Слайд 1 Организация по работы по развитию речи учащихся
Слайд 2Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все
зернисто, крупно, как сам жемчуг…
Н.В. Гоголь
Слайд 3Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются,
как птицы, то позванивают, как первый лед. К. Паустовский
Слайд 4Важность обучения русскому языку и литературе определяется значением
-предметных компетенций;
- надпредметных
образовательных результатов, то есть ключевых компетенции учащихся;
- спецификой объекта изучения, которым является язык, его функционирование, то есть речь;
- наличием межпредметных связей со всеми учебными предметами.
Слайд 5
Эти предметы объединяют две взаимосвязанные, но разные по задачам части:
дать
обучающимся основы науки о языке;
вооружить их умением пользоваться «мощным в своих оборотах и средствах» (А.С. Пушкин) русским языком, развить дар слова, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Слайд 6Цели и содержание работы по развитию связной речи.
Помочь осмыслить речевую практику,
в процессе которой воспринимается или создаётся текст.
Познакомить с определёнными понятиями речеведческого характера и способами речевой деятельности.
Развивать языковое чутьё, научить преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний.
Реализовать задачи воспитательного характера.
Слайд 7Основные направления работы по развитию речи.
Обогащение словарного запаса.
Обогащение грамматического строя речи.
Обучение
нормам литературного языка.
Формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Слайд 8Обогащение словарного запаса
заключается в количественном и качественном пополнении запаса.
Расширение запаса слов обеспечивает понимание обучающимся изучаемого материала по всем предметам, обогащает их устную и письменную речь.
Слайд 9Обогащение грамматического строя речи
предполагает ознакомление с синтаксическими синонимами – различными
способами выражения одного и того же значения в зависимости от речевой ситуации.
Слайд 10
Критерий, позволяющий оценивать степень сформированности грамматического строя речи обучающихся, - разнообразие
синтаксических конструкций, используемых ими при создании собственных текстов
Слайд 11Овладение нормами литературного языка
Необходимо постоянно совершенствовать произносительные умения и навыки обучающихся
(постановку ударения, дикцию, громкость, темп, ритм, интонацию речи)
Слайд 12
необходимо показывать обучающимся колебания в словоформах и неустойчивость морфологических норм русского
литературного языка, уделять внимание усвоению лексических норм
Слайд 13
Внимание к смысловой стороне языковых явлений развивает у школьников готовность
сознательно выбирать языковые средства, наиболее точно и образно передающие мысль в определенной речевой ситуации, потребность в речевом самосовершенствовании.
Слайд 14
Значительное место нужно отводить работе по усвоению норм синтаксиса
литературного языка, так как в данной области (особенно в формах управления и согласования) чрезвычайно широко представлена вариантность способов выражения мысли.
Слайд 15Формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной
и письменной форме
В основе развернутых устных ответов лежит воспроизведение научной информации, умение оперировать ею, чем объясняются такие требования, как точность передаваемой информации, строгая, логически обусловленная последовательность, доказательность, ясность изложения.
Слайд 16Основания подготовки устных высказываний:
по содержанию;
по подготовленности: полностью подготовленные (дома или
в классе), неподготовленные, подготовленные частично;
по источнику высказывания: устные ответы на основе готового текста (прочитанного или услышанного);
-
Слайд 17
устные ответы на основе графической наглядности (таблицы, схемы), на основе
текста и графической наглядности;
по степени развернутости мысли: краткие и развернутые ответы;
Слайд 18
по степени самостоятельности высказываемых суждений:
а) ответы, в основе которых лежит воспроизведение
готового текста,–высказывания воспроизводящего (репродуктивного) характера;
б) ответы, основанные на самостоятельных поисках,– ответы продуктивного характера.
Слайд 19Коммуникативная компетентность-
это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач:
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.
Слайд 20
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое
осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Слайд 21Виды работ по развитию связной речи
представляют систему и могут быть охарактеризованы
по содержательной задаче:
- работы, направленные на овладение умением раскрывать тему высказывания, строить рассуждение;
- задания, которые программируют учебные действия.
Слайд 225 групп заданий
1.Задания аналитического характера по готовому тексту. Например, проследить зависимость
употребления определённых языковых средств от задачи высказывания.
Слайд 23
2.Задания аналитико - речевого характера по готовому тексту, требующие анализа, обобщения
и определённых речевых действий, в результате чего на базе готового текста создаются элементы текста, но не текст в целом. Например, сформулировать основную мысль высказывания.
Слайд 24
3. Задания, требующие переработки готового текста. В результате переработки возникает усовершенствованные,
новые или переработанные части текста. Например, устранить непоследовательность в изложении материала.
Слайд 25
4.Задания, требующие создания нового текста на основе данного. Например, подготовить сообщение
на заданную тему на основе данного текста.
5.Задания, тренирующие на создание своего текста. Например, написать сочинение на определённую тему.
Слайд 26
Чтобы у школьников возникло желание высказаться, необходимо создать на
уроке особый микроклимат, доброжелательную, доверительную обстановку.
Слайд 27
Именно учитель – словесник должен научить ребят чувствовать окраску слова, музыку
разных звуков: мягкие звуки – узкие, твёрдые – широкие, бывают они и светлыми, яркими, тусклыми, грустными.
Слайд 28
В руках учителя величайшие возможности открыть сознание моментально, одной фразой: «Ты
все сможешь!»
Разбудить ученика – вот главная задача учителя русского языка и литературы, разбудить так, чтобы рука писала, а сердце не молчало.