9. В каком ряду в обоих случаях НЕ со

словом пишется слитно? Ответ запишите цифрой.
1) (не)опубликованный в журнале, (не)громко напевал
2) вёл себя (не)учтиво, (не)закрытая дверь
3) досадная (не)брежность, (не)взяв с собой
4) (не)справедливое наказание, песни (не)спеты

2

Готовимся к к.р.9. В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется слитно? Ответ запишите цифрой.1)

Слайд 24Готовимся к к.р.
10. В каком предложении выделенное слово пишется слитно? Ответ

запишите цифрой.
1) Она едва успела переписать (НА)БЕЛО сочинение, как прозвенел звонок.
2) Я раздумывал о том, ЧТО(БЫ) ещё важного успеть сделать до поездки.
3) (В)ТЕЧЕНИЕ пяти дней не утихал шторм.
4) Третий день подряд (ПО)ПРЕЖНЕМУ дул муссонный ветер.

1

Готовимся к к.р.10. В каком предложении выделенное слово пишется слитно? Ответ запишите цифрой.1) Она едва успела переписать

Слайд 25Готовимся к к.р.
11. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна

и та же буква? Ответ запишите цифрой.
1) туш..ная говядина, послать за врач..м
2) фасолевый струч..к, он не лж..т
3) факел зажж..н, громкий ш..пот
4) подч..ркивать, пятач..к

3

Готовимся к к.р.11. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква? Ответ запишите

Слайд 26Тема урока


Отрицательные частицы НЕ и НИ. Практикум.

Тема урокаОтрицательные частицы НЕ и НИ. Практикум.

Слайд 27Упр. 430.

Упр. 430.

Слайд 28Упр. 432.

Упр. 432.

Слайд 29Разборы

Разборы

Слайд 30Устойчивые сочетания:
ни жив ни мёртв
ни дать ни взять
ни то ни

сё
ни рыба ни мясо
ни много ни мало
ни больше ни меньше
ни днём ни ночью
ни ответа ни привета
ни за что ни про что
ни пуха ни пера
ни свет ни заря
ни с того ни с сего
ни так ни сяк
ни там ни сям
ни туда ни сюда
как бы то ни было
откуда ни возьмись
кто бы ни был
где бы то ни было
куда ни шло

Устойчивые сочетания: ни жив ни мёртвни дать ни взять ни то ни сё ни рыба ни мясо

Слайд 31

ни дать

ни взять

ни рыба ни мясо

ни сесть ни встать

ни холодно ни жарко

ни дать               ни

Слайд 32



Куда ты только н… взгляни,

частица ни повсюду нам
встречается.
Я н… разу не читал про это.
Н… находил ответа н… в мыслях, н… на потолке, н… в щёлочках паркета.
Стоял перед классом н… рыба и н… мясо.

Закрепляй - ка

Теория

Куда ты только н… взгляни, частица ни повсюду намвстречается.Я н… разу не

Слайд 33Цифровой диктант
1 – НЕ, 2 – НИ.
1. В поле нет н..

души.
2. Н.. один из восходов солнца н.. бывает похож на другой.
3. В каких только уголках России н.. побывал я за эти годы!
4. Сколько н.. ходи в лес, а всё увидишь невиданное и услышишь неслыханное. (Н.Сладков)
5. Я н.. мог несколько раз н.. улыбнуться, наблюдая за работой ласточек.
6. В каком бы далёком и прекрасном краю человек н.. был, всегда помнит о свое малой Родине.
7. Кто н.. любит природу, тот н.. может гармонично развиваться.

Взаимопроверка.
2 2 1 1 2 1 1 2 1 1

Цифровой диктант1 – НЕ, 2 – НИ.1. В поле нет н.. души.2. Н.. один из восходов солнца

Слайд 34
В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.

(Н…) дома, (н…)

в школе,
(Н…)где, (н…)кому -
(Н…) верил Упрямый Фома
(Н…)чему.

На улицах слякоть,
И дождик,
И град.
- Наденьте галоши, -
Ему говорят.

- (Не)правда, -
(Не) верит Фома, -
Это ложь... -
И прямо по лужам
Идет без галош.

В одном переулкеСтояли дома.В одном из домовЖил упрямый Фома.(Н…) дома, (н…) в школе,(Н…)где, (н…)кому -(Н…) верил Упрямый

Слайд 35Проверь себя
В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.

Ни дома,

ни в школе,
Нигде, никому -
Не верил
Упрямый Фома
Ничему.

На улицах слякоть,
И дождик,
И град.
- Наденьте галоши, -
Ему говорят.

- Неправда, -
Не верит Фома, -
Это ложь... -
И прямо по лужам
Идет без галош.

Проверь себяВ одном переулкеСтояли дома.В одном из домовЖил упрямый Фома.Ни дома, ни в школе,Нигде, никому -Не верилУпрямый

Слайд 36В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется

И


Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернётся, а первый сам н(3) с кем н(4) уживётся.


1) 1, 2 2) 2 3) 2, 3 4) 3, 4

В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И Чем нравом кто дурней, тем

Слайд 37В каком варианте правильно указаны все цифры на место которых пишется



Н(1)чего на свете лучше нету,
Тем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, н(2) страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
Мы своё призванье н(3) забудем -
Смех и радость мы приносим людям.
Нам дворцов заманчивые своды
Н(4) заменят н(5)когда свободы.

1) 1,3 2)2,3 3) 2,3,4 4) 3,4

В каком варианте правильно указаны все цифры на место которых пишется -еН(1)чего на свете лучше нету,Тем бродить

Слайд 38Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите нужную частицу
Кто (не, ни) занимался математикой,

тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука. 7. Куда б (не, ни) шел, (не, ни) ехал ты, а здесь остановись (Твард.). 8. Сколько (не, ни) говори, (не, ни) слушается.
Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите нужную частицуКто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии

Слайд 39Домашнее задание
Упр. 434, 435.

Домашнее заданиеУпр. 434, 435.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть